24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Выгнали из музея — теперь надо бутылки собирать». Никита Монич — про искусство, культуру его потребления и планы на будущее

Текст: Марданова Александра, 30 сентября 2020

Кажется, историю Никиты Монича — бывшего экскурсовода Национального художественного музея — знают все. После резонансной новости об аресте корпоративной коллекции Белгазпромбанка (в том числе, легендарной «Евы» Хаима Сутина) Никита написал в Facebook стихотворение на злобу дня. Как итог — с июля музей работает без своего лучшего экскурсовода.

Relax.by поговорил с Никитой о жизни «по ту сторону» государственного оплота искусства, реакции арт-среды на мирные протесты в Беларуси, о потреблении культуры и личных мечтах.

Никита Монич.
Окончил ФМО БГУ в 2012 году. Востоковед и экскурсовод. Семь лет проработал в Национальном художественном музее.

В одном из давних интервью вы просили называть себя «солдатом и недоношенным ребенком» музея. А кто такой Никита Монич сегодня, вне выставочных залов?

Мне нравится слово «искусствовод». Этакий экскурсовод-искусствовед. Дело в том, что назвать себя искусствоведом я не могу ни формально (у меня нет диплома о базовом искусствоведческом образовании), ни на уровне реальных компетенций. Также я не совсем экскурсовод. В отличие от крутых краеведов, знающих про Минск и его историческое наследие столько, сколько необходимо, по-хорошему, знать. Так что я где-то посередине — продукт среды, где есть большой двухмиллионный город, в котором полтора человека занимаются стендапом на тему просветительства. Быть на этом месте — большая удача, но возникают вопросы в моей номинации. Кто я? Музейная крыса (бывших не бывает). Кто я? Кочевник: сегодня здесь, завтра там — но так было и до увольнения.

Что в работе вызывало профессиональный экстаз?

— Одним из самых больших кайфов для меня была такая ситуация. Приезжает или открывается новая выставка, про которую ты ничего не знаешь, а тебе через неделю водить экскурсии. И вот этот момент подготовки, открытия нового сперва для себя, а потом и для публики просто нереальный. Ощущение, когда ты хочешь донести людям, что узнал, прочитал, впитал в себя, живет очень долго.

Это никуда не делось и сейчас: я делаю все то же, только не в музейных залах.

Скучаете?

— Однозначно. На днях ходил по экспозиции, готовил для деток постлекционные практические задания. Родные залы, родные смотрители. Они — разные дамы со своим бэкграундом в образе хранителей — одни из моих любимых персонажей в музее. Теперь у них есть новое хобби: фотографироваться со мной. У нас всегда были взаимно хорошие отношения, поэтому мне и сейчас приятны такие встречи. Это как к бабушке вернуться. Да еще и в каждом зале — к своей отдельной.

Как обстоят дела сейчас?

— Многие спрашивают. Всем кажется, что меня выгнали из музея и теперь надо бутылки собирать. Но, учитывая зарплаты в музейной сфере, бутылки собирать нужно было и раньше. Я, специалист с иностранными языками, квалификацией и опытом работы, трудился на 0,5 ставки (двадцать часов в неделю) и получал 250 рублей. Не знаю, как на это можно выжить, поэтому всегда делал что-то еще: экскурсии по городу, лекции и так далее. Правда, в какой-то момент вмешался коронавирус: пришлось вертеться в попытках придумать что-то новое. Но пандемия ударила по всем сферам, большинство из которых перешло в онлайн. В том числе и я.

Конечно, не обошлось без проблем. Мобильный интернет в стране настолько плохой, что проводить онлайн-трансляции с экскурсий невозможно. Все, что увидит зритель, — пиксельное «квадрилово» в стиле второй части Doom (компьютерная игра, выпущенная в 1994 году. Графика соответствующая, — прим. ред.). Поэтому рассказывать о тонкости письма художника и обращать внимание на детали почти бесполезно.

Видеоэкскурсии — второй шаг к резиновой женщине после безалкогольного пива.

Психологически сложно было переходить в онлайн после того, как ты семь лет «топил» за идею, что видео — это не то, репродукция — это не то. Поэтому увольнение — закономерный результат периода. Ушел я по своей инициативе, отпускать меня не хотели и обещали, что я осенью вернусь и продолжу выполнять план музею. Но, видимо, передумали. 

Но вы же все равно не сидите без дела?

— Сейчас я стал лектором одной темы: «Как потреблять искусство?». Это динамичная, смешная, местами концентрированная выжимка из трех разных окололекционных продуктов. Ее я читаю в двух форматах: живом и онлайн. Недавно ходил с лекцией к деткам из «Стембриджа» (частная школа в Минске, — прим. ред.), иногда провожу ее для айтишников в Zoom. Кстати, дети и айтишники — мои любимые аудитории, которые похожи между собой. Они одинаково ничего не знают в области искусства и так же одинаково непосредственны в задавании вопросов. Над ними не довлеет мысль, что они обязаны что-то знать. Им говоришь: «Малоизвестный художник Рембрандт...» и получаешь две реакции. Либо они понимают и смеются, либо не понимают и ждут от тебя интересную историю про этого малоизвестного художника.

Детям сложно донести искусство?

— Стоит начать с того, что сегодня среди родителей есть большой запрос на неформальное образование для детей. А ребятам это интересно, если подается «живо». Дети прекрасны тем, что безжалостны. Как только ты сказал что-то сложное, запускается таймер: у тебя есть 20 секунд, чтобы не растерять внимание окончательно. 

Зачем детям лекции об искусстве, когда в школах прописано регулярное посещение музеев?

— Знаете, какой мой любимый факт про музейную жизнь в нашем городе? Сейчас, когда в музей ВОВ уже просто неприлично идти в двенадцатый раз подряд, в школе говорят: «Ну, пойдем в другой!» Выбирают самый дешевый, берут хулигана, который не сможет отвертеться по причине того, что он «на крючке» у администрации. Отдают ему деньги и отправляют в музейную кассу.

Он покупает билеты, берет чек и... уходит. На этом посещение музея классом окончено.

Кажется абсурдом. Когда существовало крепостное право, вначале была барщина. Человек расплачивался с барином трудовыми днями. Потом, в рамках развития товарно-денежных отношений, барщину заменили оброком, который выплачивался деньгами. И музейная реальность в нашем государстве сегодня такова, что дети готовы откупаться, чтобы не пойти в музей. Это днище, от которого можно оттолкнуться. 

Существует ли запрос на неформальное образование для взрослых?

— Вообще, культурный продукт в Беларуси потребляет около 3% населения. Посудите сами: если в двухмиллионном городе есть пятнадцать театров и они не ломятся, а билеты не скупаются на старте — театров больше, чем надо. То же можно сказать и про музеи. 

Почему так? Ведь образование есть у большего количества людей, у большего количества и удовлетворены материальные запросы. Где проблема? Мне кажется, ответ нужно искать в 1944 году. Тогда в Минске оставалось от 40 до 60 тысяч населения (до войны было 250 тысяч). Начинается стремительный рост столицы: индустриальная первичная урбанизация, когда подавляющее количество людей переезжает в город из деревни или небольших населенных пунктов. А урбанизированная ментальность, когда человек ассоциирует себя с городом и чувствует единение с ним, возникает лишь в третьем поколении. Здесь и кроется разгадка.

Ты не можешь любить музей, если в месте, где родился ты или твои родители, нет музея. Ты не можешь понимать отличие плохого театра от хорошего, если в месте, где ты вырос, один театр.

— Я не горожанин, в отличие от моего ребенка, который и есть то самое третье поколение. Поэтому я себя веду в театр насильно. То же касается и музея, когда это не работа. Просто сверхпотребности в этом нет. На этой почве становятся очень востребованными возникающие культурные инициативы.

Какие прогнозы у культуры на ближайшее будущее?

— Очень сильное влияние на сферу оказывает происходящее сейчас: создание горизонтальных связей, катастрофа на всех фронтах. Все большее количество людей оказывается в ситуации «Развивайся или умри». Это означает, что ты больше не можешь находиться в минимальном социальном контакте, думая: «Я сижу тихонечко, ничего не делаю и это всех устраивает». А, значит, культура начнет оживать. Надеюсь на это.

Предположим, что все получилось. Какие перспективы и изменения ожидать белорусской арт-реальности?

— Во-первых, расширение в географии культурных продуктов. Во всем мире сейчас музейный «бум», люди ломятся на выставки, а лоукосты специально запускают продажу билетов. Десять лет назад такого не было. Рано или поздно лоукосты появятся и у нас, поэтому такое развитие событий вполне вероятно. Во-вторых, расширение продуктовой линейки. Возможности ( в том числе, экономические) культурной среды будут расти, потому что потреблять культуру будет большее количество людей. Расширение аудитории приведет к возможности привозить более сложные и интересные объекты.

— Есть одна история: в 2015 году в Минск привезли выставку изобретений Леонардо да Винчи. Этакий Диснейленд. Нет, выставка была неплохая, но она абсолютно не имеет отношения к искусству. И она отлично окупилась! После успеха организаторы решили: надо сделать что-то более серьезное. И вот в столице уже более ста работ двух выдающихся испанских живописцев Гойи и Пикассо.

Впервые в истории человечества из Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо выехало столько Гойи! А организаторы после выставки едва свели концы с концами. Оказалось, людей, которым нужно такое искусство, недостаточно.

Как показал год, привозить в Беларусь культурные шедевры может и вовсе быть делом опасным.

— Верю, что однажды мы дорастем до законодательства о меценатстве. У нас все для этого есть, кроме воли определенной номенклатурной группы людей, которые вообще не понимают, для чего искусство нужно. В противовес — тот же Бабарико и то, что он делал. Для кого-то это — отмыв денег, для кого-то — маркетинг. Но мне все равно, если я могу увидеть в Беларуси уникальную картину или сходить на театральный фестиваль, о котором и мечтать не мог.

Они могли платить дивиденды топ-менеджерам, но вместо этого купили и вернули в страну работы Бакста. Вот что имеет значение.

Почему вы до сих пор в Беларуси, имея в багаже четыре иностранных языка и внушительный опыт работы?

— Если все уедут, то кто останется? Во-первых, я могу описать себя как укушенного патриотизмом. Во-вторых, лучше быть первым в галльской деревне, чем вторым в Риме. В Минске, если ты хоть что-то делаешь хорошо, у тебя почти не будет конкурентов. Мне чрезвычайно повезло делать то, что востребовано. И у этого дела — малая конкуренция, которой я алчу. Желаю, чтобы пришли молодые либо, наоборот, опытные искусствоведы и сказали: «Сейчас мы тебя разорвем на куски!». Пожалуйста, давайте! Давайте соревноваться, чтобы был движ! Ну а ехать куда-то очень страшно. Даже несмотря на то, что я много с кем работал. И эти люди с различным бэкграундом говорили, что я делаю свою работу хорошо. Но нет, я пока боюсь. Лучше в автозак.

Что вы скажете о реакции искусства на белорусские события?

— Чаще всего искусство в своих выразительных зрелых формах — это либо первичная сверхреакция на происходящее, либо отложенная штука, которую уже успели осмыслить. Хороший пример — Гойя, написавший свои сверхпрограммные полотна о народном восстании 2 мая 1808 года в Мадриде. Но сделал он это спустя какое-то время (а именно — в 1814 году), когда осмыслил событие.

Мне кажется, мы сейчас находимся в провале. Уже был первичный взрыв, сейчас происходит осмысление. Которое будет порождать все более яркие, выразительные, живучие во временном процессе произведения искусства о происходящем.

Контекст — живой бульон, в котором оформляются художественные высказывания. И он сейчас сильно забурлил. Это бурление необходимо художнику: опасность и острота момента — топливо для искусства. В то же время искусство — сверхсложное и допускающее многие трактовки высказывание. Это значит, что мы можем «привязать» его к себе: увидеть все, что угодно, в чем угодно. Для реакции гораздо важнее тот, кто смотрит, а не тот, кто создал. Ведь объект одинаков всегда, а уже зритель воспринимает работу через призму происходящего и себя.

Как воспринимаете ситуацию в стране лично вы?

— Сначала думаешь: какие, блин, лекции можно проводить, когда творится такое? А потом понимаешь: ты можешь помочь людям своей деятельностью. К тебе приходит по 120 человек, они оплачивают билеты. Ты не можешь достать 1360 рублей из своего кармана, чтобы отдать нуждающимся. Но прочитать лекцию, чтобы перевести в фонды полученные за входные билеты средства, я могу. Это огромный стимул для деятельности. Раньше решение многих вопросов — жить активно или нет, добиваться чего-то или нет — было прерогативой исключительно тебя и твоей готовности преодолевать сопротивление, которое в нашем обществе на серьезном уровне. А сейчас ты понимаешь, что оправданий больше не осталось. «И так сойдет» больше не работает.

Новый лозунг новых людей — «моя хата в центре!»

Над чем вы будете работать, когда «сюрпризы» нынешнего года останутся позади?

— У меня есть мечта — организовывать небольшие музейные туры в другие страны. Я должен был начать реализацию в этом сезоне, но... К тому же это премиум-сегмент: перемещение самолетом, мини-группы (не более 10 человек, если запрос не корпоративный). То есть людям за три-четыре дня нужно будет выложить за все около тысячи евро как минимум. Сперва я думал, что никогда не смогу найти людей и что никому это не надо. А потом сам себе говорю: подожди. В год можно сделать максимум шесть туров. В группе — максимум десять человек. То есть из 200 000 000 русскоязычного населения мне нужно всего 60 человек в год, которые готовы заплатить за такой продукт. Верю, что это вообще не проблема.

Фото: Дмитрий Рыщук

Следите за нами в Facebook,ВКонтакте,Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Обзор с ценами: еще 10 заведений, которые анонсировали новогоднюю программу. Часть 2 Планируем зимние праздники. Усадьбы, где можно встретить Новый год семьей или компанией до 10 человек
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie