Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Трижды купленное, трижды проданное. Охотник за брендами рассказывает, как построить бизнес на продаже вещей из секонд-хендов

Текст: Берекчиян Валерия, 22 сентября 2017 16618
Партнерский материал совместно с магазинами «Мода Макс» и «Эконом-сити». Что это такое?

Когда-то Relax.by уже сталкивался со «шмотхантерами»: сперва мы говорили об искусстве одеваться дешево и модно, после — о том, что и по какой цене можно найти в толковых минских секонд-хендах (и где они вообще). Тогда же мы узнали о настоящих охотниках за одеждой: ребятах, что приходят в день завоза к закрытым дверям и ждут, пока те сдадутся, по несколько часов; их миссия — отыскать на многочисленных вешалках «фирмУ»: «обнову» для самостоятельной хвастливой носки или дальнейшей перепродажи таким же модникам.

Мы вновь пришли в большой столичный секонд-хенд за час до открытия. Пока «охотники» толпятся за полуопущенной роллетой, переминаясь с ноги на ногу и пытаясь заглянуть за ограждение (надо ведь выбрать траекторию грядущего броска), мы смотрим по сторонам и перебираем вешалки: уже через пять минут после открытия все полки будут досконально проверены и вычищены знатоками.

Говорим с одним из них о «коллекционировании» эксклюзивной одежды, новой субкультуре, которая обогащает, заработках на перепродаже дешевых вещей и не только.

***

Учитель истории Михаил тяготеет к поиску эксклюзивной одежды уже больше десятка лет. Когда-то он, отчаявшись заработать трудом по специальности, договорился с европейскими брендами и занялся привозом достойной одежды в белорусскую столицу. Но бизнес пришлось закрыть с приходом кризиса.

— Я езжу в секонд-хенды уже лет 12, — говорит герой. — Как-то раз наткнулся там на новый брендовый свитер, шикарный, только размер не мой был. Обзвонил друзей, предложил, а он оказался никому не нужен. Мне было жаль оставлять на вешалке вещь стоимостью в $100, доступную за 30 рублей. Забрал его, выложил на стену «ВКонтакте» и продал уже через два дня.

Начал брать в «секондах» все достойные вещи и показывать друзьям, подвешивать вещи из «секов» в свой магазин. Постепенно они стали продаваться лучше и вытеснять новую одежду.

Я понимал, что этого все равно мало, так что начал выигрывать модные вещи на аукционах e-bay. И это было круто, пока покупки не лимитировали в 20 евро. Тогда я оформил склады в США и Англии, где для меня собирали большие посылки.

Сейчас это лишь хобби. Я занялся другим делом и сегодня просто отыскиваю эксклюзивные или достойные фирменные вещи для себя и помогаю друзьям находить красивую одежду.

Для дорогих вещей в нашей стране мало места, считает Михаил.

— Куртка в Hugo Boss стоит примерно $700. В странах, где люди зарабатывают $2 000 ежемесячно, резонно потратить на такую треть своей зарплаты. Белорусам, выходит, придется копить несколько месяцев. Конечно, в стране есть состоятельные люди, способные тратить такие деньги, но других — больше. Гораздо больше.

О белорусской культуре одеваться, брендах и «секондах», в которых их можно найти

Выбирая вещи, продавцы сперва ищут «фирмУ», а потом оценивают ее внешний вид, цену, размер (выбирают средние). Во время знакомства с завозом «охотники» даже не смотрят на саму вещь. Быстро в большом «секонде» всего не перебрать, так что чаще они просто хватают все вещи с интересными лейблами, а уже потом в стороне и спокойствии выясняют, достойные ли они.

Стеллажи провисают от обилия масс-маркета вроде H&M, но это все не то: Михаил ищет бренды, входящие в пантеон казуальных вещей, — Stone Island, Fred Perry, Lacoste, Burberry, Barbour (бренд выпускает одежду для королевского двора, а в Минске в нем, представьте себе, ходят подростки), Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и другие.

— Я стараюсь брать эксклюзивные вещи, что-то поактуальнее, такое, чем можно удивить. Заполучить нечто подобное не равно просто купить обновку. Это показатель статуса и принадлежности к определенной культуре (например, к фанатской).

Почему брендовые вещи чаще доходят до нас не в лучшем виде? Избавляться от брендовой вещи (особенно, если на нее была потрачена кругленькая сумма) очень обидно: ты, скорее, заносишь ее до дыр или оставишь на полке до лучших времен. В итоге это вещи с довольно высокой степенью износа. То есть чем выше качество вещей в секонд-хенде, тем меньше среди них брендов.

—  Мои любимые сети — «Эконом-сити» и «Мода Макс». В первом каждый товар имеет свою цену, так что тут классное сочетание цены и качества вещи: они незаношенные, прошедшие строгий отбор. Тут встречаются бренды, но в «Мода Максе», где вещи сортируются гораздо менее внимательно и оцениваются на вес (то есть пальто шикарного бренда и масс-маркета будут стоить одинаково, если одинаково весят), шанс найти крутую вещь выше.      

Причем износ, говорит Михаил, может быть совсем не критичен: для британца пятно от шариковой ручки может быть поводом избавиться от почти нового поло, а белорус его спасет: сотрет жидкостью для снятия лака.

Кроме того, упомянутые сети работают с поставщиками из Англии, а это здорово, считает герой: все британцы — модники, они всегда одевались стильно. Именно среди англичан процветает множество субкультур, связанных с модой; некоторые из них даже закрепляются в нашей стране на волне интереса к секонд-хендам. В 1980-х среди футбольных фанатов в Англии появились «кэжуалс» (их мы видим сегодня около белорусских «секондов»): хотели выглядеть не хулиганами, а «богатенькими детьми» (так было проще скрываться от полиции в толпе). Им интересна такая одежда, в которой можно и собеседование пройти, и выпить в баре, и на свидание с девушкой сходить.

— Распространение такой моды — это в некоторой степени образованность. Пока еще у нас в стране многие относятся к одежде наплевательски. Но Беларусь постепенно европеизируется, потому что подростки, которые сейчас ходят в достойной фирменной одежде, вырастут в стильное поколение взрослых людей.

Модники уверены в себе: я могу прийти на Зыбицкую, зайти в любой бар и знать, что буду заметен там, буду чувствовать себя комфортно. Мне нравится выглядеть не так, как все. Мы всю жизнь друг перед другом красуемся, а одежда — особенный инструмент, который тебя еще и идентифицирует.

Примечательно, говорит Михаил, что в «Мода Макс» можно найти что-то еще, кроме одежды: скатерти, брендовые полотенца, халаты, передники, интерьерные мелочи (сделанные не в Китае или Турции).  

— Есть заблуждение, что минские секонд-хенды хуже украинских. Это неправда, — убежден наш собеседник. — Если ты готов потратить время на основательные поиски, то в минских «секах» удастся покупать все, кроме обуви (ее можно словить только случайно), аксессуаров и нижнего белья.

Можно ли зарабатывать на жизнь таким ремеслом и сколько

Михаил считает, что это может быть основным заработком: охотнику за брендами легко получить больше $1000 в месяц (разумеется, если подойти к делу серьезнее: открыть магазин, а вещи доставать не только в «секах», но и на аукционах и больших распродажах).

— Люди могут экономить на стрижке в парикмахерской или маникюре: бриться дома машинкой и самостоятельно красить ногти. Но они всегда будут есть и одеваться.

Все зависит лишь от того, умеет ли человек продавать и разбирается ли он в одежде.

— Профессиональных продавцов в Минске очень мало, а «шарить» — это главное. Я хожу по «секондам» больше 10 лет и держал в руках тысячи вещей. Могу играть в бренды, как другие — в города, знаю истории создания и особенности пошива каждой достойной марки, могу безошибочно отличить подделку от оригинала.

Кроме того, это занимает немало времени: как минимум придется ходить на завозы четырежды в неделю в разные локации; сами вещи необходимо отглаживать и красиво снимать, чтобы выложить в интернет. В основном, перепродажей фирменных вещей из «секов» промышляет молодежь от 14 до 25; для них это хобби, новое модное развлечение (ну и денежка на мороженое).

Но стоит учитывать, что завозы бывают очень разными, говорит герой.

— Однажды мне не хватило $150 на покупки в одном «секонде» в день завоза: я нашел две эксклюзивные новые куртки (которые в магазинах переваливают за $700), несколько джинсов, рубашек, поло, мне даже пришлось отправить подругу за деньгами. Отвешивать я не хотел, боялся, что уведут.

Кстати, в местах, где цена на вещь с каждым днем уменьшается, среди «охотников» живет практика прятать неплохие вещи, которые хочется забрать чуть позже и чуть дешевле, в рукава халатов или пиджаков.

— Бывает и вовсе невероятный «улов», — продолжает собеседник. — Как-то я за смешные деньги забрал новую куртку с магазинной стоимостью в $1400; есть у меня шарф Dolce & Gabbana, рекомендованная цена которого — $700.

Причем вещи не всегда старые: в минских секонд-хендах можно найти одежду актуальнее, чем в бутиках «Замка»! Пару лет назад как раз в «Эконом-сити» я нашел новый спортивный костюм Adidas. У него был очень специфический принт — какой-то индийский орнамент, я сперва даже сомневался, стоить ли его брать. А потом погуглил: оказалось, что это эксклюзивная коллекция, выпущенная компанией Adidas совместно с японским дизайнерским брендом Neighborhood. Все вещи были номерными, потому что отшивались в ограниченном количестве (всего 1-2 сотни) для модников, которые готовы были забрать их сразу после fashion-показа. Самое интересное, что нашел я его всего через 2 месяца после официального релиза в Лондоне. Как он успел проделать путь с подмостков Англии до минского «сека» — загадка (может, был подарен кому-то до релиза, а владелец избавился от него?). Редчайшие вещи тут встречаются; но, конечно, бывают и такие завозы, что из магазина приходится уйти с совершенно пустыми руками.

К слову, найти крутую вещь можно и не в завоз; так Михаил случайно встретил в «Мода Макс» широкий палантин Burberry из чистой шерсти за 15 рублей (новый такой оценивается в $600).

Стоимость вещей, как правило, повышают в два-три раза. Некоторые вещи оценивают не по тратам, а «по уму»: сколько она заслуживает. В целом же, никто не продает вещи дороже, чем в 25% от стоимости новой вещи в магазине.

— Во-первых, в противном случае было бы все равно очень дорого. Во-вторых, продавец — это не бутик. Отовариваясь в бутике, ты красуешься, показываешь уровень своего дохода, получаешь удовольствие от самого шопинга и сервиса, выходишь с брендовым пакетом на улицу, в конце концов.

О продавцах, их комьюнити и о том, зачем они нужны

— Я модник, — признается Михаил, — мне интересна одежда, так что я исследую все пути для обладания ею: мониторю «Куфар» и «Барахолку», отслеживаю распродажи на Lamoda и Wildberries, заказываю с e-bay, езжу во Львов и Вильнюс, хожу в дни завозов в «секонды» и, конечно, смотрю, что есть в «обновах» моих «коллег». В то же время я не храню миллион вещей — у меня стандартный европейский гардероб. Я легко расстаюсь с одеждой, которую вдруг разлюбил.

Могу позволить себе покупать дорогие вещи, но не вижу смысла приобретать только их. Я хочу много пар обуви и несколько курток, хочу подбирать разные «луки». В прошлом году нашел в интернете ветровку с первоначальной ценой в 1000 долларов, другую купил за 20 рублей в «секонде». На Wildberries и Lamoda бывают черные пятницы не хуже Милана: не так давно купил там кроссовки с изначальной стоимостью в 730 рублей за 230, надо было просто подождать. Всю мою одежду можно условно поделить пополам — на новые вещи дорогих брендов и одежду из «секонд-хенда». Я не вижу между ними разницы и никто другой не сможет визуально отличить их друг от друга.

У продавцов есть сообщество, группа любителей такой одежды — городского европейского лайфстайла. Михаил утверждает, что между ними нет жесткой конкуренции. Это, скорее, спортивное соревнование, начисто лишенное агрессии: желание отыскать более редкую, дорогую или необычную вещь (а о «подвигах» даже рассказывают друг другу). Модники никогда не дерутся за вещи, большинство из них хорошо знакомы, отдыхают вместе и предлагают друг другу «обновы» со скидками. Это своего рода коллекционирование.

— Зачем нужны такие продавцы? Они помогают людям выбирать недорогие достойные вещи из обилия всякой всячины. Многие белорусы не хотят одеваться в масс-маркете, просто не у всех есть время на поиски. У нас только два ТЦ продают брендовые вещи — «Арена сити» и «Замок», но там реально дорого. Что до масс-маркета — радуясь новым джинсам за 80 рублей, подумайте: за них платили пошлину в 30%, доставили в Минск, заплатили налоги, аренду и зарплату персоналу. Их себестоимость — $5, это вещь, которую придется выбросить через пару месяцев. Смена гардероба каждый сезон, согласитесь, вариант не для всех.

Мы не гоняемся за модой, нам интересен стиль. Приятно отхватить что-то из последней коллекции, но гораздо важнее собирать брендовые «луки» — подбирать кроссовки под куртку, марку под марку. Вот удовольствие.

Фото: Дмитрий Рыщук


Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

«Приходится отказывать некоторым магазинам, чтобы сохранить концепцию». Что произошло за год работы Galleria Minsk «Сын съезжает по ступеням, представляя горку». Отобраны 10 минских дворов, которым подарят детские площадки
На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.