24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Продукты не должны попадать в мусорку». Минчанка запустила сервис по продаже остатков еды из ресторанов

Текст: Таразевич Мария, 16 ноября 2019

Всего за пару дней проект Ольги Гриневой поддержали более 13 000 человек. Они подписались на канал в Telegram, который работает в поддержку нового сервиса «Смачнаежка». Ольга шутит, что ее проект поможет каждому желающему «спасти булочку». Но в этой истории практически нет коммерческого подтекста. Идея в таком простом и пока еще не каждому понятном принципе экологичности.  

Это кажется странным, но любой продукт или идея с пометкой «экологично» — практически синоним слову «трендово». Становится модным использовать экосумку в супермаркете, но большинство из нас продолжают брать кофе навынос в пластиковом стаканчике. Понимание приходит. Но не всегда оно сопоставимо с возможностями. Ольга пока не живет в стиле zero waste, но уверенно делает первые шаги. 

В чем суть проекта? 

«Смачнаежка» — сервис, который продает остатки еды из минских ресторанов, кафе и пекарен. Цену на блюдо формирует заведение, скидка может достигать 75%. Например, вчера тартар из говядины в Ayahuasca Social Club можно было купить за 10, а не за 15 рублей.   

Работает это просто. Вы подписываетесь на Telegram-канал, откуда можно узнавать о блюдах в наличии. Оплатить еду нужно на сайте. Получаете электронный чек и в течение 1 часа забираете еду в заведении. Сейчас к сервису подключены 9 заведений: 

  • «Хинкальня»
  • «Грузин.by»
  • Brioche
  • BonGenie 
  • «Пекарня Дражина»
  • Ayahuasca Social Club 
  • «Винный шкаф»
  • «Пересмешник»
  • «Клумба»

Что за еда выставляется на продажу? 

— Самый популярный вопрос о сервисе: «Почему в данный момент нет никакого предложения от заведений?». Но его механика в другом. Мы не сервис скидок мы спасаем еду! У меня нет цели делать публикации в канале каждый час, хотя подписчики ждут. Мы только стартуем, и вместе с ростом числа партнеров будет расти и количество блюд. 

Блюда могут попадать в наш сервис по разным причинам. Например, официант перепутал заказ. Или приехала доставка еды, а человека нет дома. Актуальная проблема — остатки еды после меню завтраков и бизнес-ланчей. Никто же не варит в обед, условно, одну тарелку супа. 

Это ни в коем случае не просроченная еда и уж тем более не та, которую кто-то не доел. Абсолютно нормальные блюда, которые по объективным причинам не попали на стол гостям. Их можно спасти от утилизации. 

Сервис будет актуален и для кулинарий в супермаркетах, и для отелей, которые выбрасывают остатки со шведского стола. Присоединиться могут все, кто готовит и производит еду. 

Что такое фудсейвинг? 

Частично «Смачнаежка» поддерживает идею фудсейвинга. По данным ООН, каждый год в мусорном баке оказываются 1,3 млрд тонн пищевой продукции. Это почти треть от всего производства. Зачастую на помойку отправляется пища хорошего качества, которая по каким-то причинам не может быть съедена или продана. Исправить эту ситуацию пытаются фудсейверы «спасатели еды».

Откуда идея?  

— Все началось с моего другого бизнеса, PR-студии Sette. Весь этот год команда работала над экологическими проектами. С нашим партнером, оператором вторичных ресурсов, мы сделали несколько крупных пиар-кампаний по отказу от полиэтиленовых пакетов и пластика. Был автобус с пластиковыми бутылками на Октябрьской, экскурсии на полигон и мусороперерабатывающий завод. На последнем даже организовывали модный показ, который пропагандировал использование многоразовых сумок — авосек и экоторб. Также мы выводили на рынок пакеты из кукурузного крахмала. Они сейчас продаются в некоторых торговых сетях. 

Да, звучит избито. Но тема экологии сейчас актуальна как никогда. Общество на той грани, когда мы либо будем жить среди мусора, либо начнем разумно потреблять. 

Чем глубже я погружалась в эти проекты, тем ярче видела масштаб бедствия. За этот год я очень сильно изменила собственный подход. Сортирую мусор, использую щетки из бамбука, всегда ношу с собой экоторбу. Мне далеко до образа жизни zero waste, но это самые простые решения, которые может поддержать абсолютно каждый, они не требуют больших денежных вложений. 

Потом случилась моя поездка в Норвегию, которая стала главным толчком к созданию «Смачнаежка». Там невероятно популярно приложение Too Good To Go, где можно заказать блюда, которые рестораны, кафе и пекарни собираются выбросить. Вообще, сама идея родилась несколько лет назад, сейчас она очень популярна не только в Скандинавии, но и во всей Европе. 

Справка Relax.by 

Lunchie и Too Good To Go скандинавские приложения, которые борются с выбросом неиспользованной еды в ресторанах. Их создатели призывают людей помочь «в войне с пищевыми отходами». Приложение было запущено в Дании зимой 2015 года. Сейчас оно доступно в нескольких странах: Норвегии, Швейцарии, Англии и Северной Ирландии. 

Сервис Lunchie был разработан и запущен весной 2016 года. Он охватывает 300 ресторанов в Финляндии, в день они продают по 300 блюд. Начиная с этой осени, Lunchie запустят в Голландии, Германии, Швеции и Эстонии.


Я была удивлена,  что в Норвегии это приложение невероятно популярно. Люди внимательно следят за обновлениями и активно делают заказы. В нашем сервисе пока 9 партнеров, но до конца года я поставила себе условный KPI — подключить до 50 заведений. 

Проблема пищевых отходов в Беларуси как будто замалчивается. Но она есть, и ее масштаб немалый. Даже странно, что никто до меня не запустил проект по спасению еды — идея лежала на поверхности. 

 

Когда вернулась из Норвегии, начала общаться с партнерами: большинство рестораторов открыты для сотрудничества, они искренне заинтересовались проектом. 

Но были и те заведения, в которых нас не поняли. Некоторые просто не готовы признать, что у них есть пищевые отходы. Думаю, рано или поздно они все-таки более осознанно подойдут к проблеме. 

Кому это выгодно? 

Плюсов для ресторанов масса. Первый и самый главный для меня экологическая инициатива. Второй плюс покрытие издержек. Они не выбросят блюдо, а продадут его. Пусть и не за полную стоимость, но основные расходы эта сумма точно покроет. Третий плюс — новые клиенты. Люди будут пробовать и, возможно, возвращаться в кафе или ресторан. 

В первый день работы сервиса мы выставили брускетты с паштетом из «Винного шкафа» по 4 рубля вместо 7. Одну из порций купила моя приятельница и дала мне обратную связь: «Я столько лет хожу в это заведение и ни разу не заказывала паштет! А зря, очень вкусно»

Для меня это пока голая инициатива, про финансовую составляющую говорить не приходится. В выигрыше в большей степени гость, ресторан и природа. Ведь еда не ушла в мусорку, а все же нашла своего обладателя. 

Что говорят в заведениях


Антонина
менеджер по PR

Кристина
управляющая баром «Винный шкаф»

Мы с удовольствием поддерживаем мировые тренды, которые приходят в Беларусь. Нам интересно посмотреть, как это будет работать. Наш бар нечасто сталкивается с проблемой остатков еды, но это бывает, поэтому сервис «Смачнаежка» поможет максимально минимизировать затраты. Еда имеет тот же внешний вид, вкус, подачу. Просто, например, просчитались и приготовили больше, чем смогли продать. И, конечно, это не только выгодно, но и очень экологично! «Винный Шкаф» стремится быть первооткрывателем во всем, поэтому мы одно из первых заведений, которое присоединилось к сервису.

Анастасия Островская
коммерческий директор ООО «Куртье», Галерея десертов BonGenie 

— Присоединиться к сервису решили по разным причинам. Мне приятно даже само белорусскоязычное название, звучит по-родному и вкусно.

Даже когда готовишь дома, не всегда можешь верно рассчитать количество продуктов или порций. Что уж говорить о крупных объектах в HoReCa: в небольших объемах издержки есть везде, в том числе и в нашей Галерее десертов BonGenie. Это может быть десерт макарон или кусочек торта «Наполеон». Спрос зависит даже от погоды. Холод после жары — и пожалуйста, продажи мороженого резко падают. И таких ситуаций порой невозможно избежать даже при самом грамотном планировании.

Используем платформу в следующих случаях. Если срок реализации пирожного макарон пять суток, то на четвертые сутки мы выставляем его на продажу. Если пирожное должно реализоваться за сутки, то мы предлагаем его купить за 3-4 часа до конца смены. Для создания наших пирожных используется ручной труд, каждый десерт — маленький шедевр кондитера. Безусловно, нам безумно жаль выбрасывать десерты, если заканчивается срок их реализации! 

Мы за то, чтобы не выбрасывать еду. Эта философия мне очень близка. В первый раз глубоко задумалась об этой теме, когда посмотрела фильм «Поиски Алена Дюкасса». Этот всемирно известный мишленовский шеф-повар активно поддерживает идею безотходного производства в ресторанах. И в целом глобальные вопросы экологии: использование полиэтилена и пластика, раздельный сбор мусора… Однажды на тренинге Аркадия Цукера я услышала, что в мире выбрасывается 80% лекарств и более 40% еды. Это впечатляет. Поэтому первая цель подключения к сервису — спасение еды. 

Если у платформы будут хейтеры, то я могу сказать им одно: сдвиньтесь с места и сделайте что-то хорошее сами. Люди, которые не хотят изменить мир к лучшему, не могут двигаться вперед.  

Сервис работает с 10:00 до 22:00. Если блюдо появилось в 22:00, то забрать его можно будет до 23:00.   

Фото: Дмитрий Рыщук 

Следите за нами в InstagramFacebook и ВКонтакте

Food-эксперимент на Октябрьской. Минские шефы показывают, что можно приготовить из тыквы Где отпраздновать новогоднюю вечеринку? «Последний вагон» для тех, кто еще не определился
Этот сайт использует cookies
Понятно