Являясь специалистом в сфере fashion-PR, доктором филологических наук, лингвистом, Алёна Попова на достигнутом даже не думает останавливаться. Говоря на шести языках — что уникально для профессии — рассказывает, почему ей все еще интересно работать в бизнесе моды после почти 20-ти лет служения fashion и как так получилось, что в мире моды нынче больше нет ярких идей, но есть громкие скандалы...
О себе
— Алёна, почему же вы в итоге выбрали мир моды? Вы начинали переводчиком и могли развиваться в этой сфере.
— Одно другому не мешает. Закончив иняз и получив красный диплом, я поступила в аспирантуру. Будучи по природе человеком энергичным и деятельным, мне хотелось продолжать работать по специальности, несмотря на то, что наука и серьезная учеба предполагают полное погружение и отречение от дел мирских и суетных (суетливых, я бы даже сказала). Однако на дворе был разгар 90-х. Работать я привыкла. Трудовая книжка с 1989 года. В студенчестве постоянно работала переводчиком. При верном планировании времени можно было позволить себе продолжить зарабатывать деньги. Тем более опыт совмещения полезного с еще более полезным у меня был. И опыт этот, надо сказать, подстегивал двигаться вперед. Собственно, в это время у меня появилась реальная возможность увести переводческую деятельность в специализацию. Я устроилась менеджером в совместное белорусско-итальянское предприятие, в ведении которого был первый в нашей стране люксовый бутик. И так как компания была небольшая (но очень приятная), наряду с менеджерскими, переводческими и прочими обязанностями, мне была предложена работа с коллекциями, поставщиками, медийными ресурсами, с клиентами. Иначе говоря, я освоила всю должностную палитру fashion-розницы, скажем, в полевых условиях.
С итальянской стороны с нами работали монстры «made in Italy»: Genny Group, BVM, Campagnolo, Genny Pellicce и т.д. Мои иностранные коллеги понимали, что имеют дело с серьезным, но неопытным партнером. Меня учили. Я очень старалась вникать, соответствовать, узнавать, быть на одной волне с сильными игроками. Поэтому хороший переводческий задел и много работы над собой сделали свое доброе дело.
В 90-е росла fashion-розница на всем постсоветском пространстве. Однако нужно понимать, что это — лишь часть мощной индустрии. Бутики, как и fashion-недели, модели, дизайнеры, fashion-сми — инструменты развития текстильной, швейной, кожевенной промышленности. Так как мы работали в сегменте luxury, нам необходимо было понимать и осознавать всю картину мира моды. Поэтому в моей жизни того периода были семинары по истории костюма, я прослушала курс лекций по истории искусств, истории текстиля и т.п.
Предметом моего научного интереса во времена учебы в аспирантуре была специализированная коммуникация. Таким образом, мне удалось совместить сотрудничество с только развивающимися у нас fashion-медиа (как международными, так и локальными) с научным и исследовательским опытом. Одним словом, рос рынок моды на постсоветском пространстве, росла и я как его кадр, который мог уже решать пусть не все, но многое.
К моменту, когда бутиковая сеть, в которой я проработала 10 лет, закончила свое существование (была продана), у меня, с одной стороны, был большой профессиональный опыт в fashion, с другой, написанный черновик монографии по теме научного исследования. Но самое главное — семья и маленький сын. Нужно было принимать решение и прекращать (с точки зрения ближайшей общественности) «бегать» меж двух огней. Ну как же перестанешь, когда огни эти пылают ярким пламенем, от которого тепло получают и мозг, и сердце.
Итальянские fashion-коллеги, выслушав мои сопли-сомнения, предложили консультировать байеров, а по ходу — участие в разработке пиар-компании одного…автомобильного бренда, который жаждал сотрудничества (на профессиональном жаргоне это зовется «коллаборацией») с люксовым fashion-брендом. Была почти середина нулевых. Luxury сегмент начинал «окапываться», «группироваться», экономить ресурсы. Первый опыт закончился абсолютной капитуляцией лени и страхов перед бесшабашностью и «прухой», царящими в luxury. Я превратилась в «играющего тренера», меня пригласили в следующий проект, я дописала монографию, ее издали, начала активно преподавать, прошла палочный строй экспертиз и «методических объединений», три года назад защитила докторскую. Вот собственно и вся story.
Признаться, мне не приходилось специально выбирать между модой и лингвистикой. Ведь в мире все едино. Система моды очень похожа на систему языка. Fashion-коммуникация и fashion-пиар без профессиональной языковой подготовки немыслимы. Возможность работать в серьезных проектах без опыта и репутации отсутствует. Я отношу себя к членам клуба «хочу все знать», плюс «хочу многое уметь». Для этого желательно иметь понимающее и поддерживающее окружение, воспринимать мир в ярких красках и быть открытым новому знанию.
— Чем на данный момент конкретно занимаетесь?
— Я – университетский преподаватель, исследователь и проектировщик моделей публичной коммуникации в бизнесе моды, эксперт готовых fashion-медийных продуктов, fashion-пиарщик, ведущий нишевый проект люксового сарториального бренда. Меня активно приглашают консультировать и разрабатывать пиар-компании крупных, уже давно существующих на рынке, и т.н. emerging дизайнерских fashion-марок. По сути, я занимаюсь одним и тем же, но в относительно разных субъектных ситуациях.
napishi mne gytenisk@gmail.com
"Вся история моды, и наше время не исключение, представляет собой чудовищный заговор против человека с целью вызвать в нем ненасытный интерес к происходящему" - krutaya fraza!!!!!!!
У меня тоже осталось неприятное послевкусие после общения с Аленой. Причем ее высокомерие сопровождается флёром а-ля "вы все меня раздражаете, не трогайте меня, хотя подождите, раз уж вы здесь, давайте я вас поунижаю". Хотя успешным людям, как правило, свойственно этакое "дружелюбное безразличие" и снисходительность. И это наводит на мысли. Хотя, возможно, это просто у нее в характере.
Хороший отзыв, Сережа! (Сережа?) Судя по всему эта Попова вам здорово вставила пистон, раз не дает покоя девочка-подросток, вставшая с колен. Тут интервью со взрослой тетей, у которой комплексы прошлого (лет 20+ уж прошло?) превратились в еще один повод постучать по клавишам сережам и таням:)))))) Без обид.
Алена - молодец. А если и высокомерна, то ничего страшного, это детские комплексы и неудачи прошлого. Каково девочке-подростку, провалившемуся с поступлением в Москве осознавать, что ты не пуп земли, но ничего ведь встала с колен, пытается чего-то добиться. Молодец!
Алена очень высокомерна. Причем, в личном общении особенно
Zenshina umnaia i krasivaya, zachem ei doktor nauk?
Уважаю Алёну Попову, интервью нахожу невероятно полезным.
Только вот я сотрудник fashion-сми: читаю тонны специализированной литературы, днями и ночами пишу - думала, что я - "пчела" - скромный труженик клавиатуры, а тут узнаю от Алёны, что я из "цирка".
Молодец!
Aliona Popova - straordinaria personalità da apprezzare, ammirare e seguire... brava, complimenti!
Интересная статья
Это закон рынка. Все равно люди будут покупать дешевое и безликое... А Алена молодец, крутой специалист.
Очень интересный материал, и качественные ответы.
жаль, что все стало таким поточным и коммерческим