Несмотря на то что многие говорят о кризисе литературы в Восточной Европе, российский литературный агент считает иначе. Рукописи для нее — объект поиска новых и интересных авторов. В интервью relax.by Ирина рассказала о том, какие ошибки совершают молодые авторы, на книги каких молодых авторов под ее руководством следует обратить внимание и почему детская литература сейчас переживает свой расцвет.
СПРАВКА: Горюнова Ирина (род. в 1972) — российская писательница, литературный агент. Директор фестиваля и литературной премии имени Корнея Ивановича Чуковского. С 2007 года член международного Пен-клуба. Публиковалась во многих известных литературных журналах как в России, так и за рубежом. Лауреат множества литературных премий.. |
— Если современный человек еще более-менее представляет, что нужно сделать для того, чтобы стать писателем, то как становятся литературными агентами, он не знает точно. Какой у вас был путь к этой столь редкой для наших широт профессии?
— Литературных агентов в нашей стране не так много, чтобы можно было вывести точную формулу, но, тем не менее, в основном ими становятся либо редакторы издательств, либо юристы, либо, в узком смысле, наследники писателя. После окончания Высших литературных курсов при Литинституте имени А. М. Горького меня взяли на работу в издательство «Олимп». Не успела оглянуться, как еще до окончания испытательного срока из редакторов перешла в статус шеф-редактора. У меня было много идей, планов, я очень хотела издавать хорошие книги, поэтому в руках у меня все горело. Что-то получалось, что-то, увы, нет, но мне удалось сделать несколько хороших проектов и издать некоторое количество книг. Тем не менее, я понимала, что нужно двигаться дальше. Дела у издательства шли не слишком хорошо, количество редакторов неуклонно сокращалось, я решила искать новую работу. Именно в это время Татьяна Догилева, книгой которой я тогда занималась, попросила меня стать ее литературным агентом. Я пошла и официально зарегистрировала свое ИП.
— Изначально были уверены в том, что вся эта затея станет успешной?
— Честно говоря, я тогда не думала, получится у меня или нет, ничего не боялась, я просто шла и делала то, что хотела делать, — помогать издавать хорошие книги. С редакторами одних издательств контакт налаживался сразу, к другим приходилось пробиваться очень долго, иногда не один месяц или год, но очевидно, что мое бесконечное упорство все же давало свои плоды — издатели соглашались на встречи со мной, выслушивали меня, начинали смотреть проекты, которые я предлагала. Все больше и больше расширяя круг редакций и издательств, с которыми можно и интересно сотрудничать, я пробиваюсь до сих пор, но теперь мне гораздо легче — меня в этом мире уже знают, книги моих авторов выходят в «АСТ», «Астрель Спб», «ЭКСМО», ИД «Питер», «Время», «Рипол»… Я как индеец, добывающий огонь с помощью трута и лучкового веретена способом трения. При должном упорстве из искры можно разжечь костер. А упорство у нас семейное. Моя бабушка — врач, спасавшая жизни людей тогда, когда многие другие врачи только разводили руками, моя мама, работавшая прежде музыкальным критиком, стала писать симфоническую музыку и добилась мировой известности… Я не могла себе позволить быть недостойной их, быть слабой. Человек делает или не делает себя сам.