Начинать собственное дело всегда страшно, особенно если его успех зависит не только от вас самих, но и от посетителей: понравится ли им новое место или забракуют на корню? О том, какие страхи и сомнения больше всего одолевают владельцев перед открытием того или иного заведения, — в опросе Relax.by.
— Перед открытием первого кафе мы больше всего переживали за то, что открываем «не модную» на тот момент восточную кухню. И было непонятно, как белорусы воспримут довольно тяжелую еду и сложные, необычные специи. Но, к счастью, наши опасения были напрасными: гостям понравились как узбекские блюда, так и формат заведения. Ведь главное — кормить людей вкусно, сытно и за приемлемую цену.
— Открывая кофейню, мы ничего не боялись. Звучит самоуверенно, но это факт. Мы знали, что концепция не просто кофейни, а именно мастерской нова на нашем рынке, а потому такое заведение просто обязано было появиться в Минске. Наш формат — не распространенные антикафе или лофт-пространство, а уютная домашняя кофейня с мастер-классами и творческими празднованиями дня рождения. А я уверен, что когда делаешь все с душой и любовью, то клиенты быстро станут друзьями, которые снова и снова будут к тебе возвращаться. Во время открытия мы заявляли, что запускаем не коммерческий проект, а семейное дружеское заведение. И данной концепции придерживаемся до сих пор.
Единственное крохотное сомнение вызывало расположение, так как сложно конкурировать с заведениями в центре города. Но мы быстро обзавелись постоянными клиентами, которым полюбилась атмосфера места и которые готовы приезжать к нам несмотря ни на что.
— Больше всего боялись, конечно, по поводу того, как все пойдет. Вот мы все такие с документами, можем работать, наняли персонал, открылись — а вдруг никто не придет? И когда записался первый клиент, было очень волнительно. Но потом пришел второй, третий, и стало понятно, что это совсем не страшно. Ну и финансовый вопрос пугал: вдруг что-то пойдет не так и мы не сможем «потянуть» аренду и все расходы. К счастью, все эти страхи не оправдались и все наладилось.
— Накануне открытия Spoon наше единственное опасение было связано с его локацией. Не зря говорят, что «4Р» в контексте ресторанного бизнеса — это place, place, place, place. Но тем не менее нам удалось «сломать» классический рецепт и стать успешными, находясь не в самом лучшем месте города. И, на мой взгляд, получилось это благодаря правильно выбранной и реализованной концепции заведения.
— Даже не знаю, что вам сказать по этому поводу. Вроде не было никаких страхов. Волка бояться — в лес не ходить!
— Конечно, хочется сказать, что мы ничего не боялись! Но все же определенные волнения были. Никто из нас не был профессиональным ресторатором, поэтому больше всего переживали по поводу того, как грамотно организовать технологический процесс. К счастью, опасения не оправдались — благодаря здравому смыслу и пониманию общих подходов все получилось. Что-то пришло с опытом, многое приходит до сих пор. Но мы всей командой так вдохновлены нашим делом, что со всем справляемся!
— Раньше среди ИП-шников ходило много страшных историй о том, как у кого-то во время перевозки груза не оказалось накладной или бумаги были сделаны с ошибками, поэтому конфисковывали весь товар. И в связи с этим большинство моих страхов перед открытием школы было связано с тем, чтобы по незнанию не совершить серьезных ошибок и не «попасться» за какие-то косяки. На тот момент читал просто тонны литературы, но на практике сталкивался с тем, что какие-то неточности случаются, однако ничего страшного в этом нет. И понял, что нужно заниматься делом, а не изучать бухгалтерские вестники — никто тебя трогать не будет, если специально не будешь обманывать государство.
Ну и от страха прогореть никуда не денешься. Конечно, такой риск всегда есть, но когда ввязываешься в какое-то дело, то уже не страшно, потому что с самого начала в общем-то знал, на что идешь.
Зато после того, как уже начал, на смену страху приходит боль, которая заключается в том, что невозможно выстроить единую схему, работающую всегда и при любых обстоятельствах. Раз в несколько месяцев приходится что-то менять, потому что то, что привлекало людей в один период, спустя какое-то время их уже не интересует. И нужно все время подстраиваться под рынок, осваивать новые программы, постоянно развиваться. Есть в этом, конечно, свои плюсы, но есть и минусы в виде каких-то подножек: то доллар подскочил, то аренда выросла — словом, «взялись за яйца — колбаса пропала»…
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!