В США в 70-х родилось понятие крафтовой революции. Любительское увлечение варить пиво не для широкого круга потребителей перешло в разряд малого и среднего бизнеса.
Сегодня ремесленное пиво популярно и в Европе. О пивной культуре нашей страны, вкусах белорусов и том, как потреблять пиво профессионально, мы поговорили с пивоваром и редактором сайта pivo.by Вячеславом Радионовым.
— Можно сказать, за долгие годы в нашей стране сформировался стереотипный, не самый положительный образ пива, — начинает Вячеслав. — Хотя этот напиток интересный и многогранный: сотни стилей, десятки тысяч разновидностей, которые подойдут под любое время дня, мероприятие, компанию. И сейчас в Минске и других крупных городах (как минимум) приходит понимание этого.
Для людей пиво становится не просто напитком, с помощью которого можно опьянеть. Но тем, который откроет новые вкусы и эмоции, не возникающие от других спиртосодержащих напитков.
К тому же, подчеркивает собеседник, сегодня набрал популярность мировой тренд — безалкогольное пиво. В Беларуси пока есть лишь несколько стилей, но и это означает, что каждый может найти что-то себе по душе.
Так что же такое крафтовое пиво?
— Главная проблема определения крафтового пива в Беларуси — невозможность четко сказать, что это такое, — улыбается Вячеслав. — В других странах существует три критерия, по которым пивоварня может называться крафтовой: объем производства, принадлежность не более трети акций крупному производителю и использование конкретных ингредиентов исключительно для вкуса, а не удешевления продукта. У нас же можно долго спорить, что есть крафт, а что — нет.
Это специалист объясняет тем, что ремесленный пивной рынок только развивается, из-за чего нет большой конкуренции, а определение крафтового пива некому защищать.
— Это не хорошо и не плохо, просто так сложилось, — рассуждает он. — Понятие крафта у нас — не такой сильный маркетинговый рычаг, как в США, где функционируют 8000 пивоварен. Мое мнение — крафтовой может называться пивоварня, нацеленная на качество, максимально яркий вкус пива и постоянные эксперименты.
Чем больше необычных ходов и сортов, тем лучше это показывает ручную работу.
Ведь крупные заводы не могут себе позволить сварить какую-то экспериментальную штуку — в этом отличие и преимущество ремесленников. Делать необычный, эксклюзивный продукт, оставаясь независимым от больших компаний, — это уже хэндмейд.
Несмотря на то, что в нашей стране этот хэндмейд-продукт только набирает обороты, белорусы вполне открыты к новым вкусам. Однако есть одно «но».
— Главная проблема — покупательская способность. Крафтовое пиво будет всегда дороже, чем массовый продукт. Из-за ограниченных объемов производства, более дорогих сортов хмеля, большего количества ингредиентов, а при импорте — и дополнительных издержек, — перечисляет герой. — Соответственно, на выходе получается цена, раза в три превышающая стоимость пива в масс-маркете. И это касается любого условно крафтового продукта: например, хлеба или пиццы из несетевого заведения.
Но, несмотря ни на что, Вячеслав уверен: пусть и медленно, но ситуация продолжит меняться в лучшую сторону. Медленно, но верно.
— Люди стали путешествовать (речь идет о ситуации в целом, вне контекста пандемии, — прим. ред.), пробовать что-то новое, привозить впечатления. Это влияет на восприятие и формирование пивной культуры в Беларуси. Которая, в свою очередь, может быть хорошей приманкой для туристов, — рассуждает он. — Интерес к крафту появляется и в регионах. А когда люди интересуются такими напитками, возникает закономерное любопытство, как правильно их пить, подавать, какая должна быть температура и бокал — все это очень важно. Для развития рынка в том числе.
Вячеслав отмечает, что в этом деле верно двигаться не от теории к практике, а наоборот: пробовать различные сорта, начинать интересоваться ими и изучать интернет-ресурсы.
Порой можно обнаружить себя уже «по ту сторону» — где четко знают о пиве практически все.
— Мне кажется, такого профессионального подхода, как в винной теме, с пивом нет. Хотя понятие пивного сомелье существует и в России, и в других странах, — рассказывает собеседник. — В большинстве своем все люди, которые становятся специалистами в этой сфере, занимаются всем самостоятельно. Наилучший способ разобраться в пиве — пробовать как можно больше разных сортов, вникать в вопросы производства, особенности вкуса и аромата. Это сложный напиток: не каждый сможет идентифицировать вкусовые оттенки.
Также специалист отмечает важность общения с людьми, которые разбираются в теме.
— В Беларуси такие люди есть, найти их несложно: проводятся встречи, организовано общение в чатах. Весь пивной мир построен на общении: можно прийти в популярный пивной бар, разговориться за бокалом, обменяться контактами и в следующий раз присоединиться к дегустации, — объясняет он. — Как только будет возможность, отправляйтесь на фестивали: можно начать с Варшавы, Москвы, Риги или Вильнюса. Для желающих есть очень много возможностей «влиться».
Однако даже здесь есть вопрос, который нельзя игнорировать. Это — противопоказания к профессиональной пивной деятельности.
— Не стоит забывать, что пиво содержит алкоголь. Это может стать проблемой для тех, чей организм остро реагирует на градус, — объясняет Вячеслав. — Пускай в большинстве сортов процент алкоголя не очень велик, но все равно: чем больше ты пьешь, тем сильнее это может отражаться на организме.
Как и во всех делах, необходимо подходить к дегустациям без фанатизма. Ответственное потребление пива — очень важный момент, и я надеюсь, что люди понимают это.
Подспорьем здесь может стать безалкогольное пиво.
— Спрос на него растет во всем мире. В первую очередь, это связано с популярностью здорового образа жизни, — делится собеседник. — Но у такого пива есть определенный «потолок». Оно не займет даже четверти рынка — лишь 2-5%. Однако разнообразие таких сортов тоже нужно. В той же Литве выпускают безалкогольные стауты (темный элевый сорт пива) и IPA (индийский пейл-эль). Сварить такое пиво технически сложно, это процесс не для мелких пивоварен. И добиться максимально вкусного напитка можно только самым дорогим способом — удалением спирта из конечного продукта.
Сегодня белорусский потребитель приходит к тому, что распробовали в США около десяти лет назад: фруктовые сорта, сорта с кислинкой, милкшейк-IPA, кондитерские стауты, пиво с тропическими тонами. Это ярко, необычно и поэтому интересно.
— Специфика крафта в том, что многие сорта выпускаются лишь однажды. Это здорово, потому что люди постоянно хотят новинок и получают их, — говорит специалист.
В Беларуси могло быть больше импортного крафта, но законодательство этот вопрос поставило на паузу. Во всяком случае, пока.
— Импортерам пива сложнее ввозить крепкие сорта (выше 6,9% алкоголя). И проблема в том, что самое интересное начинается от 7 градусов, — размышляет Вячеслав.
С другой стороны, пугает, что для белорусских пивоварен может не остаться места при снятии этих ограничений. Ведь за счет экономических вопросов цена на отечественное пиво может быть выше из-за себестоимости. Хотя наш продукт не будет уступать ни по каким характеристикам.
Фото: Дмитрий Рыщук
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!