24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Нет проблемы чему-то научиться, главное — хотеть научиться». Психолог Павел Зыгмантович о том, что должны знать современные дети и должны ли?

Текст: Шрамкова Юлия, 20 августа 2018
Партнерский материал совместно со школой иностранных языков Streamline. Что это такое?

Relax.by совместно со школой иностранных языков Streamline решили разобраться в том, какими новыми навыками должны обладать современные дети, чтобы органично вписаться в мир. Обязательно ли детям работать с компьютером, знать английский и разбираться в программировании? Рассуждаем вместе с психологом Павлом Зыгмантовичем и заместителем директора по академической работе школы иностранных языков Натальей Калюзиной.

— Если раньше ребенку к школе нужно было в лучшем случае уметь читать и писать, то сейчас от шестилетних детей ждут уже начальных знаний английского языка, использования компьютера и других навыков, которые, скажем, нашим родителям не были нужны. Почему так происходит?

— Мир постоянно усложняется, вместе с этим усложняется и процесс получения в нем профессии. Если раньше нехитрую крестьянскую или плотницкую премудрость можно было освоить достаточно быстро, то, например, сопромат так быстро не постигнешь. Для выполнения квалифицированной работы нужно много-много учиться. И так будет до тех пор, пока у нас не появится мощный и развитый искусственный интеллект, который сможет взять все обязанности на себя. Хотя, наверное, для развития самого человека его появление — не лучший вариант. Это, скорее, лишнее. Все-таки хотелось бы, чтобы люди в дальнейшем продолжали думать сами.

Но пока мир постепенно становится сложнее, человек не может ничего с этим поделать. Поэтому набор обязательных и желательных навыков постоянно меняется и дополняется.

— Все эти современные ожидания справедливы?

— Ребенок в пять лет вовсе не должен знать английский, разбираться в технике, даже не должен знать счет, уметь читать и писать. Это не просто ненужно — вредно для ребенка. Такие навыки и умения — то, к чему нужно стремиться. Но обязательная нагрузка по умолчанию просто вредна.

— И чем она вредит?

— Ребенка нельзя толкать вперед. Дети не могут делать каких-то вещей не потому, что не хотят, а потому, что не готовы к ним. Ребенок не может начать ходить в шесть месяцев, у него еще не развиты некоторые мышцы, и — что более важно — не развит мозг. Это же относится к попыткам научить ребенка читать в два года. Есть дети, которые начинают читать в 3-4 года, но это редкость. Это хорошая по большому счету, но все же аномалия. Заставлять малыша в пять лет писать, читать, считать и вышивать — это перебор. Для детей это просто тяжело.

Есть понятие — зона ближайшего развития, которое ввел популярный и известный по всему миру советский психолог Лев Выготский. Зона ближайшего развития — это те вещи, которые ребенок может делать вместе со взрослым, но не сам по себе. Так учатся ходить: ребенку дают два пальца — родитель его ведет, потом ведут за одну руку, затем отпускают, но страхуют. В таком случае ребенок развивается спокойно и постепенно, останавливаясь, когда его внутренний ресурс закончится.

Когда ребенка заставляют учиться, принуждая его к этому так или иначе, это слишком сильное перенапряжение. Ребенок может его просто не выдержать. Поэтому с маленькими детьми лучше так не поступать.

— Значит ли это, что изучать любую новую дисциплину следует совместно с родителем в подходящем возрасте?

— Зона ближайшего развития сохраняется всегда. Но совместно со взрослым — не значит, обязательно с родителем. Должен быть человек, который знает дисциплину лучше или умеет что-то лучше. Это может быть учитель, брат, репетитор. Дело, скорее, в своевременности обучения. Например, ребенок должен быть готов идти в школу. Отправлять его туда в пять лет категорически недопустимо. Даже в шесть лет на самом деле не очень разумно. В школу нужно отправлять, когда у ребенка сменилось хотя бы четыре зуба.

— Все говорят о том, как важно развивать ребенка в дошкольный период. Чем тогда с детьми заниматься, если не чтением, письмом и английским?

— Важно, чтобы у ребенка в начальный период жизни было много впечатлений. Для детей нужно создавать обогащенную среду. Они должны иметь возможность ползать, бегать, лазать, бросать, мять, резать, копать и даже рвать иногда. Лучше всего если малыш видит разные места и людей, осваивает разные занятия: построил из песка крепость, залез на горку, сорвал цветок, бросал камешки в воду… Все остальное — совершенно непринципиально.

— Разве ребенок не станет отставать от ровесников, если его не отдавать в кружки и центры развития?

— Есть позиция: после трех лет — уже поздно, которая говорит родителям максимально развивать ребенка именно в первые три года жизни. Она в корне неверна. Вернее, ее понимают неправильно. Развивать ребенка нужно, но не в русле конкретных направлений. Развивать ребенка — значит, предоставлять ему как можно больше разных занятий. А потом уже, когда ему будет лет 8-10, можно планомерно вводить в жизнь кружки.

Предложение никогда не пишут сразу. Сначала нужно научиться просто держать в руках ручку, потом обводить ручкой что-либо, нарисовать вместе со взрослым первую петельку — это все зоны ближайшего развития, которые постоянно отдаляются. Работать нужно в той зоне, в которой ребенку тяжело, но с помощью взрослого — можно. Если ребенка учат счету в той ситуации, когда он еще не готов, когда не наступила соответствующая зона дальнейшего развития, это вредно.

Чтобы понимать, в каком возрасте и чем лучше заниматься с ребенком, стоит ознакомиться с научными пособиями. Родителю, в целом, лучше отказаться от идеи бешеного развития ребенка. Не нужно записывать его сразу в десять секций и кружков. Лучше всего, если у ребенка в неделю всего две секции. Конечно, есть индивидуальные особенности, некоторым детям действительно понравится ходить сразу в семь кружков, но вообще очень важно, чтобы у ребенка было время не для учебы и развития.

Ребенок так или иначе развивается в игре, до десяти лет — это основная деятельность. Даже если в секции все построено на игровом принципе, все равно важно, чтобы ребенок играл сам в то, что ему интересно. В неделю — не более четырех часов обучения вообще.

— Но родители, наверное, беспокоятся, что ребенку будет сложнее хорошо учиться, а в дальнейшем найти хорошую работу, если он не владеет этими «новыми навыками». Многие родители хотят отправить ребенка на IT-курсы, чтобы помочь в будущем получить хорошую специальность. А у малыша нет знания английского, и на курсы его не берут…

— Это разумно. Зачем нужен родитель, который не заботится о будущем своего ребенка? Но изначально, в детстве, до пяти лет, нужно заниматься развитием в широком смысле. Необходимо, чтобы ребенок был массировано впечатлен. Задача ребенка — играть. Не надо торопиться и пытаться его куда-то направить. Навыки ребенок сможет получить, когда станет старше. Но для навыков должна быть основа. Развивать нужно, но без фанатизма.

Задача — сделать максимально богатый мир. И цель занятий — впечатление, а не обучение. В процессе взросления ребенок выявит свои интересы. Попытка запихнуть его скорее куда-нибудь, где, по мнению родителей, ему будет хорошо, скорее всего, возымеет обратный эффект. Конечно, родители хотят, чтобы у их чада все было хорошо и быстренько. Но вдавить это невозможно. Скорее, ребенок будет сопротивляться либо не сможет впитать.

— Так когда начинать беспокоиться о будущем ребенка?

— Думать о будущем ребенка можно и нужно всегда. Но о профессиональных навыках стоит говорить уже в период полового созревания — не раньше 13 лет. Это как раз то время, когда ребенок остро хочет быть взрослым. Подростки чаще всего сами это проговаривают: «Я уже не ребенок, не нужно меня учить». Тогда можно отправлять заниматься чем-то, что в будущем сможет превратиться в профессию.

Даже в 15-17 лет далеко не все люди могут представить, куда они хотят поступать и кем хотят работать. И об этом не нужно беспокоиться. Нормально, если ребенок годами посещал секцию, а потом решил, что хочет заниматься чем-то совершенно противоположным. Не факт, что профессия, в которую жаждет направить родитель, будет для ребенка лучше. Все профессии в большинстве своем одинаковы. Везде есть какие-то проблемы, трудности, в любой профессии есть вещи, которые не хочется, но надо делать. Нельзя сказать, что есть какие-то хорошие или плохие профессии. Обычно родители отлично понимают, какие плюсы и минусы есть в их сфере, но не знают ничего о других. Поэтому лучший вариант при поиске будущей профессии — это пробовать.

Подростки и молодые люди, которые успевают поработать официантами, мерчендайзерами, продавцами, посудомойками, знают профессии с разных сторон. Им обычно проще ориентироваться и развиваться дальше. Подростку важно давать пробовать максимум различных профессий. Да, мало кто из нанимателей хочет трудоустраивать 14-16-летних детей, потому что с ними много мороки. Это неправильно. Так нельзя.

Подросток учится в процессе работы. Если хочется, чтобы он пошел в IT, отправьте его для начала тестировщиком. А потом он сам решит, расти ли в разработчики или еще куда-то. Важно, чтобы подросток учился, получая за это деньги. А после 18 просто обязательно работать параллельно с обучением хотя бы по 4-5 часов через день.

— Но без некоторых навыков на высокооплачиваемую работу будет сложно устроиться. Придется смириться?

— Значительную роль играет мотивация. Учитывая, сколько сейчас возможностей осваивать новое — различные приложения, блоги, курсы, — у любого человека при достаточной мотивации получится освоить почти любой навык. И новое поколение понимает это. Нет проблемы чему-то научиться, главное — хотеть научиться.

Нельзя освоить что-то насильно, вернее, можно, но это потребует больше времени и сил. Лучше, если процесс происходит органично. Сейчас становится все больше самостоятельных детей и подростков, которые сами решают, что учить и чем заниматься. Они находят курсы, скачивают приложения, смотрят ролики. Таких не большинство, но важно, что они есть.

 

Наталья Калюзина
Заместитель директора по академической работе школы иностранных языков Streamline

— Приятно, что подростки начинают сами принимать ответственность за результаты своего обучения. Главный фактор успешного обучения — готовность принимать ответственность. И, рада отметить, что мы видим эту готовность среди подростков, которые приходят записываться в школу.

Сейчас достаточно типичная картина: родители отправляют подростка в языковой лагерь, подростку понравилось, он сам просит у родителей, чтобы его записали на годичные курсы. При этом зачастую они сами приходят в офис, а родитель выступает только в роли плательщика. Это говорит о том, что дети становятся самостоятельнее и автономнее. Они понимают, что им нужно, и делают то, что им нравится. Обычно подростки сперва приходят позаниматься в наши лагеря и там настолько увлекаются, что потом хотят продолжать обучение. Причем не потому, что мама так сказала, а потому что им самим интересно. Это совсем другая мотивация, на которой можно строить по-настоящему полезное обучение.

Современные дети и подростки не боятся делать ошибки, особенно если создана комфортная обучающая среда. И это очень здорово! Тем самым они и отличаются от взрослых, которые сложнее справляются с языковым барьером и часто боятся начинать говорить, уверены, что у них нет способностей, таланта, памяти и т. д.

Подростки редко говорят о какой-то конкретной цели изучения языка, когда приходят записываться в школу. Но уже на занятиях выясняется, что у каждого своя уникальная мотивация. Есть ребята, которые объясняют, что хотят учить английский, чтобы получить хорошую работу в будущем. Таких становится больше, но их все еще не очень много. Есть подростки, которые мечтают вести YouTube-каналы… А есть те, кто просто хочет понимать, что рассказывает их любимый блогер или пишет модная девушка в соцсетях. Цели у всех разные, главное, что они помогают развиваться и изучать новое.

 

Рады ответить на вопросы по телефонам:
+375 (17) 349−70−70, +375 (29) 349−70−70 и +375 (33) 349−70−70,
а также в наших офисах в Минске, Бресте, Гродно и Могилеве.

STR.BY
blog.str.by

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Любовь, дружба и тайна на 50 лет. Минчане о том, как иностранный язык изменил их жизнь Кожа, клетка, «леопард». Что носить осенью-2018, чтобы быть в тренде?
Этот сайт использует cookies
Понятно