Сергей Катьер пришел на телевидение в 1984 году. На сегодняшний день он продюсер, телеведущий и режиссер высшей категории Белтелерадиокомпании.
За время своей работы участвовал в создании около 700 программ, среди которых такие известные циклы как: «Экран, проблемы, герои», «Мы и наша кинокамера», «Киномозаика», «Документальный экран», «Время кино», «Киноверсты», «Телеверсты», «Синематека», «Коробка передач», «Культурные люди», «Кулинарная дипломатия» и др.
Является автором и режиссером более 20 документальных фильмов, среди которых:
«Сергей Есенин. Прерванный полет» (1985), «Человек, рисующий на песке» (1999), «Лицо под гримом» (2003), «Когда замолкла сегидилия» (2004), «Земля» (2009), «День учителя» (2010), «Знак судьбы» (2010), «Будет долгим прощание» (2012), «Послесловие» (2013) и др.
Как Вы выбираете темы документальных фильмов?
Главное, чтобы мне было интересно. На телевидении работаю 30 лет, поэтому могу себе это позволить. В свое время хотел быть режиссером игрового кино, но все это время делаю документальное о кино и передачи, и в основном о тех, кто делает кино.
Как правило, я хорошо знаю жизнь и фильмы тех людей, о которых собираюсь сделать свой фильм или программу. Много читаю об актерах, режиссерах, которые мне нравятся. То есть, когда я запускаю какую-либо тему, я уже приблизительно знаю, что буду делать. Но в процессе работы все может несколько раз поменяться. Вот и сейчас у меня лежит список тем, которые я подготовил для телеканала «Беларусь 3», но как и что в итоге получится, пока не знаю.
Чему Вы учите студентов Белгосакадемии искусств?
Я учу их быть самими собой. Дело в том, что я преподаю режиссуру, а это достаточно абстрактный предмет. Я думаю, режиссер — это не технология, это не техника, это свой взгляд на мир и большое желание высказаться. У режиссера должен быть интерес к жизни, любопытство, желание поделится с кем-то тем, что у тебя наболело, тем, что тебя волнует и тебе интересно. Поэтому, прежде всего, я их учу быть любопытными. Я пытаюсь донести до них, что нужно быть самобытными, не пытаться никого копировать, а если и копировать, то только лучшее. Учу отличать хорошее от плохого. Критично относиться к своему кино, видеть недостатки и уметь исправлять их. Если человеку интересна жизнь, общение с людьми, если он готов всю жизнь учиться и сомневаться, значит, есть шанс, что он станет режиссером.
А какие фильмы сами смотрите?
Своих любимых режиссеров, а у меня их не мало. Фильмы тех людей, с которыми работаю. Фестивальное кино. Стараюсь посмотреть интересные новинки, которые вызвали неоднозначные оценки в кинематографической среде.
Что Вы посоветуете посмотреть?
Программа «Оскара – 2012» в этом году была как никогда интересна. Из тех фильмов, которые я посмотрел, мне понравились «Анна Каренина», «Отверженные», «Операция Арго», «Джанго освобожденный». «Жизнь Пи». Редко бывает, что мне нравятся сразу несколько лауреатов Оскара, обычно это 1-2 фильма. А в этот раз их было гораздо больше.
Сейчас хочу посмотреть картину Дмитрия Астрахана «Деточки». Мои друзья из Москвы написали, что это сильный фильм. Нравятся режиссерские работы Дуни Смирновой. Она очень хорошо пишет, интересная женщина, по образованию не режиссер, но, тем не менее, ее фильмы мне интересны. Много кто из режиссеров близок мне по духу. Тот же Никита Михалков, который сейчас снимает «Бунина». Интересно, что получится. Я знаю, как он долго шел к этому фильму.
С игровым кино понятно. А почему молодежь не смотрит документальное кино?
Молодежи просто негде его смотреть. Хорошие документальные фильмы даже в интернете найти проблема — это раз. В кинотеатрах их увидеть практически невозможно — это два. На телевидении настоящая кинодокументалистика идет очень ограниченно, так как чаще всего это не формат. Люди элементарно не видят документальные фильмы. Я знаю, что профессиональные режиссеры, студенты Академии, да и простые зрители, когда приходят на кинофестиваль «Листопад», где есть документальный конкурс, часто получают культурологический шок. Документальное кино нужно смотреть в зале, на большом экране, без рекламы, чтобы никто не отвлекал, нужно погружаться в него полностью, как и в игровое кино.
В чем разница между нашим документальным кино и зарубежным?
Разница в темах, которые поднимаются в этих фильмах. Например, американцам непонятны наши проблемы, а нам — их.
Какие это темы?
У них это часто феминизм, экология, проблемы сексменьшинств. Эти темы, конечно, касаются и нашего общества, но у нас другие условия жизни, много своих сложных проблем. Смотреть их кино любопытно с профессиональной точки зрения, но оно лично меня трогает меньше.
Недавно смотрел китайский документальный фильм про мальчика боксера. Я сломал голову, но так и не понял, как его сняли. Режиссер — китаец, канадского происхождения. История о мальчике, который стремится вырваться из бедности, из деревни и стать хоть кем-то, но в городе. Он выбирает бокс и зарабатывает деньги на платных соревнованиях. Фильм снят как документальный, но он сделан настолько филигранно и художественно, что я не понимаю, как. Так делается игровое кино, документальное не может так сниматься, но оно есть. Мне трудно понять, как камера может постоянно находиться с героем, видеть все оттенки его переживаний, чувств, взаимоотношений с друзьями, с родителями? Драматургия фильма выстроена по всем законам игрового кино. Для меня это высший пилотаж: сделать такой фильм, чтобы зритель не почувствовал ни стыков, ни шероховатостей.
Расскажите о своих проектах на телевидении.
Американцы говорят: «Надо 10-15 лет делать то, что тебе говорят, чтобы потом делать то, что тебе хочется». Я уже отработал гораздо больше, хотя не помню, чтобы и раньше мне приходилось работать из-под палки. Никогда не чувствовал давления со стороны руководства телеканала. Может быть, потому, что мне самому многое интересно.
Сейчас мы работаем над проектом «Коробка передач». Это программа про машины. Я считаю, что любому мужчине интересно знать в деталях, что представляет собой его железный друг. Я всю жизнь относился к машине отстраненно. Главное было, чтобы она ездила. Поэтому программа «Коробка передач» — это ликбез для телезрителей и с другой стороны — это такой же ликбез для меня. Я с удовольствием знакомлюсь с людьми, которые прекрасно знают технику и увлечены этим ремеслом. Сам я много почерпнул из этой программы.
Еще один проект — «Кулинарная дипломатия». Он уникален тем, что ничего подобного нет в мире. Никогда еще на кухню, в эфир телевидения, не приходили дипломаты и их жены, чтобы готовить. Мне это интересно еще и тем, что я сам люблю готовить, это мое хобби. Я с детства любил изучать кулинарные книги. В этой программе участвуют умные, образованные, обаятельные женщины из разных стран, члены Международного женского клуба, и плюс ко всему они еще готовят необычайно вкусные и оригинальные блюда, о которых наши зрители и я никогда не слышали. Одно дело читать об этом в книге и совсем другое — увидеть, как это готовится. После каждой передачи мне хочется самому попробовать сделать то или другое блюдо.
Как вы проводите свое свободное время?
Большую часть времени, и свободного в том числе, я провожу на телевидении, у себя в кабинете. Еще люблю читать, смотреть фильмы, ухаживать за своими посадками на даче, которые каждый год пытаюсь расширить. Машина, баня, друзья, выставки, театр — все как у всех.