Красота на улице Красивой
Столичный микрорайон «Добрые мысли» – это тщательно сокрытый уголок старого, дореволюционного Минска. С первого взгляда понятно, что обычный свод зданий хранит в себе городские артефакты, мимо которых невозможно пройти мимо и остаться равнодушным.
Несмотря на то, что в общих чертах Минск подобен нагромождению панельных высоток, есть в его недрах элегантные элементы провинциальной красоты. Достались они нынешнему мегаполису еще с тех времен, когда столица Беларуси была маленьким неприглядным губернским городом, не затронутым войной и микрорайонным градостроительством по проектам архитектора Ле Корбюзье. Одна из таких ныне забытых геолокаций – район «Добрые мысли», само название которого вызывает искреннюю улыбку. Действительно, почему же сейчас все районы принято называть агрессивными сочетаниями букв вроде «Советский» или «Октябрьский», если градостроительство в своей сущности подобно искусству поэзии? Оставим этот вопрос для философов и риториков и пройдем по Добромысленским красотам, которые, что символично, начинаются с улицы под названием «Красивая» и «Полоцкого» переулка.
На первый взгляд здесь всё обычно. Улица из частных домов. Напротив – универсам «Могилевский», дворик-колодец и непонятно как сюда вклинившийся элитный высотный дом. Но если присмотреться, то над кафе «Гараж» за кроной деревьев можно увидеть пожарную башню местного отделения МЧС. Башня – это архитектурное достояние города, и когда-то именно она была самым высоким зданием в городе. Именно с нее спасатели наблюдали за городской ситуацией и были готовы отправиться в любую точку тогда ещё деревянного Минска для ликвидации опасных чрезвычайных происшествий.
Мы выходим на платформу станции метро «Институт культуры». Когда-то – конечная линии. Ещё сто лет назад – окраина города Минска. Движемся вдоль поезда и поднимаемся по ступенькам. Обратите внимание, что это одна из немногих станций метро в Минске, где эскалаторы отсутствуют. Далее выходим в темный переход, наполненный пассажирами электричек, уличными торговцами и просто людьми. Двигаемся налево и слышим шум колес. Добромысленский район был когда-то важной транспортной артерией города. Где-то в районе нынешнего «Дворца железнодорожников» были мелкие промышленные предприятия и пути, ведущие в Москву. Всё, что осталось от этой постройки – свод деревянных домиков. Из-за них порой кажется, что ты не в центре Минска, а в каком-то райцентре.
Отдельная тема – это самый большой в Минск кошачий клан. Расположился он во дворе дома, который напрямую примыкает ко въезду на диспетчерскую станцию «Дружная». Старожилы говорят, что эти местные коты контролируют свою территорию уже чуть ли не десятилетие. Из-за того, что район обрастает все новыми высотными строениями, конкурентов здесь для них не видно. А мы продолжаем наш путь уже по улице Могилевской и проходим большой железнодорожный мост, по которому курсируют товарные поезда. Если встать под этим мостом и закрыть глаза, можно почувствовать, как в такт стуку колес трясется земля. В отличие от такой же «тряски» близ станций метро, здесь чувствуется размеренность времени и некое спокойствие.
Первые индустриальные вкрапления в эту местность – это трубы теплотрассы, которые идут вдоль пустыря с одной стороны и вдоль улиц с частным сектором с другой. За трубами – причудливые железнодорожные ветки. Иногда на них можно встретить местных студентов педагогического университета, которые, пересекая эту непригодную для движения местность, пытаются успеть на пары, сократив расстояние до университета на площади Независимости. Действительно: если пересечь все эти коммуникации, то можно выйти прямиком к железнодорожному вокзалу Минска.
Если пойти вдоль труб, то можно набрести на местный алмаз хай-тека – белорусское золотохранилище. Несмотря на то, что район находится в состоянии постоянного строительства, это здание здесь такое одно.
Вообще, железная дорога – это главная достопримечательность этого района, как и сто лет назад. Точно такими же, столетними, выглядят дворы одиноких частных домов. Местные говорят, что опасаются сноса своих домов и переселения на городские окраины. И, несмотря на то, что пока таких приказов от властей не поступало, велика вероятность уничтожения этой дивной атмосферы «Добрых мыслей».
Здесь действительно хочется гулять между старых аллей и мечтать. Навсегда забывать про городскую рутину и вместо шума колес тысяч автомобилей слышать стук железнодорожных составов. Не в этом ли подлинная романтика?
Текст: Сергей Пирогов
Фото: Мария Миранович
Комментарии
АЛЕКСАНДРА
05 мая 2014 в 22:41