За последний год в Минск буквально ворвались мировые бренды — от украшений Swarovski до фастфуда (прости, Америка, за пепси) Burger King и вот-вот уже KFC. Хорошего много не бывает, поэтому Relax.by побеседовал с руководителем Ассоциации франчайзеров и франчайзи Ольгой Леонтьевой, которая знает всю правду о том, когда же придут Starbucks, IKEA, H&M и Subway.
«Старбакса» не будет: еще больше фастфуда
— Сразу спрошу вас, Ольга, о том, что мучает нас больше всего: скажите, когда же придут в Беларусь IKEA и Starbucks?
— Starbucks — забудьте. Это учебный пример сети кофеен, которая развивается, не используя франчайзинг. Есть, конечно, исключения (в российском каталоге представлены франшизы Starbucks от 150 000 до 180 000 долларов — Relax.by), но по поводу Беларуси представители компании писали нам, что могут рассматривать нашу страну не раньше чем через пару лет.
И если даже они решат прийти в Беларусь, прибавьте к этому время, которое необходимо потратить на переговоры. Кто-то тратит полтора года, кто-то — больше четырех.
— Правда ли, что IKEA не хотят пускать на рынок в том числе «сверху», потому что существует страх, мол, придет IKEA — умрет «Пинскдрев»?
— Думаю, многое в этом вопросе надуманно. Но я не могу говорить и стопроцентное «нет». Скажу: я не сталкивалась с подобными задокументированными случаями ограничения сверху.
— В этом месяце в Минске просто бум фастфуда: открылся Burger King, планируется KFC. Говорят, это связано с тем, что у компании McDonald’s была негласная договоренность на 10 лет с администрацией о некой монополии на рынке быстрого питания, которая подошла к концу, потому, мол, и бум. Надуманны ли эти разговоры?
— Отвечу аналогично: мне не приходилось сталкиваться с какими-то подтверждениями или видеть реальное влияние такого плана со стороны McDonald’s. Вообще не представляю, как можно официально закрепить за собой статус монополиста: Минторг не может повлиять — он даже лицензии на общепит не выдает.
Покупка франшизы и приход на рынок — это обычно разговор двух частников без привлечения государственной стороны.
Бум фастфуда — это закономерный процесс. У нас появились площади, хорошие торговые точки, стал улучшаться имидж…
Про лентяев и первые франшизы
— Что самое сложное при покупке франшизы?
— То, как мы представлены за рубежом. Вот как это работает: представители иностранных компаний составляют перечень стран, где они себя будут представлять. Компании все эти страны оценивают, исходя из тех данных, которые находят сами или получают, заказывая исследования.
Два года назад к нам приезжал руководитель одной из международных франчайзинговых структур, который был крайне удивлен, что в Минске вообще есть качественные торговые площади и торговые центры. И был очень удивлен: по той информации, которой они обладали, и по тем отзывам, которые они получали о нашей стране, выходило, что в Беларуси вообще нет никаких брендов и нет никакого смысла открывать здесь свои точки.
Сложность — особый менталитет многих наших предпринимателей. При покупке известного бренда нужно доказать, что ты соответствуешь всем параметрам и действительно сможешь этим брендом эффективно управлять.
— Многие жалуются на разные законы здесь и там, которые мешают заключать договоры.
— Во всем мире франшиза — это товарный знак плюс ноу-хау. В Беларуси обязательный элемент — это не торговый знак, а фирменное наименование. То есть название компании, под которой она была зарегистрирована. Например, Zara — это товарный знак, а наименование компании — Inditex. По белорусскому законодательству, не принципиально, передан ли вам знак Zara, но важно, чтобы было передано наименование Inditex. Только тогда это называется франшизой. Но обычно наименование зарубежные компании не продают. Сделки такие происходят легально, но называются, скажем, приобретением лицензии на использование бренда. Отсюда небольшая путаница.
Не то, чтобы это тормозило развитие франчайзинга, но разница в формулировках не дает нам целиком оценить рынок.
Milavitsa и другие белорусские франшизы
— Когда белорусы купили первую франшизу?
— В 2006 году зарегистрирован первый договор франчайзинга компанией НТС, которая являлась владельцем бренда розничных магазинов «Родная сторона». В 2005 году появилась законодательная возможность такие договоры заключать.
— У кого покупают чаще?
— Спектр — больше 15 разных стран: США, Кипр, Греция, Австралия, Германия, Польша… Популярны российские франшизы из-за близкого к нам законодательства и менталитета. Или потому, что россияне покупают мастер-франшизу, которая дает право им самим продавать франшизы и развивать бренд в регионе. По такому принципу — через российское представительство — работает Burger King.
Становится все больше белорусских франшиз. Впереди, конечно, Milavitsa — у них в прошлом году было более 500 точек в России.
Из общепита: пиццерии Pizza Smile. Их же бренд — фастфуд Good Burger. Быстро развиваются сети небольших кофеен take away, например, «Кофе саунд» и Vero Gusto. Кроме того, такие услуги для детей, как развивающий центр «Лесенка», школы танцев City Dance.
Из одежды пока немного таких же успешных примеров, как Milavitsa и Mark Formelle. Могу назвать белорусский бренд NAVY, который с помощью франшизы планирует развитие сети как в Беларуси, так и на рынках соседних стран..
Белорусские франшизы хороши тем, что они недорогие — легко войти на рынок. Плюс, надо понимать, что франшиза — это не только покупка бренда, но и покупка технологии, и белорусские компании могут предложить нашим предпринимателям большую поддержку.
— О каких ценах идет речь, когда вы говорите «дешевая франшиза»?
— Большинство вышеперечисленных франшиз — это инвестиции до 10 000 долларов. Good Burger — 80 000 – 90 000 долларов. Pizza Smile — это полноценное городское кафе с кухней, поэтому они стоят от 150 000 до 300 000 долларов. Когда мы говорим об иностранных аналогах, это в среднем от 300 000 долларов.
Если брать реально работающие договоры — большая часть (до 40 %) с российскими компаниями. Предложение там гораздо шире, чем у нас, а по сравнению с Европой и Америкой, российское будет больше адаптировано из-за схожести менталитета и законодательства.
Грязные истории
— Отчего может быть расторгнут договор? Часто ли случаются инциденты вроде тех, что произошел с Golden Coffee?
Английская компания Мorebrook LLP, владелец товарного знака Golden Coffee, приостановила действие лицензионного соглашения с ООО «Алнеил», которое управляло рестораном Golden Coffee на проспекте Независимости, 18 в Минске. Причина: плохая репутация заведения, которое стало известно минчанам и особенно гостям столицы как место, где можно познакомиться с легкими на подъем девушками.
— Владелец франшизы имеет право расторгнуть договор по своему желанию и своей инициативе с выставлением штрафных санкций. В договоре эти случаи прописаны.
— Можно ли назвать тревожным звоночком жадность белорусского потребителя до халявного пепси в Burger King? Такой нездоровый ажиотаж — исключение из правил или все-таки наш показатель культуры?
— Предприниматели попробовали сделать в Беларуси, как везде, но столкнулись с совершенно странным и неадекватным поведением. С бутылками этими. Может, в силу того, что мы долго-долго не видели этих брендов и очень сильно их ждали, у нас сейчас такой период… хм… дикости. Хочется верить, что он пройдет и что это все-таки исключение.
Условия франшизы Бургер Кинг:
– инвестиции — 21 млн 610 тыс. руб.;
– роялти — 5 % от месячного объема продаж;
– паушальный взнос — около 2 млн руб.
Требования, предъявляемые к партнеру:
– платежеспособность;
– опыт работы в сфере фастфуда;
– открытие от 5 ресторанов.
— Terranova в Минске и Terranova в Италии — это как два совершенно разных брата, один из которых (белорусский) отличается особой неряшливостью: все вечно вывалено на полки. В Италии — высший разряд. Почему?
— Кто-то прописывает в договоре размещение продукции, кто-то нет. К тому же надо помнить, что далеко не все бренды, представленные в Беларуси, представлены официально.
Несколько лет назад была масса примеров, когда товар определенной фирмы покупался на открытом рынке в стоках, потом привозился сюда. Тут предприниматель вешал вывеску и зарабатывал деньги. При этом формат магазина и обновление ассортимента и коллекции зависели только от воли и желания владельца магазина. По сути это незаконное использование марки. Есть такие примеры и сейчас. Например, в центре Минска работает магазин Zara style, хотя представители владельца бренда Zara указывают, что он к ним не имеет никакого отношения.
Dunkin' Donuts, Subway и H&M
— Рынок франчайзинга в Беларуси развивается?
— Рост предложений и заявок на франшизы составил больше 35 % по сравнению с 2013 годом. Растет предложение торговых площадей, которые вполне подходят для заполнения брендами.
С точки зрения розницы не так много осталось интересных брендов, которые не представлены в нашей стране — сформировался уже определенный перечень крупных игроков, которые собирают целые пакеты. То есть это компании, которые управляют не одной франшизой, а сразу набором брендов. Как правило, этим занимаются владельцы или девелоперы торговых центров, вроде «Табак-Инвест» и их «Короны». Или крупный опреатор Fashion-house, который имеет в пакете франшизы Mango, Gerry Weber, Women'secret, Hugo Boss, Jennyfer, Springfield, Vero Moda, Jack&Jones, Accessorize — порядка 10 позиций.
Сегодня ведутся переговоры на предмет открытия магазинов тех брендов, которые еще не представлены.
— Dunkin' Donuts?
— Нет, по информации головного офиса эти не планируют. Беларусь не рассматривается пока для сотрудничества. Пересмотр может быть только в 2016 году.
— Subway?
— Есть все основания полагать, что будет принято положительное решение.
Мне бы очень хотелось, чтобы в Беларусь пришли Subway. И H&M вместе с Zara, чтобы не нужно было куда-то ездить на шопинг. И если Subway — это вопрос времени, то H&M не предоставляет франшизы и может прийти только сам. Что касается Zara, то у них уже было несколько подходов-попыток, но пока почему-то не срослось. Будем ждать.
Фото: Алексей Рыбалко