С большинством звезд белорусской эстрады Андрей Костюгов в буквальном смысле породнился. По-другому и быть не может, ведь он делится с ними тем, что одни пафосно называют «детищем», а другие ― просто «детьми». Речь, конечно, идет о песнях, которыми композитор и поэт Андрей Костюгов щедро делится со своими друзьями и коллегами.
Список артистов, исполняющих его произведения, внушителен, но каждого из них Андрей помнит и готов снова и снова предлагать то, что им больше всего в данный момент необходимо. Песни Костюгова исполняют «Песняры», Искуи Абалян, Корриана, Полина Смолова, Вера Каретникова, Доменика, группа Las Vegas, Наталья Тамело, Нилс, украинская исполнительница Ирина Ярина и другие.
Первые записи песен Костюгова появились неожиданно даже для самого автора. Причем о существовании «первенцев» он узнал, уже будучи состоявшимся и востребованным песенником.
Андрей Костюгов: «Сейчас в Интернете можно наткнуться на песни, которые я пою под гитару. Качество винтажное. В 1984 году я приехал на побывку из армии, и друзья собрались у меня дома на «квартирник». Как обычно это бывало ― на столе вино, комната забита людьми. Пели я и мой друг Саша Капич. По очереди. Саша давно уже доктор наук по микробиологической части. Профессор. Кстати, песня Натаны «Замри и жди» написана им. Я просто сделал новый текст, подходящий по духу исполнителю. Этот квартирник был записан на бобину и уехал в Узбекистан. Когда появились «Одноклассники», все и вскрылось. Я еще и не думал всерьез заниматься эстрадой, а где-то далеко люди уже слушали мои песни, и им это нравилось».
Как и для любого творческого человека, для Андрея Костюгова очень важно находиться в среде единомышленников, братьев по цеху. Хотя главное происходит дома.
«Живу за городом, есть приличная домашняя студия. Кое-что можно делать набело, не выходя из дома. Основная же работа по трекингу и сведению делается в стационарных студиях. Спасибо Алексею Зайцеву, Виктору Гришанову, Геннадию Сыроквашу. Работаю в качестве автора текстов с композиторами Леонидом Шириным, Нилсом, Сергеем Сухомлиным, Искуи Абалян, Сашей Немо, Максом Алейниковым. Начал работать с композитором Александром Обуховым. Конечно, самый плотный творческий союз ― с Леонидом Шириным. Собственно говоря, он меня на эту «кухню» и привел когда-то. А первое «блюдо» оценил продюсер Андрей Калина. За что ему и спасибо бесконечное».
Среди своих самых больших жизненных удач Андрей Костюгов отмечает любовь и поддержку жены Аллы. Именно она помогла Костюгову найти себя в профессии, ставшей любимым делом.
«Мне повезло прежде всего в том, что я удачно женился. Моя жена Алла ― художник. Преподает композицию в художественном училище. Все, к чему она прикасается, становится волшебно красивым. Наш дом ― избушка из сказки. Каждый год на мой день рождения она дарит мне тысячу тюльпанов. Весь огород красный. Соседи недоумевают, зачем столько цветов not for sale. Если бы не Алла, я бы, наверное, никогда не решился заняться таким ненадежным делом ― сочинительством».
Делать то, что нравится, то, что по душе, получается далеко не у всех людей. Андрей Костюгов в этом плане ― счастливый человек. Ведь у него есть любимое занятие, и всегда есть настроение.
«Проект «Натроение» ― работа в кайф. Там я такой, какой есть. Проект некоммерческий, хотя успешный. Огромную роль играет исполнитель Виталий Новиков. Он и главный судья, и партнер, и продюсер. А главное ― друг. Он очень занятой человек, но для музыки время всегда находит. Работает самоотверженно. Иногда мне кажется, что это главное его дело. Может быть, я слишком субъективен ― друг все-таки. Но если мы не обожаем своих друзей, значит, что-то не в порядке».
Творчества без любви не бывает, считает Андрей Костюгов. Это творческое кредо ярче всего проявляется в работе с артисткой Натаной.
«Иначе не будет волшебства. Я искренне люблю Натану, и она чувствует это. Когда пишу для нее ― частично превращаюсь в женщину. Я вообще в одной из прошлых жизней был женщиной. Меня расстреляли в каком-то подвале. В начале двадцатого века. Увидев этот сон в очередной раз, с возмущением просыпаюсь. Не зря в песне «Бананамама» фигурирует Мата Хари. Прошлые жизни «до» и «после» как-то не запомнились».
Язык музыки универсален и интернационален. Что касается текстов песен, то здесь всегда можно все начать с чистого листа. И Андрей Костюгов не боится пробовать выражать свои мысли и чувства на самых разных языках. Желание и возможности для этого есть.
«Добрая половина моих текстов написана по-английски. Несколько штук ― по-французски, слышу иногда в эфире. Работал в «Интуристе» переводчиком польского языка. Возил туристов по СССР. Не так давно преподавал в ИнЯзе литовский язык. Две песни на белорусском языке издал. По образованию я лингвист, окончил Вильнюсский университет как раз в год его четырехсотлетия. Даже глиняную медаль вручили по этому поводу».
Создание песни для Костюгова ― это не только ремесло, это также и мостик к более тонкому восприятию мира, возможность видеть и чувствовать то, что находится за гранью реального.
«Реальный мир и выдуманный сливаются после достижения определенных успехов в медитации. На короткое время. А медитирую посредством сочинения песен. Когда не получается как хочу ― чувствую себя ужасно, разваливаюсь на куски. Убегаю за двести километров на рыбалку, стараюсь не думать о работе. Когда, наконец, получается ― испытываю ни с чем несравнимое наслаждение».
О том, как связана его внешность с внутренним миром, Костюгов говорит с иронией: «Внешне я вряд ли похож на композитора или поэта. Да я не композитор и не поэт, я сочинитель песен, текстов к песням, музыки к текстам. В прошлом году Андрей Макаревич пошел на выступление Натаны. Послушал и сказал обо мне: «...а с виду лесоруб-лесорубом».
Одной из своих самых необычных работ Андрей Костюгов называет текст гимна Кирпичного завода №2. Невыполнимая, казалось бы, задача была воспринята автором как творческий вызов.
«Действительно, как написать, чтоб самому понравилось? Заводу исполнялось 80 лет. Я быстро просчитал, что КЗ №1 был построен еще при царе, а этот ― сразу после гражданской войны. Начиналась новая эпоха в судьбе Минска. А кирпичи ― хлеб новостроек. Пиши об истории города ― и получится гимн Кирпичного завода номер два».
В работе песенника, как и в любой другой профессии, существуют определенный принципы и законы. Но есть одно правило, которому Костюгов верен и которое всегда помогало ему создавать нечто необычное и запоминающееся: «Классная песня не должна быть слишком гладкой. Все идеальное, симметричное, гладкое ― скучно. Легкая шероховатость приветствуется. Она оживляет».