Многие считают, что в Беларуси нет ни моды, ни бизнеса. Соединить понятия и открыть модный бизнес? У трех минских красавиц получилось. Наши сегодняшние героини — стилисты, которые решили выпускать собственную одежду и открыли в столице дизайнерский бутик. Сколько стоит модный бизнес, чем удивляют белорусские покупательницы и как в кризис держаться «на плаву» — в материале Relax.by.
Команда Totallook собралась из трех хрупких девушек. Местом встреч стала столичная школа имиджа: здесь основательницы бренда нашли друг друга и поняли, что хотят двигаться в общем направлении.
Виктория Острова и Елена Карчик, пришедшие в моду из иных сфер, были местными стилистами-преподавателями. Александра Радкевич попала в школу после нескольких лет занятия рекламой. Теперь Елена и Виктория занимаются закупкой ткани, разработкой моделей, контролем производства и качества, а Александра — их продвижением.
Почему кризис модному бизнесу не помеха
Идея выпускать одежду возникла как необходимость пополнить рынок, когда стилисты занимались созданием имиджа для частных клиентов. В процессе нередко возникала проблема: образ в голове есть, а необходимых для него моделей на рынке не найти.
— Все началось с разговора за чашкой чая, — начинает Елена. — Кто-то (может, даже не всерьез) предложил нам не жаловаться, а выпускать свою одежду. Мы задумались, обсудили, прикинули возможности и решили рискнуть: сделать пробную партию. Выступив с ней на Модном маркете, поняли: людям нравится то, что мы делаем, а значит, надо продолжать.
— У нас не было пафосной идеи перевернуть белорусское модное пространство, — подхватывает Виктория. — Наоборот, цель была чуть более приземленной: производить достойные вещи хорошего качества за невысокую цену.
Тот факт, что магазин открывается в кризис, смущал всех, кроме самих виновниц. Девушки убеждены: у людей всегда будет потребность одеваться. В кризис логичнее потратить деньги на качественную вещь, чем на однодневку. Да и коллекции в Totallook «антикризисные»: все вещи многофункциональные — сочетаются как между собой, так и с другими вещами.
Бренд существует уже около года: участвует в модных маркетах, предлагает мини-коллекции. Уютный магазинчик открылся всего 2 месяца назад на четвертом этаже ТЦ «Замок». В течение недели запустится интернет-магазин бренда; скоро одежда Totallook появится и на сайте Lamoda.by.
— Мы рассматривали наиболее посещаемые торговые центры, и выбор пал на «Замок». Аренда не отъедает безумных сумм, поскольку забрались мы довольно высоко. Но мы активно продвигаем бренд в Facebook и Instagram, так что многие клиенты идут в магазин, увидев наши аккаунты, — делится Александра.
Сколько стоит собственный модный бизнес?
— Изготовление небольшой коллекции может стоить от $3 до 10 тысяч, в зависимости от количества изделий и тканей, которые используются, — рассказывает Виктория. — Открытие магазина (с учетом ремонта, аренды и наема продавцов) обойдется не меньше чем еще в $5 тысяч.
Девушки пока не успели выйти на окупаемость, но на этот счет не переживают:
— Мы предполагаем, что придем к ней за один год, для бизнеса это отличная цифра. Было бы здорово выйти и на зарубежные рынки, но мы не хотим, чтобы основная часть одежды отправлялась за границу, как происходит на многих белорусских предприятиях. Направление хочется развивать в Беларуси, часто ведь люди жалуются, что самое хорошее уходит.
Как производить свою одежду, не желая шить
— Самый быстрый процесс — создание эскиза. Никто не творит ночами, идея-картинка неожиданно приходит в голову. Мы рисуем ее, а после — начинаем коллективно модифицировать. Бывает, закупая ткань, уже знаешь, что из нее сделаешь.
У истоков коллекции всегда стоит ее общая концепция, делятся с нами собеседницы. К примеру, летнюю решили сделать яркой и «артовой». Для этого девушки привлекли художницу, создавшую для бренда эксклюзивные принты (коллекция с ними сейчас пользуется большим успехом), выбрали подходящие ткани, разработали модели и стали воплощать.
Ткани используют итальянские, болгарские, литовские, польские и китайские. Шьются изделия на чужом производстве. Totallook сотрудничает и с государственными, и с частными предприятиями, отыскивая самые сговорчивые: зачастую одни шьют не так, как нравится, другие — не по той цене, которая устраивает, третьи — не в тот срок.
О трудностях
— Недавно у дизайнеров появилась необходимость выполнять весьма накладные законодательные условия, — рассказывает Елена. — Раньше вещь можно было просто сшить и продать. Теперь изделие должно обзаводиться «Декларацией соответствия»: проходить испытание использованных тканей. В масштабах огромного производства это не слишком затратно, но мы-то не хотим быть масс-маркетом: количество изделий у нас ограничено, тканей задействовано много. Выходит, белорусский рынок суров: многие талантливые дизайнеры сдержаны именно тем фактом, что для них не предусмотрены особые условия.
Спрашиваем о стереотипах, сложившихся в отношении отечественной продукции, — девушки понимающе кивают:
— Местный покупатель пока не готов платить много за белорусскую одежду. А вот гостям страны или тем, кто много путешествует, есть с чем сравнить. Одна из наших посетительниц как-то сетовала: недавно была в Москве и купила вещь из такой же ткани втридорога. Знала бы, говорит, приехала бы к нам.
Девушки уверены, что стереотипы исчезнут со временем, когда люди будут видеть, что и в Беларуси делают что-то классное.
— Верность брендам давно устарела, — утверждает Виктория. — На модном маркете часто можно увидеть, как девушка с дорогой сумочкой Chanel покупает клатч от белорусского дизайнера. Да и недаром говорят: «девочки такие девочки» — абсолютно каждая может влюбиться в «ту самую» вещь и даже не задуматься, белорусская она или нет.
Конкуренции смелые барышни не боятся совсем. Бренд примечателен своей ценовой политикой: конкуренты Totallook — не дизайнеры, вещи которых стоят дороже и создаются в одном экземпляре, а, скорее, качественный масс-маркет.
Зачем участвовать в Белорусской неделе моды
Организаторы BFW привлекли бренд к участию буквально за месяц. По мнению Александры, участие в неделе моды добавило бренду узнаваемости: само словосочетание «неделя моды» имеет психологическое значение — вызывает доверие и уважение клиента.
— В стране много толковых дизайнеров, о них просто никто не знает. К сожалению, даже та публика, которая интересуется модой, знает не слишком популярных зарубежных дизайнеров, а громкие белорусские имена — нет. Динамика есть, но многие по-прежнему не верят, что за хорошей одеждой не обязательно ехать за границу.
О белорусках и их вкусах
— Наши девушки очень любят платья, — улыбается Елена. — Казалось бы, проще купить вещь, которую можно сочетать с другими, и менять целый образ, но белоруске, вероятно, не нравится каждое утро думать, что надеть, и создавать сложные комплекты.
С созданием образов здесь помогают: в
Вторая белорусская страсть, по словам стилиста, — приталенные силуэты; мешковатые европейские вещи расходятся хуже.
— Наши девушки избегают вульгарности, но стремятся к женственности: хотят, чтобы вещь сидела точно по фигуре (особенно, если пришли на примерку с мужчиной). Любят также заметные вещи: чистых и ярких цветов.
Некоторые модели боятся покупать из-за незнания, куда и с чем их надевать. К примеру, брюки спортивного силуэта из костюмной ткани: как носить такую вещь с каблуком — пока загадка для белорусской девушки, хотя это популярный в мире спорт-шик.
Об одежде Totallook
Каждую модель стилисты разрабатывают подходящей для любого типа фигуры и в тех цветовых решениях, которые подходят почти всем. Вместе с тем каждая из базовых моделей имеет особенную деталь (как, например, съемный бант на блузке).
— Невозможно не видеть связи между дизайнером и его одеждой, — уверены девушки. — Он обязательно пропускает ее через себя. Вот нас трое, мы очень разные, и нам удается делать универсальный продукт: на разных девушек, но с общей изюминкой — любая вещь в этом магазине на ком-то из нас ну очень классно смотрится!
В основе концепции — функциональность и универсальность вещей. Коллекции бренда выходят «капсулами» по 15-30 моделей, объединенных общей идеей; в Totallook не делают вещи, которым сложно подобрать компанию. «Капсулу» наполняют брюки, юбки, платья, блузы с рукавом и без, свитшоты, жакеты, жилеты. Минувшей зимой бренд выпустил успешную партию пальто. Коллекцию станут выпускать каждые 2-3 месяца.
Цена изделия — от 750 тысяч до 3 млн рублей. Размерный ряд — от 42 до 48-го, до пяти единиц на каждый размер. То есть каждая вещь выпускается в количестве около 20 единиц.
Сейчас в магазине доступны две коллекции — яркая принтованная и более нежная в пастельной цветовой гамме. К концу недели здесь появится коллекция ярких спортивных платьев. Тут же продают украшения белорусских дизайнеров, некоторые из которых разрабатывались специально для одежды Totallook.
Фото: Дмитрий Рыщук