То, что Леонид Парфенов приехал в Минск, — само по себе знаковое событие. Его лицо знакомо нам по программе «Намедни», мы смотрели его в «Итогах» и «Форт Боярд», а его речью на вручении премии имени Владислава Листьева вдохновляются все факультеты журналистики постсоветского пространства.
И пусть даже визит Парфенова в Минск никак публично не анонсировался, а о творческом вечере знал узкий круг людей, удержать в тайне персону такого значения невозможно. Relax.by побывал на закрытой встрече и послушал мэтра современной журналистики.
В Минске Парфенов выступает при поддержке бренда Chivas с презентацией фильма «Цвет нации». Гости вечера наблюдают за тем, как занимательно на экране меняются кадры дореволюционной русской глубинки, и пытаются вытянуть Леонида Геннадьевича на откровенный разговор.
«Мы же расходуем самый невосполнимый ресурс. И это не нефть и не газ — это время. Бездарно проиграв XX век, мы как народ и как страна дурью маемся еще и в XXI-м»
— Ни на какую дорогу мы пока не вышли и никакой путь не обнаружили, — категоричен Парфенов уже с первых вопросов из зала. — И последние 20 лет потеряли почти что даром как нация и как общество. При этом много кто успел реализовать свой личный потенциал, построить бизнес например, но как национальный проект — нет, мы не состоялись.
Посмотрите, мы же расходуем самый невосполнимый ресурс. И это не нефть и не газ — это время. Бездарно проиграв XX век, мы как народ и как страна дурью маемся еще и в XXI-м.
«Идея — о том, что человек — это все.
А сумма успешных, счастливых,
динамичных людей, меняющих свою жизнь,
меняет страну»
Из зала настойчиво: — Ну вот в России не создана национальная идея…
— Нет, — коротко бросает Парфенов.
— А на Западе тогда какая она?
— Ну, даже как-то неловко, — делает паузу телеведущий, в зале смех. — Идея — о том, что человек — это все. А сумма успешных, счастливых, динамичных людей, меняющих свою жизнь, меняет страну, — в зале гром апплодисментов. — Англию, — продолжает Парфенов, — меняет ведь не премьер-министр, пришедший сверху, а огромное количество айтишников, дизайнеров, педагогов, ученых. Там находится место Гейму и Новоселову, нобелевским лауреатам. Вот они открыли графен. И никто в администрации премьер-министра не заседал, дескать, надо, товарищи, модернизировать производство, преимущественны вложения в такую-то сферу и т.д.
Знаете, в той же Франции уже давно считают не только ВВП, но и индекс качества жизни. Важно не то, получают они, условно, 3 000 евро или 3 800. В приоритете другое — безопасность, шаговая доступность булочных, широкий обмен всевозможными культурными событиями, ощущение, что в любом французском городе ты не прозябаешь, пока все лучшее — в Париже, а живешь полноценной жизнью. В общем, вот она, национальная идея, не знаю, насколько я ответил на ваш вопрос.
«Сейчас нет речи о том, живет или нет хорошая журналистика. Вопрос в другом: есть ли на нее запрос в обществе?»
Тематика беседы плавно сменяется с общественно-политических и культурных тем на профессиональные.
— Сейчас нет речи о том, живет или нет хорошая журналистика, — размышляет Парфенов о ремесле. — Вопрос в другом: есть ли на нее запрос в обществе? Если есть читатели, аудитория, которая хочет получать информацию, а не пропаганду, если СМИ — это коммуникация между человеком и обществом, мы можем говорить о перспективах профессии. А пока этого нет, и перспектив нет. Не сегодня, конечно, но моя профессия перестала существовать в России.
«Я когда-то придумал такую фразу:
«Мы живем в эпоху ренессанса
советской античности»
Вслед за этим забеспокоился зал и этическими вопросами: — Есть на российском телевидении люди, которым вы не станете жать руку при встрече? — спрашивает ресторатор Вадим Прокопьев.
— Я не занят мыслями, кому мне хочется пожимать руку, а кому — нет. С людьми, которым я не жму руку, я просто не встречаюсь.
— А вот если встретитесь?
— Как встречусь, так и решу. Я не держу в потайном кармане мысль о том, как себя поведу в той или иной ситуации.
Филигранно держа удар в словесной полемике, Парфенов переходит к презентации нового тома книги.
— «Намедни» — это, знаете, универсальный метод, которым я в некоторой степени горжусь. Писать сквозной курс истории я бы не смог, а вот эти фрагменты создают лучший эффект эпохи, где возникает впечатление, что припомнено все или почти все.
Я когда-то придумал такую фразу: «Мы живем в эпоху ренессанса советской античности». И этому нашему общему советскому прошлому посвящено несколько томов «Намедни».
Сняв пробу с фуршета, гости решают помучить Парфенова и гастрономическими вопросами: — Вас можно назвать гурманом, вы часто говорите о каких-то местах, о том, где были и что пробовали. А в Минске уже успели снять пробу?
— Вчера я ужинал здесь в кафе Feelini, меня встретил очень харизматичный шеф-повар. Я обычно по нему и сужу: когда человек большой, добрый, с огромными руками — все ясно. Я очень много встречал шефов по всему миру и всегда поражался, что нередко это люди одного типа. Если мы говорим о счастливых, занятых любимым делом личностях, замечаем, что они часто похожи — и темпераментом, и настроем.
«Посмотрите на Эстонию. Они уже давно живут своей северной кухней и говорят, что у них есть собственный «Беллини». При этом речь о просекко, в который замешан не персик, а свежедавленный крыжовенный сок»
Гастрономия — моя большая страсть, и я с увлечением слежу за тем, как еда в той или иной стране становится частью самоидентичности. И я даже не говорю об Италии или Франции. Посмотрите на Эстонию. Они уже давно живут своей северной кухней и говорят, что у них есть собственный «Беллини». При этом речь о просекко, в который замешан не персик, а свежедавленный крыжовенный сок. Мол, какая страна, такой и «Беллини». Это же какой самоиронией нужно обладать и какого уровня развития достичь, чтобы вести такой диалог с гостем через меню, чтобы такие пасы ему давать!
Зал одобрительно кивает, но не отпускает гостя без вопроса про Беларусь. — А чем вам интересна наша страна? — звучит долгожданное из зала.
Парфенов вспоминает про брата, который здесь служил, про съемку выпуска «Намедни» в Беловежской Пуще и напевает «Песняров» на мове.
— Это уже с украинским акцентом! — не унимается повеселевшая публика.
— Слушайте, я вам не экзамен сдаю, — парирует Леонид Геннадьевич и продолжает петь.
Relax.by выражает благодарность за возможность репортажа компании «Перно Рикар Минск» и лично Анне Карпенко.
Балабол с "Болотной", кому ещё дурить голову, как не Вам..)
ЕГОР САРАТОВ 27 февраля 2015 в 20:46
потрясающий ведущий и очень талантливый человек. а баба делала или нет, не важно, прочитал, порадовался
вот кого надо постить, админы, а не всякий там белорусский бомонд-пыль-в-глаза и ни черта за душой.
РОБОТ ДЯДЯ ВОЛОДЯ 27 февраля 2015 в 17:52
Очень хорошее интервью, даже несмотря на то, что женщина делала.
Ваш отзыв принят. Спасибо!
ОК
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения
удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.
Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время.
Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете
ознакомиться с нашей
Политикой обработки файлов cookie