На днях в Минске начало работу второе ателье букетов и подарков «Первый цветной» на Комсомольской, 26. На цветочный рынок страны пришли громко: предложили букеты от 5 рублей и бесплатную доставку курьером в костюме. «Может, слишком смело брать это на себя, но мне кажется, мы привили городу некую цветочную культуру: у нас покупают букеты не только по важному поводу, но и просто так, чтобы сделать приятно», — говорит Максим спустя полгода.
Relax.by заглянул в новое ателье и узнал, сколько на самом деле стоит роза, как отбить совершенно не знакомый бизнес за полгода и почему для белорусов цены все же не на первом месте.




Предыстория
Создатели бренда «Первый Цветной» — улыбчивые супруги Максим Хорошин и Катерина Мустаева. Они и не помышляли заниматься цветочным бизнесом. Первое ателье явилось началом большого проекта, призванного сделать столичный сервис действительно обходительным и «европейским».




— Покупая букеты и оригинальные подарки, мы довольно часто сталкивались с местечковым отношением к клиенту: местами сервис пионерский, а порой и грубоватый, — делились с нами создатели. — Можете считать нас мечтателями, но мы уверены, что двухмиллионный Минск заслужил заботу и внимание.
К слову, Максим близко знаком с тонкостями достойного сервиса: основной бизнес пары — обучение персонала сферы HoReCa в Беларуси и странах СНГ и Балтии. В общем, взглянули по сторонам и просто не выдержали такого советского безобразия.
Внутри
Почти все ателье, магазины и студии покупают цветы в 6 часов утра каждого понедельника в одном и том же месте — помещении размером с самолетный ангар. Говорят, придется постараться, чтобы забрать действительно крутые экзотические растения. «Первый Цветной» повторяет закупку еще и в четверг: цветы и так держат долгий путь из Голландии, Африки или Эквадора, так что не всегда доживают до воскресенья.





Ателье на улице Комсомольской делит крышу с недавно открывшимся концепт-пространством «Заря | 26», где продают одежду российских, украинских и грузинских дизайнеров. Создатели утверждают, что многие поклонники обоих брендов — одни и те же люди.








— Вторую точку мы планировали открыть вслед за первой, еще не успев толком поработать, — улыбается Максим, — почему-то у нас вообще не было сомнений в успешности этого дела. Так и случилось.
За огромными композициями гостей будут по-прежнему приглашать в ателье на Кирова; в компактных «квадратах» второго заведения станут заниматься небольшими букетами.


— Магазин цветов не должен быть огромным. В этом бизнесе все очень стихийно: в понедельник в ателье с самого утра может стоять очередь, а в пятницу — зайти пара гостей. В целом, цветы нужны людям все время: например, в Пасху мы были единственным работающим цветочным, к нам пришло очень много людей, и большинство — не за тематическими сувенирами.
Кстати, тот самый букет за 5 рублей делают из маленьких кустовых роз, полевых цветов и нескольких веточек зелени, оборачивая все в красивую фирменную упаковку из французской бумаги.
— На таких не заработаешь, это просто приятное предложение для гостя, — поясняет Максим. — После нашего появления многие конкуренты на своих сайтах или страницах в соцсетях стали указывать: «делаем букеты на любую сумму».
Здесь занимаются и упаковкой подарков, так что порой оформляют даже чужие цветы. Ко всем букетам прилагают авторские открытки, на которых можно написать пожелание. Отдельно ничего оплачивать не просят: все включено в цену букета. Над упаковкой тут принято заморачиваться: ее дополняют сухоцветами, лентой или бечевкой.



О сервисе
— Все началось с того, что мне нагрубили в цветочном,— вспоминает создатель. — У меня было всего 40 рублей на букет, время было обеденное, так что ко мне вышла жующая флорист и, предварительно поинтересовавшись, не смогу ли я «где-то поискать» бОльшую сумму, дала мне готовый и уже усталый букет с нижней полки холодильника. Я подарил его жене, а назавтра он завял. Это было своеобразным толчком.
Цветы — нечто прекрасное, и эмоции от покупки прекрасного дорогому человеку должны быть положительными. А в 80% столичных ателье над клиентом происходит насилие: из него просто пытаются вытащить деньги. Я тоже был студентом, и у меня не водилось больших денег, но точно имелись 5 рублей.
Открываясь, мы были убеждены, что людям нужен сервис. И это работает! Некоторые наши конкуренты создают отличные букеты, кто-то, возможно, даже лучше, чем мы. Но гости вслух хвалят наше отношение и благодаря ему становятся постоянными клиентами.
В сфере в большинстве своем работают матерые цветочники, люди постарше. И все они смеются, когда мы говорим о бесплатной доставке, пророчат закрытие. Но мы уже полгода делаем то, что обещали.

Другая фишка, которая всегда подкупает, — доверие. У нас бывали клиенты, которые просили отложить платеж за букет (находились не в стране во время заказа или же просто не могли заплатить сейчас), и мы шли навстречу. Люди привозили деньги спустя неделю или две, нас ни разу никто не обманул! Сегодня слишком много цветочных магазинов, так что важно не просто продать букет, надо дать что-то кроме.
Все должны быть клиентоориентированы. Один из наших конкурентов привлек множество подписчиков в Instagram (а для цветочников это самая полезная соцсеть). На странице указаны два номера телефона, но когда я звонил, чтобы заказать букет, один из них был недоступен, а по второму ответили лишь с третьего раза. Сегодня все торопятся жить, важна каждая мелочь: легкий для запоминания номер, активная кнопка «связаться», чтобы человек мог позвонить в одно нажатие… Разве это не очевидно? — недоумевает Максим.
Хорошин считает, что, заплатив по чеку и оставив чаевые, клиент должен покинуть место с чувством, что где-то недоплатил. Это высший пилотаж.
О бизнесе
— Все было очень быстро и по-новому: это дело, о котором мы не знали ничего, просто импульсивный шаг, безумная идея. Но уже сегодня ищем помещение для третьей точки и знаем, что за ней появятся четвертая, пятая и шестая, — говорят герои. — Приятное хобби выросло в крепкий бизнес, нам потребовалось всего 5 месяцев, чтобы его окупить.
Цветочный бизнес может не быть тяжелым, если хорошо изучить свой спрос и покупать именно столько цветов, сколько нужно.
— Кто-то берет впрок, а потом жалуется, что цветы умирают. Мы же, если видим, что цветы устали, делаем из них сухоцветы или венки. Это непросто и требует конкретных навыков, зато за полгода не выбросили ни единого цветка.



Спрашиваем о суровом ценообразовании.
— Все хотят заработать, — пожимает плечами Максим, — оттуда и цены. Себестоимость цветов очень отличается. Знакомая всем роза стоит около $0,4 на короткой и $0,6 — на длинной ножке, а более хитрая (пионовидная, к примеру) — в районе $4. Гортензия тоже дорогая, она обходится в $5-6 в теплое время (а зимой и вовсе в $9). Один из самых дорогих — пион, за него просят где-то $7 долларов. По мере потепления цветы дешевеют, так что и в магазинах цены на букеты должны пересчитывать.
Кстати, спрос на демократичные букеты не так и высок, говорят герои: средняя цена здесь чаще стартует от 50 рублей; нередко в ателье обращаются клиенты с «неограниченным» бюджетом.

О доставке
Букеты клиентам по-прежнему доставляют бесплатно. Заказов много, так что не всегда удается удовлетворить каждый: звонить лучше за неделю до нужной даты. Цветы привозят Максим, Катерина или обходительный курьер.
— С доставкой бывают забавные истории, — говорит герой. — Меня часто приглашают в гости, особенно, если цветы заказывают на торжество: уговаривают присесть за стол. А однажды я привозил букет в неприлично дорогой дом за городом; хозяйка сказала, что не оплатит букет, пока я не попью с ней чай.
За букетами по 5 рублей приглашают приехать в ателье (слишком уж много желающих), доставить лично готовы любую композицию от 10 рублей.


Про дурной вкус
Здесь не получится купить сотню роз, как на картинках в интернете: такие букеты создатели считают несколько вульгарными и всегда предлагают некую интерпретацию: зелень вдобавок или креативную упаковку. А еще тут не найти деревенскую гвоздику или местные цветы из теплиц, какие продают на вокзале. Отечественные тут только полевые цветы, красивые и недорогие.
— Забудьте о том, что «желтые цветы дарят к расставанию», а четное количество — только по грустному поводу. Мы считаем цветы, если это важно для гостя, но европейская флористика давно отошла от таких правил.
Букет должен быть красивым и транслировать ваше отношение к тому, для кого вы его купили. И ничего больше. К нам порой приходят солидные мужчины, которые хотят поучаствовать в сборке букета. Проводят у нас немало времени: показывают, какие цветы в него добавлять, выбирают зелень, бумагу и тесьму. Разве важно в этом случае, сколько цветов в его букете?
Фото: Дмитрий Рыщук, Ирина Забирашко
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!