24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как мы сходили на «Бал роботов» с писателем-фантастом

Текст: Шулякова Нина, 26 марта 2015 5

Хотите, как доктор Ксавье из «Х-менов» двигать предметы силой мысли? Или поглазеть на танцующих трансформеров? Поскольку будущее уже наступило, Relax.by решил проверить, оправдались ли ожидания фантастов, и сходил на выставку с писателем Сергеем Булыгой, который рассказывал о днях минувших, гладил робота-тюленя и настороженно беседовал о жизни с искусственным интеллектом.



ОНИ ДЕЛАЮТ АЙФОНЫ

Огибая гогочущих детей, продвигаемся вглубь выставочного зала. Сергей Алексеевич пускается в воспоминания:

— А вы знали, что в 1980-е тут недалеко располагался минский завод роботов? Да-да, их делали прямо в нашем городе, очень престижное было место. Всем нам в то время казалось: вот сейчас наделаем роботов, и будет у нас все — ух! — как в «Звездных войнах». А потом СССР развалился, и Беларусь сама такой амбициозный проект потянуть не смогла.

Первым роботом, который нас впечатлил, стал промышленный Baxter из США. Настоящий интеллектуал — достаточно показать ему простое движение, и он в точности его повторит. Громоздкий и, на первый взгляд, неуклюжий робот перед нами складывает башенку из разноцветных кубиков и наливает в стакан воды. А в далеком Китае в этот самый момент его модифицированная копия собирает шестой айфон. Так-то.



На голове у робота смешная поварская шапочка. Возникший перед нами пиар-менеджер Василий, который вызвался быть провожатым, говорит, что она прикрывает промышленные датчики:

— Робот запрограммирован так, что полностью останавливается при приближении человека. Это техника безопасности. На выставке надо «обмануть» эти датчики, чтобы Baxter продемонстрировал свои умения.

Роботы вызывают и восхищение, и параноидальные видения вроде робоапокалипсиса: примеряю, может ли машина так же ловко, как берет бутыль с водой, схватить меня за горло. Но, кажется, всем вокруг слишком весело, чтобы паниковать, и восхищение перевешивает.

— Мы когда-то верили не в технику безопасности, а в законы Азимова, — качает головой Сергей Алексеевич. — Когда Айзек Азимов в 1942 году впервые сформулировал три закона роботехники (они сводятся к тому, что робот не может нанести вред человеку и должен во всем ему повиноваться), мы и помыслить не могли, что появятся хакеры и человек станет настолько хитер, что сам захочет эти правила нарушить.

Конечно, риск есть, но от сотрудничества с роботами не уйти. Когда-то говорили: «Бог дал человеку столько дней жизни, сколько посчитал нужным. Вы что, лечитесь?! Вы что, пытаетесь против Бога пойти?» И всех врачей жгли. С роботами сейчас почти такая же история.

— Что же это вы, восстания машин совсем не боитесь? — спрашиваю.

— Ну, так и гастарбайтеры могут восстать и захватить мир. Надо взвешенно все воспринимать, — невозмутимо отвечает писатель.



ОНИ УТЕШАЮТ БАБУЛЮ

В большом пластиковом вольере лежит и приветливо машет хвостом мохнатый детеныш гренландского тюленя с большой красной соской во рту. Зовут его Paro. Он, само собой, робот и на выставке самый почтенный старичок — был создан еще в 1993-м, когда сердобольные японцы решили, что любой человек имеет право на свое домашнее «мимими». В том числе аллергик или гражданин почтенного возраста. Провожатый Василий, который признается, что видит роботов во сне уже второй месяц подряд, доверительно сообщает:

— Есть видео, где в доме престарелых в Японии в рядок сидят старушки, а у каждой на руках по такому тюленю. Все их тискают, и все счастливы — терапия.




Сергей Алексеевич чешет Paro за ушком, и тот блаженно выгибает спинку.

— Когда роботу нравится, он урчит. А когда печален, может и поскуливать. А с соской — аккуратно. Это его зарядное, — поясняет нам работник выставки. Еще Paro умеет отличать день от ночи и отзываться на свое имя. Дети вокруг вольера делятся строго на две категории — реалистов и романтиков. Одни пытаются понять, как это работает, другие порываются покормить тюленя конфетами.

1 /


ОНИ ПРЕВРАЩАЮТ НАС В ВОЛШЕБНИКОВ

К 3D-очкам, которые, говорят, самые крутые во всем мире (за исключением военных разработок, конечно) и обеспечивают полное погружение в виртуальное пространство, мы так и не пробились — слишком длинная очередь. Зато недалеко от игровых приставок и робота-учителя нам посчастливилось наткнуться на небольшой столик, где можно в два счета освоить телекинез. Серьезно.



1 /


Вы садитесь на стул. Перед вами — небольшая овальная конструкция с желобком. В желобке — шарик. На голову вам надевают датчики, которые, как мы поняли, считывают импульсы мозга. Чем он активнее, тем выше взлетает на воздух шарик. Задача состоит в том, чтобы концентрироваться и вести шарик по кругу. Над столом. Силой мысли, само собой. По пути можно забросить шарик в кольцо или провести по мини-тоннелю.



Всему этому есть вполне себе научное объяснение, но нам приятно думать, что это была немножко магия. А мы теперь почти настоящие волшебники. Счастливые, двигаемся дальше — к роботу-теннисисту, который подает от 25 до 80 мячей в минуту, и танцорам, демонстрирующим завидный синхрон.


ОНИ НАЕЗЖАЮТ И ЧИТАЮТ СТИХИ

Жемчужина выставки — человекоподобный робот-актер по имени Теспиан.

— Друзья могут звать меня просто Теспи, — говорит он нам и жеманно поводит металлическими плечиками. Мимика и жестикуляция у Теспи совсем как у людей. Он готов болтать на любые темы, если они, конечно, не касаются материй вроде вечности или ядерной войны. Как и всякий актер, Теспи очень эмоциональный, артистичный, знает наизусть кучу песен и стихов, говорит на десятке языков и разбирается в искусстве.



Таких, как Теспи, в мире 77. У всех разный характер и разная внешность. Их — целую труппу — создали в 2005 году для представления в Механическом театре в Корнуолле. Теспи может, по его личному утверждению, «петь, танцевать и даже на машинке вышивать». Он распознает пол собеседника и заигрывает с девушками. Запрограммирован на хорошее настроение, но, как признаются работники выставки, когда его сильно достают расспросами, начинает злиться. И вообще он с характером — палец в рот не клади.

— Потанцуй, — просит робота Сергей Алексеевич.

— Только если ты составишь мне компанию. Давай, присоединяйся! — смеется Теспи и начинает танцевать. — А ты расскажи, где работаешь.

— Ощущение странное, — признается после общения с Теспи Сергей Алексеевич. — Чувствуешь, что с ним не поспоришь. Он постоянно наезжает и, если бы мог ходить (ноги Теспи крепко стоят на месте), на меня бы и пошел. В нем нет сомнений, и это немножко пугает.

— Потерпите год-два — он пойдет, — приободряет писателя Василий, — разработчики обещают.

Мы покидаем пугающе пластичного весельчака Теспи и слышим, как он спрашивает у нового собеседника:

— Как вы считаете, смогут ли роботы покорить человечество? — мы не уверены, что хотим знать ответ.

1 /


ОНИ ЗАИГРЫВАЮТ С УЧЕНЫМИ

Василий рассказывает, что в Беларуси есть много робопроектов. Так, в Бресте существует робот-экскурсовод, которого сейчас программируют проводить экскурсии для слепых. А если вы придете на бал вечером, то сможете застать ребят, которые, хоть и учатся еще в гимназии, уже собрали робота, которого «планировал купить «Горизонт» на свое производство». Василий утверждает, правда, что у холдинга что-то не вышло с деньгами, так что сделка не состоялась.

В роболаборатории, к слову, можно из конструктора и моторчиков собрать собственную уникальную модель. Сергей Алексеевич, правда, мастерить наотрез отказался: «С внуком наигрался уже».



Глядя на детей, которых тут целый океан, вспоминаем, что у нас знакомство с роботами проходило исключительно через книги. У меня это были «Сказки роботов» Станислава Лема. Сергей Алексеевич берет выше: «Железный человек из «Волшебника страны Оз» — чем вам не первый Ironman?»


ОНИ СОБЛАЗНЯЮТ БЕССМЕРТИЕМ

— Чем человек отличается от робота? — размышляет Сергей Алексеевич. — Он умеет мыслить, у него есть свое «Я». Как только мы научимся считывать и скидывать это «Я» на флешку, сможем переселяться в робота. И человек станет вечным. Ну какая мне, по сути, разница, из костей у меня рука или из металла?

Сначала все будут бояться. Но соглашаются же люди сегодня на криогенную заморозку! И на это дадут добро. Первыми «переселяться» начнут те, у кого смертельный диагноз. Потом — творческие люди, ученые, которые, скажем, бились над проектом 40 лет, а потом сдал организм. И лучше переселиться в новое тело, чем работу бросать. И, конечно, тут же появятся те, кто при переписывании людей станет наше «Я» подкручивать: одного сделаем не таким жадным, а другого — не таким буйным. Но от этого не уйти. Может, вон тот мальчуган лет через 50 все и застанет.


СПРАВКА RELAX.BY:



Время работы выставки:
17 марта — 19 апреля
с 11:00 до 21:00
Стоимость билетов:
Будние:
Детский — 110 000 рублей
Взрослый — 130 000 рублей

Выходные:
Детский — 110 000 рублей
Взрослый — 150 000 рублей
Групповой билет — 110 000 рублей


Фото: Владимир Чурносов

Выражаем отдельную благодарность за предоставленные материалы организаторам
выставки «Бал роботов»



Все выставки города — в нашей Афише

Другие материалы рубрики читайте здесь 



ИНТЕРЕСНОЕ ПО ТЕМЕ:

  КАК МЫ СХОДИЛИ НА КОНЦЕРТ СОЛОДУХИ С ЭЛЕКТРОНЩИКОМ
  КАК МЫ СХОДИЛИ НА ШОУ ТАРЗАНА С ДРУГОМ-ГЕЕМ
  КАК МЫ СХОДИЛИ НА «50 ОТТЕНКОВ СЕРОГО» С МАМОЙ

«Тебе надо раскрепощаться. Накупи плеток побольше!»

Uber жив: агрегатор такси все-таки придет в Беларусь Belarus Fashion Week перенесли на осень
Этот сайт использует cookies
Понятно