Согласно современной белорусской мифологии, раз в году духи Минска выходят из инстаграма с тем, чтобы кутить, резвиться, читать журналы, играть в настолки и поедать фермерскую клубнику на острове Комсомольского озера. Корреспондент Relax.by отправилась на арт-пикник Freaky Summer Party, потянувшись за манящим слоганом-обещанием — «Все лето — за один день». Подробнее про все зоны активности Relax.by уже писал в полном гиде по фестивалю. Теперь же время подытожить, как это было на самом деле.
В этом году FSP организовали с благородной целью — позакрывать минчанам разом все гештальты: фотографируйся с серф-бордом, живи в индейской деревне, делай татуировки, плавай на корабле, заберись в палатку! Организаторы фестиваля сделали остров на Комсомольском озере таким уютным, что сразу хотелось изъясняться категориями «няшности» и вешать на шею табличку free hugs.
Потоки равномерно красивых людей на жаре разливались по острову потоком клубнично-шпинатного смузи. Два года назад минчане и гости столицы шли на FSP, чтобы посмотреть, как будет бесчинствовать на сцене канадская исполнительница в стиле электротреш Peaches (Пичез), в прошлом году — чтобы посыпать голову краской-холи. В этом году хедлайнера, которого стоило бы ждать, не было, а с холи все вдоволь нарезвились во время Color Fest.
В итоге арт-пикник напоминал практикум для обращенцев в буддизм: лучше не может быть, ты счастлив прямо сейчас. Роль статуи Будды на входе выполнял стенд с образом умиротворенно улыбающейся с плаката Татьяны Короткевич — ее инициативная группа в поисках подписей разместилась прямо на подходе к острову — и спокойствие Короткевич перенимал всяк туда входящий.
На одной из площадок играли в бампербол — участники забирались в наполненные воздухом шары, словно в скафандры, и в такой футуристичной экипировке играли в некоторое подобие футбола. Бампербол изрядно бодрил, и отсюда по-прежнему красивые и временно задорные минчане отправлялись рисовать граффити, играть в «Диксит» на стенд Oz.by, валяться на шезлонгах с видом на импровизированное море Relax.by и выстраиваться в очередь за переводками-татуировками от 34mag. «Как в детстве!» — радовались совсем взрослые гости FSP, заполучив русалочку на щиколотку или дракончика на плечо и вновь впадали во временное апатичное забытье, которое, казалось, нигде в Минске больше невозможно себе представить - только здесь на FSP.
На жаре весельчакам было лень даже делать селфи, а меж тем за них-то предлагали «ништячки и подарочки» — «сделай селфи, собери лайки, получи ценный приз». Возможность халявы бодрила, и участники пикника вновь бегали по территории острова, выполняя задания стенда кинофестиваля «Лістапад», набрасывались друг на друга с криком «Я тебя съем!» за мороженое Jattis, фотографировались на стенде журнала «Большой», пытаясь пробиться в «лица номера».
Отдельная зона — Kidsters — предназначалась для юных хипстеров и их родителей. Здесь маленькие кидстеры вовлекались в свои первые воркшопы, резвились в индейской деревне и читали стихи на табуретке (чтобы не опозорить родителей, наверняка, Бродского). Но символичность границ и различий между детской и взрослой зонами как бы намекала, что все мы — кидстеры и тем едины.
В зоне Edutainment непреходяще очаровательный создатель 3D-голограмм Кирилл Чикеюк рассказывал, как стать таким, как он. Там же премудростям разного толка гостей пикника обучали Денис Блищ, Алексей Садовой и прочие авторитетные мужчины белорусской земли. За еще одной дозой экопищи для ума шли на стенд 3M — здесь демонстрировали «вечный скотч» и «сухую воду»: «опустите в эту воду деньги, руку, телефон — что хотите, и увидите, что все останется сухим!»
Арт-пикник — время отсутствия сомнений, ясности и смыслового единства. Здесь все хорошо и понятно, не нужно мучиться от необходимости оценивать и судить. Мы привыкли к тому, что кто-то должен нам объяснить (написать), что хорошо, а что плохо, какую музыку слушать кошерно, а какая — харам, какие фильмы правильные, а какие — от лукавого, и беда тому, кто ошибся. И FSP любят, очевидно, за безопасность, здесь не нужно сомневаться, ибо все здесь — рафинировано и хорошо: здоровое питание — хорошо, jam-market с очаровательными колечками ручной работы и брошами в форме виниловой пластинки — тоже хорошо, и настолки хорошо, и парк, и озеро, и ЗОЖ (алкоголь на мероприятии запрещен), и шорты с завышенной талией, и кальяны в стакане, и венки из вереска, и бублики — все это в равной степени правильно и понятно.
На соседнем, «бесплатном», острове, который не затронул арт-пикник, те, кто пожалел заплатить за веселье Br300 тыс. (цена билета в этом году), катались на велосипедах и кормили уток — одним словом, использовали свои бесплатные квадратные метры острова по-максимуму, фотографировались бесчисленные молодожены.
— Это же Freaky Summer Party, значит, должно быть весело и безумно, — рассуждала начинающий режиссер Катя, стоя в очереди за бесплатной татуировкой. — А здесь очень хорошо, но совсем не безумно.
Фото: Алексей Рыбалко, Александр Хмелев, Илья Садовский