В преддверии 7 ноября Relax.by вспоминает, как Минск становился таким, каким мы его знаем. Куда ходили наши мамы и бабушки, чтобы подчеркивать свою красоту, и почему «салоны» были больше нужны мужчинам?
Николай становился Николя, а Павел — Полем
История белорусских парикмахерских началась в 1928 году — именно этим годом датируется «Статут цирюльника города Минска», написанный на идише. Первая минская парикмахерская появилась на нынешней площади Независимости, вторая — возле кинотеатра «Победа», а третья — на вокзале. Деревянные постройки отапливались печами и были без водопровода. Зато парикмахеры того времени выглядели почти, как врачи: в белых накрахмаленных халатах, часто с шапочкой для волос, сменной обувью.
До начала 1960-х годов к парикмахеру ходили, в основном, мужчины. Для них такой поход был сродни визиту в клуб: бреясь и подстригая бороды, мужчины обсуждали политику, важные события и, конечно, женщин. А те в свою очередь обслуживались на дому.
В послевоенное время в Минске сложно было найти парикмахерскую. В целом, «индустрия красоты» (если ее можно так назвать) переживала не лучшие времена. Заботиться о своей стрижке или ногтях в послевоенные годы казалось последним делом. Да и мастеров отчаянно не хватало — многие талантливые парикмахеры погибли во время войны.
Клиенты выбирали иностранных мастеров. Часть из них, уловив тенденцию, притворялась европейцами, чтобы сохранить клиенток или найти новых. Так Николаи легко становились Николя, а Павлы — Полями.
Парикмахерские входили в артель «Чырвоная зорка», которая в 1960 году объединилась с артелью «20 лет Октября и стала «Конторой парикмахерских работ». В составе конторы были 64 парикмахерские и больше 760 сотрудников. И только в 1972 году было организовано объединение бытовых услуг. Тогда в Минске впервые открылись Дома быта и парикмахерские.
Одним из первых стало предприятие «Восток», парикмахерские которого до сих пор работают в Минске. Услуг для мужчин все еще было больше: им предлагали стрижку машинкой, освежение одеколоном, поправку и окраску бровей, маникюр и многое другое. Чаще всего выбирали такие прически, как «бокс» или «полубокс», «бобрик».
Женщины могли проводить в парикмахерских долгие часы, поскольку требовались сложные укладки для длинных волос, которые отнимали много времени. Но к 1960-м мода кардинально изменилась — девушки стали предпочитать короткие стрижки и завивки. Мужчины же отдали предпочтение стрижкам «канадка», молодежь оставляла длинные челки. Тогда в Минске уже было 68 парикмахерских.
Стоял такой запах, что иностранцы были в шоке
В 1960 году открылось одно из самых значимых для минских модниц того времени мест — парикмахерская «Александрина» на улице Сурганова. К здешним мастерам выстраивались огромные очереди, многие ожидали на улице с 6 утра. Это было одно из первых мест в Минске, куда клиенткам приходилось записываться заранее.
При этом парикмахеры работали до поздней ночи и, бывало, даже убегали с работы через окно — слишком скромной была награда за труд. Как рассказывает заведующая салоном красоты Елена Довгалюк, с инструментами у парикмахеров тех лет было непросто. Часто можно было увидеть самодельные ножницы, железные расчески и бритвы.
Стойкие локоны можно было получить только при паровой завивке. Использовали алюминиевые бигуди, волосы обрабатывали особым раствором, а затем сушили паром несколько часов. Чтобы не сжечь волосы, на бигуди накручивали вату или тряпочки. А раствор не был профессиональным парикмахерским средством, по составу был похож на жидкость для проявки фотопленки. Средств для укладки тоже не было, поэтому спирт смешивали с канифолью и настаивали, а затем использовали как лак для волос.
— Одна женщина в парикмахерской говорила, что у нее есть французский лак, — вспоминает минчанка Тамара Павловна, которая была клиенткой парикмахерских в 1960-х. — Она готова была сделать укладку с ним в обмен на платье, фотографию которого она вырезала из журнала. И нашлась, я помню, швея.
В СССР пришла мода на химические завивки. Делали их немецкими препаратами, которые издавали очень сильный запах — пришлось открывать отдельные женские залы. Многие стали ходить в гостиницу «Минск», где в фойе настолько резко пахло, что иностранцы были в шоке.
В 1964 году в Минске устроили первый конкурс парикмахеров в клубе Дзержинского. Тогда хороший мастер обязан был иметь ножницы от одесских мастеров из высококачественной стали и фен со стальным корпусом, который изготавливали на ленинградском авиационном заводе. Только стоил он немалых денег, нужно было попотеть, чтобы на него заработать.
А через год на улице Ленина на месте парикмахерской №30 открывается салон «Мечта». В нем были залы не только для химзавивки, но и для маникюра и окраски волос. Для темных оттенков мастера смешивали различные красители от «урзола» до «коры крушины», а светлые волосы можно было заполучить, только воспользовавшись пергидролью.
Качественный начес мог держаться больше месяца
— Сейчас краски не такие яростные, — уверена Ольга Владимировна, которая частенько бывала в парикмахерских в 1960-70-х. — Я в свое время сожгла себе всю голову, чтобы быть платиновой блондинкой. А получилось все равно все желтое. Помню, как перед зеркалом могла полчаса делать начес для объема. Сейчас дикостью кажется.
Мода на прически появлялась у минчанок благодаря кино. Платиновый блеск локонам придавали, чтобы походить на Мерилин Монро. Начесы также стали популярны, причем как на коротких, так и на длинных волосах. Кстати, качественный начес мог продержаться даже около месяца. Чтобы добавить волосам объема, использовали шиньоны или валики, которые вставляли внутрь собственной копны.
В 1970-х вернулась мода на длинные прически, причем ей следовали и молодые люди. После стрижки они освежались духами или одеколонами. Девушки собирали свои длинные пряди в пучок и делали «гнезда» или завивали волосы от середины прядей до кончиков.
Обязательными для женщины были маникюр и педикюр. Мастеров в этом деле называли странным словом «мозолист». А лак для ногтей изготавливался из авиационного нитролака, которым наносились знаки на самолеты.
Женщины заметно втянулись и стали регулярными посетительницами салонов. Иногда в очереди можно было провести несколько часов, так и не попав к мастеру. В книгах замечаний и предложений некоторые писали о своем томительном ожидании. Также жаловались на то, что в городе нет детской парикмахерской.
В 1970 году в Минске открылась Республиканская лаборатория парикмахерского искусства. Здесь художники-модельеры разрабатывали новые варианты стрижек и причесок, часто опираясь на веяния европейской моды.
Придуманные здесь варианты получали названия, которые, по мнению авторов, были наиболее связаны со стрижкой. У мастеров можно было заказать, например, «Юлию» или «Штиль», «Шик», «Октябрину» или «Бостон». Минчанки же чаще всего выбирали стрижки «Гарсон», «Паж» или «Сессон», а из причесок в моде была «Бабетта».
В 1980-х у минчанок начались эксперименты с цветом волос. И почти каждая мечтала носить стрижку «Волчица» в сочетании с химзавивкой. Дополнив такой образ джинсами-варенками и заграничным пальто, девушка могла быть уверена, что самая красивая в своем районе.
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!