С 29 мая по 13 июня в арт-пространстве «ЦЭХ» проходит выставка «Ролан Барт. Ключевые слова», посвященная столетию последнего интеллектуала XX века. В Европе день рождения Барта отмечают в самых крупных галереях, а в Минске посетители интересуются, почему на выставку не пришел сам почтенный юбиляр. Relax.by попытался в двух словах объяснить, чем крут Барт и почему стыдно не знать, кто это.
Однажды Ролан Барт поехал в Токио, не зная ни языка, ни истории Японии, чтобы поставить эксперимент: сможет ли он, человек совершенно извне, разобраться в механизмах города и его привычках. Его опыт вылился в текст «Империя знака», который доказывает: автор, используя свой метод, смог не только выжить в незнакомом месте, но и разобраться, откуда ноги растут у разных японских традиций. Но Ролан Барт — это, конечно, не только про Японию. Ролан Барт — про все, серьезно.
Кто такой Ролан Барт?
— Это автор, который одинаково симпатичен любителям и крапивных смузи, и коньяков, — говорит PR-менеджер выставки Анна Карпенко, встречая нас у входа в зал.
— Все знают Барта. Только постсоветские страны и, наверное, африканские отстают, — поддерживает ее представитель французского посольства Ксавье ле Торривеллек. — Барт — последний интеллектуал XX века. Французский философ-постструктуралист, семиотик, литературовед и литературный критик, который одновременно писал про литературу, кино, театр, фотографию, моду, еду — кучу всего.
Идеи философа стали популярными в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Европа как раз разочаровалась в старых идеологиях и подходах и жаждала новых взглядов и идей. Тут-то и сработали концепции постструктуралистов, одним из которых был Барт. Основной их месседж (если уж совсем упрощенно) заключался в том, чтобы анализировать окружающую действительность, отходя от стереотипов. Постструктуралисты обвиняли своих предшественников в догматичности и были уверены, что самое главное — то, что выходит за пределы этих догм.
Защищаться от Большого брата
На этих принципах построено все современное искусство: «Теперь редко бывает так, что, скажем, французский художник пишет картину на классический лад: просто пейзаж, деревья, озеро. Это уже невозможно. Не выйдет: какой смысл такого пейзажа? Он ничего не дает, кроме своей структуры. Это неинтересно», — поясняет Ксавье.
Альмира Усманова, преподаватель ЕГУ и один из самых крупных семиотиков Беларуси, добавляет:
— Нет теоретика фотографии, который бы не знал Ролана Барта. Camera lucida — один из основных текстов для дизайнеров, фотографов и режиссеров. Архитекторы используют его категорию нейтрального — одно из основных понятий современной архитектуры. Драматургам важен текст «О театре». А «От рекламы до моды» или «Мифологии», где рассматриваются культурные феномены от Греты Гарбо до итальянской пасты, — универсальные работы. У каждого свой Барт.
Альмира уверена, что для белорусов и россиян Барт особенно важен потому, что в СССР не было рекламы. Мы больше, чем Запад, подвержены влиянию разных мифов: слепо верим тому, что говорят по ТВ, и подвержены массовой пропаганде куда больше, чем, например, немцы, англичане или американцы.
«Угнетаемый человек — никто, и язык у него один, ибо он может говорить только о своем освобождении. У угнетателя есть все: его язык богат, многообразен, гибок, охватывает все возможные уровни коммуникации. Угнетаемый человек созидает мир, поэтому его речь может быть только активной, транзитивной (то есть политической); угнетатель стремится сохранить существующий мир, его речь полнокровна, нетранзитивна, подобна пантомиме, театральна; это и есть Миф. Язык одного стремится к переделке мира, язык другого — к его увековечению».
Что предлагает Барт? Он рассказывает, как искать скрытые смыслы, чтобы противостоять манипуляции. Как искать «третий смысл» на символическом уровне. Как мыслить критически.
— Любая форма (о чем бы ни шла речь) зависит от политических режимов, от скрытых невидимых идеологий, от контекста. Барт пытается понять, что стоит за этим. И, читая его, вы учитесь, — говорит Альмира.
Что такое «третий смысл»?
Наташа, студентка ЕГУ, представляет на выставке свою работу «Третий смысл». Это видеоинсталяция, включающая сотни замерших кадров фильма «Иван Грозный». На одном экране — крупные планы царя, на стене напротив — Ефросиньи. Спрашиваем: что все это значит?
— Я пыталась уловить «третий смысл», — говорит Наташа. — По Барту, это что-то, присутствующее в изображении, что мы считываем и что нас цепляет, но что мы не можем объяснить. Какая-то черта лица, бледность грима, заостренная борода героя, выдающая коварство. Мы пытаемся ухватить этот знак, но он постоянно ускользает.
«Поначалу казалось, что загадка Летающих Тарелок имеет вполне земное происхождение: предполагалось, что тарелки прилетали из советского далека, из того мира, чьи намерения столь же неясны, как и намерения инопланетян. Это значит, что западная мифология приписывает коммунистическому миру ту же чужеродность, что и какой-нибудь планете: СССР — это мир, промежуточный между Землей и Марсом».
Как толковать современное искусство?
— Барт вводит понятие «смерть автора». Суть в чем? У автора нет права на постоянное обладание смыслом, — цитирует философа координатор проекта Антонина Серякова. — Вы приходите в музей — и вам кажется, что вы не понимаете современное искусство. Но на самом деле важно не то, что хотел сказать автор, а то, как зритель интерпретирует его высказывание. Создатель работы в этом смысле теряет свои привилегии, свою власть и выступает просто передатчиком. Скриптером. Не более того.
Так что волноваться не стоит. Но заглянуть на выставку имеет смысл хотя бы для того, чтобы научится понимать, когда вами пытаются манипулировать. И запастись инструментами интеллектуальной защиты.
Он умер в 1980 году.
На выставке «Ролан Барт. Ключевые слова» можно будет посмотреть коллективные и индивидуальные работы молодых художников и исследователей, предлагащих переосмыслить творчество Ролана Барта через аудиовизуальные высказывания на темы, которые философ рассматривал в своих текстах «Система моды», «Третий смысл», Camera lucida, «Мифологии», «Фрагменты речи влюбленного». А также посетить лекции, услышать голос самого Барта, увидеть его черновики и основные фрагменты его работ.
Выставка пройдет при участии Посольства Франции в Минске и Лаборатории визуальных и культурных исследований Европейского гуманитарного университета (Литва). Организаторы благодарят за помощь в организации выставки компанию Samsung.
Фото: Надежда Курайшевич