24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как я, такой хороший и умный, могу быть неудачником? Психолог о том, что не так с тренингами для успешных и самодостаточных

Текст: Скрупская Виктория, 21 марта 2018 2

Вряд ли кто-то еще не сталкивался в сети или в жизни с модными тренингами для разных людей: будущих бизнесменов, молодых мам, тех, кто хочет создать личный бренд или добиться счастья. И раз есть предложение, значит есть и спрос. Relax.by поговорил со специалистом в области межличностных коммуникаций и нейромаркетинга Олегом Смагиным о том, почему мужчин и женщин так привлекает перспектива успешности и как не попасться на удочку к коучу-шарлатану.

— Почему людям так интересны личностные тренинги, ведь лет 7 назад об этом никто и не слышал?

— В Соединенных Штатах подобные тренинги существуют уже более 50 лет, это для нас такое явление относительно новое. Раньше, в советскую эпоху, индивидуализм и «личностный рост» были не в моде. Считалось, что лучше всего человек растет в коллективе, под присмотром опытного наставника.

Сейчас, когда человек понимает, что опора для него — прежде всего он сам, собственные знания, умения и способности, вполне естественно желание «стать лучше».  Для некоторых — для самоуважения, для других — ради продвижения по карьерной лестнице, обретения некоего «контроля» над ситуацией: если я стану лучше, возможно, что-то изменится в лучшую сторону вокруг меня. Это касается и бизнеса, и личных отношений.

— Сначала популярность получили книги такого рода. Как вы считаете, почему они трансформировались в формат публичных выступлений?

— Книги дешевле. А если серьезно, большинство современных книг — рефераты уже когда-то написанных с добавлением некоторого количества личных (часто выдуманных) историй. И служат они, прежде всего, для того, чтобы поднять авторитет коуча. А уже на основе этого он монетизирует свое «авторство», собирая лекции и тренинги. Бизнес, ничего личного.

— Как коучи на тренингах внушают доверие людям, какими психологическими приемами они пользуются?

— Это те же приемы, которые очень часто используют педагоги в школах. Основа основ — быть авторитетным, быть «выше ростом». С помощью чего это происходит? Человек должен быть похож на нас, но чуточку лучше. В данном случае — опытным, состоявшимся, с собственными оригинальными мыслями и подходами, с отлаженной техникой «продвижения вверх» и прошедшим обучение. Лучше всего — у какого-нибудь мэтра, чье имя у всех на слуху. И, конечно, с кучей дипломов и кейсом успешно выполненного проекта.

При этом, к сожалению, очень часто роль коуча в исполнении проекта — далеко не самая высокая, как и его «оригинальность», почерпнутая из книг. Так, один из ассистентов, отвечающий за раздачу листов-опросников, может смело говорить, что он участвовал в успешном проекте. И кто проверит? По сути, это даже не ложь, а некоторое преувеличение, зато — хорошая реклама.

— А как понять, что коуч — на самом деле шарлатан?

— Буквально недавно во время моих исследований в Москве один из визави рассказал мне историю. Шесть лет назад в Минске он прошел тренинг личностного роста для начинающих бизнесменов. Прошел успешно: все были довольны, мотивированы и деятельны. Случайность или нет, но в ближайшие два года все 12 человек, которые принимали участие в тренинге, разорились. Последствия для психики были также очень тяжелыми — мой собеседник, в частности, 3 года проходил лечение у опытного психолога. И, по его словам, тяжелой депрессией страдал не он один.

Если коуч, к которому вы собираетесь пойти на тренинг, обещает «волшебную таблетку», если он утверждает, что все (или большинство) после окончания тренинга станут успешными — бегите от такого коуча. Единственное, чем он может поделиться, — собственным опытом, размышлениями и наработанными техниками.

Люди разные — и без предварительной проработки именно личных трудностей, шаблонов в поведении и мышлении — вы извините. Сулят золотые горы, в основном, мошенники, часто — люди поверхностные. Профессионал сомневается. Профессионал знает: то, что сработало однажды, второй раз может не получиться. Что мотивирует, скажем, сангвиника, совсем не подходит флегматику.

Часто такого рода «специалисты» используют «магическое мышление», апеллируя к чудесному. Если коуч говорит, что провел 10 лет на Тибете, познавая смысл жизни в таинственном монастыре, то я очень удивлюсь: каким образом он получил визу в Китай? И, скорее всего, на его тренинг не пойду.

— А почему человеку так важно быть успешным и признанным? Ведь, скорее всего, именно это и мотивирует его пойти на такие курсы и тренинги.

— Это естественное человеческое желание. Подъем по социальной лестнице во все времена был одним из основных желаний человека. Согласитесь, одно дело быть уборщиком помещений, и совсем другое – мастером клиринговой компании. Дело даже не в повышении уровня дохода, хотя и это тоже важно, дело в самоощущении человека. Если с течением времени он «не растет», значит, уже достиг своего потолка. Что дальше? Апатия, часто — депрессия. Но, к счастью, есть в мозге человека нейромедиатор — дофамин, который толкает его на новые свершения. Без него, пожалуй, не развивалась бы цивилизация и мы бы жили в пещерах и носили необработанные шкуры.

Но подвигает на курсы и тренинги не только это. В сознании человека прочно сидит миф о справедливости мира. Если я стану лучше, то меня оценят, признают и со мной все будет хорошо. Иначе несправедливо — как я, такой хороший и умный, могу быть неудачником? Собственно, поэтому в советские времена мечта почти каждых родителей была «устроить» ребенка в вуз. И это несмотря на то, что зарплаты у людей с высшим образованием очень часто были ниже, чем у квалифицированных рабочих.

— Как вы считаете, кто типичный посетитель и любитель таких тренингов?

— Повторю: люди разные. Кому-то, действительно, это просто интересно, кто-то пришел в поисках волшебной палочки, способной изменить его жизнь. Часто бывает, что основная проблема любителя тренингов — это попытка контролировать непредсказуемую и нелогичную жизнь.

Очень часто, особенно среди женщин, встречается скрытое желание быть хорошей. «Если я буду достаточно хороша, то меня обязательно полюбят!» — повысят в должности, дадут интересную работу, изменят жизнь, оценив, насколько я выше остальных. Это нередко встречается среди тех женщин, которые проиграли. Например, маме — в борьбе за папу, сопернице — в борьбе за мужчину. Конкуренту — в борьбе за должность. Часто — это бывшие «отличницы» по жизни, которые привыкли многое знать, при этом не догадываясь, как эти знания применить.

Но есть и такие, которым тренинги помогают. Просто так совпало, что коуч дал именно то, что человеку было необходимо. Волшебный пинок, например. И, наконец, бывают «тренинговые наркоманы», кочующие от одного коуча к другому, собирая их в коллекцию.

— Почему особенно много тренингов ориентированы на свободных взрослых женщин?

— Кроме тех выгод, что я уже упомянул, многим умным женщинам не хватает семейного счастья. Не потому, что его нет, а потому, что в нашем обществе есть великое предубеждение, что женщина непременно должна иметь мужа, детей. Только тогда она состоялась. Женщины чувствуют это давление и в качестве компенсации стараются быть еще успешнее.

Это интересная ловушка: успешной женщине подойдет далеко не каждый мужчина. И не только потому, что мужчины боятся конкуренции: ее, женщины, требования становятся выше. Круг претендентов сужается, и, чтобы противостоять давлению социума, она бессознательно хочет быть еще лучше. И так до того момента, пока не выработает панцирь, защищающий ее внутренний мир, и не заведет кота. Близость с кем-то — это вечная человеческая потребность, знаете ли.

— Мужчинам сложнее признать, что они не смогли добиться успеха самостоятельно и вынуждены платить «наставнику»?

— Сейчас идет перелом тенденции: к психологам все чаще обращаются мужчины. Они понимают, что некоторые вещи просто невозможно решить самостоятельно. И это большое мужество — признать, что с некоторыми вопросами не разобраться, самосовершенствуясь с книгой или компьютером. Психологи, кстати, тоже обращаются за помощью к психологам, это норма. Порой, взгляд со стороны помогает решению жизненных сложностей. И, если кто-то может дать информацию, ресурс или толчок к действию — почему бы этим не воспользоваться?

Другое дело, что переоценка своих сил, опыта и способностей часто мешает попросить помощи. Или мужчинам просто страшно выглядеть недостаточно успешными. Миф о том, что неуспешных совсем не любят, широко распространен в мужских кругах. Разумеется, такая условность становится барьером. Не каждый рискнет пойти учиться или, вернее, повышать квалификацию. Но, к счастью, делать это сейчас модно. И это способствует долголетию, снижает вероятность болезни Альцгеймера.

— Правда ли, что на тренинги ходят только слабовольные люди, которые не могут сами построить свою жизнь?

— Ни в коем случае! Слабовольные люди обычно лежат на диване и мечтают о манне небесной. Для того чтобы идти на тренинг, нужно как минимум встать с дивана. Но бывает и так: «Чем мощнее джип, тем дольше идти за трактором». Так что здесь все с точностью до наоборот. Человек не только хочет, он делает. И это не может не вызывать уважения.

— Почему люди склонны доверять коучу — по сути, чужому человеку,  — принимать решения, которые могут повлиять на их жизни?

— Хороший тренер не принимает решения, он дает инструменты для того, чтобы человек находил информацию, ресурс, техники для мобилизации организма.

Те, кто дает готовые решения, скажем так, опрометчивы. Жизнь, бизнес, отношения — это череда проб, ошибок и удач. Для меня очень важны именно ошибки: они показывают, чего делать не надо. Это бесценный опыт.

И почему не доверять человеку, который делится своим опытом? Никто не заставляет поступать именно так, как он рекомендует. Он  тренер, а не человек, отвечающий за ваш личный конечный результат. Если это не было в заключенном с ним договоре, разумеется.

— А есть ли что-то действительно полезное и дельное в таких тренингах?

— Полезного много. Чужой опыт — тренера и других участников тренинга, общение, решение прикладных задач в игровой форме. Информация, связи, которые создаются между участниками тренинга, в конце концов.

Даже у плохого коуча можно научиться хорошему. Надо только уметь отсеивать мусор. Но это совсем другая история.

— Можно ли с первого взгляда понять, что тренинг будет неэффективным и вообще он человеку не нужен?

— Если после первого занятия вы видите, что все, что здесь могут дать, у вас уже есть, — этот тренинг вам не нужен. Но если с первого взгляда тренер и его команда не внушили доверия, если есть чувство отторжения, то даже самый хороший и опытный коуч вам ничего не даст. Просто потому, что вы не возьмете эти знания.

— Почему люди иногда не могут остановиться на одном тренинге и ходят на второй, третий, при этом все еще не стали успешными?

— Это может означать, что человек решает свои задачи. Быть в обществе, например. Или убегает от одиночества, да еще в компании с интересными людьми! Или для него неважно «делать», важно «учиться». Кроме того, чем не клуб, в котором незамужняя женщина может познакомиться с активным мужчиной?

Есть и такие, для кого это стиль жизни. Вариантов много, и каждый их них дает участнику «тренинговых марафонов» какие-то плюшки. Просто окружающим они не очевидны.

— Допустим, человек прошел весь курс тренинга, а что потом? Неужели можно давать какую-то гарантию, что он пойдет менять свою жизнь?

— Гарантию, разумеется, никто из тренеров давать не будет. Тем более, если тренер — не мошенник. Если воспринимать тренинг как опыт, как способ узнать новое, любой, даже не самый удачный тренинг — шанс изменить свою жизнь. Нужно только выстроить правильные ориентиры и критично воспринимать полученные знания. А еще важно желание. Не менее, но и не более, чем ресурсы, знания, опыт и время. И толика удачи, разумеется.

Кроме того, я бы все же рекомендовал начинать не с тренинга, а с осознания себя: своих достоинств, недостатков, шаблонов поведения и мышления. Настоящий, действенный тренинг, на мой взгляд, должен начинаться с психологической проработки. Тогда, по крайней мере, он сможет оценить полученные знания применительно к себе, а не к безликому «участнику тренинга».

— В личностных тренингах все завязано исключительно на мотивации?

— Если тренинг дает только мотивацию, то это пустой и вредный тренинг. К сожалению, она — мотивация — очень быстро снижается, пока человек не опускается ниже той эмоциональной точки, в которой он находился. Коллеги-психологи подтвердят, сколько у них клиентов после «мотивационных» тренингов — клиентов в состоянии глубокой депрессии. Постановка цели, рывок для ее достижения — и полное эмоциональное истощение. При этом неважно, достигнута цель или нет.

Каждый человек — индивидуальность, у каждого свой запас ресурсов и сил. Это, кстати, большой грех тренингов: брать «среднего» человека как образец. Без обратной связи, постановки жизненного направления, без поддержки ничего хорошего не получится. Если цель — не успешное проведение конкретного тренинга, разумеется.

— А может, человека стимулируют что-то поменять в жизни потраченные на тренинг деньги?

— Если его что-то стимулирует поменять жизнь, то не так уж важно, знания это или желание «отбить деньги»! Главное, чтобы желания совпадали с возможностями и полученные знания имели практическое применение. Но этого, я думаю, можно пожелать всем — и участникам тренингов, и тем, кто учится другими способами. Действовать — это единственный способ почувствовать себя счастливым.

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!

«Бетон — one love». Как два брата развивают необычное для Беларуси направление интерьерных изделий «За деньги, которые трачу на кофе, могла бы слетать в Нью-Йорк». Кофейные маньяки о том, от чего готовы отказаться ради любимого напитка
Этот сайт использует cookies
Понятно