Сергей Безруков: «Даже если ты уже сдох — бегай!»
«Хулиган. Исповедь.» — спектакль-мистерия и новая версия музыкально-поэтического спектакля «Хулиган», которую Сергей Безруков, режиссер-постановщик и одновременно исполнитель главной роли, привез в Минск при поддержке «Театра Ч» во главе с Андреем Чёрным. Выступление народного артиста России в Минске приурочено к его юбилею (18 октября Сергею Безрукову исполняется 40 лет — прим. relax.by), а так же ко Дню рождения главного героя спектакля — великого русского поэта Сергея Есенина (3 октября Есенину исполнилось бы 118 лет — прим. relax.by).
Несмотря на то, что спектакль от актёра требует максимум энергии и сил, в перерыве между выступлениями Сергей Безруков рассказал журналистам о любви к поэзии, старых и новых ролях и творческих планах.
Спрос на поэзию
Творение Сергея Безрукова — музыкально-поэтический спектакль, в котором задействован балет Антона Кремера и музыкальная группа «Inter Folk Band». Постановка успешно прошла на сцене Кремля, так что актёр с уверенностью привез её белорусской публике.
«С «Хулиганом» я уже был в Минске, но с таким размахом и в такой форме — впервые. Это большое поэтическое шоу, где есть поэзия и ничего кроме поэзии. Для меня «Хулиган» — большой труд, который требует много энергии, после которого стараюсь отдыхать. Но сегодня я с вами!»
Актёр отметил, что всю жизнь шел к этому спектаклю, который теперь представляет и в Минске:
«Меня назвали в честь Есенина, я вырос со знанием его стихов. Это увлечение семейное — отец сыграл поэта в фильме-опере «Анна Снегина». Так что сыграть Есенина — моя профессиональная мечта.
Раньше постановка собирала залы по тысяче человек, а сейчас — стадионы подавай! Сегодня спрос на поэзию велик. Это эпоха поэтического Возрождения: люди заново хотят воспринимать поэтов, слушать их. Появляются новые молодые поэты, значит, есть потребность в поэтическом слове».
Магия Есенина
«Мне приятно, что зрители приходят послушать именно поэзию. Я в Минск приезжаю не так часто, как хотелось бы. Полгода назад был с «Пушкиным», теперь вот «Хулигана» привез. Ясно, что кто-то ждёт меня, но реакция зрителей — приходят послушать именно Есенина, а не на Безрукова, который читает «Черного человека». Когда я работаю со стихами, я преображаюсь — и происходит волшебство. Вот за чем идут на спектакль — за волшебством».
Личность в истории
Сергей Безруков не опровергает официальную версию смерти поэта, но как художник считает, что Есенина убили:
«Профессиональное расследование должно выяснить истину. Ведь Честь и Достоинство нужно рассматривать с большой буквы. Народ должен знать правду. Не углубляться до полной истины «кто, как и за что?», но знать правду.
Личностей в истории, каким были Есенин или Пушкин, сегодня нет. Нет пророков в своём отечестве. А за неимением современных героев обращаются к личностям прошлого. Мы ведь верим тем, кто делал нашу историю, не делая выводов при жизни. Вот и загадка востребованности фильмов и сериалов с историческими личностями в главной роли — чтобы было на кого ровняться. Вот и уделяют особое внимание классикам литературы и личностям спорта из того самого легендарного прошлого».
В здравом уме, в трезвом рассудке
Сергей Безруков отметил, что поэзия сегодня может сделать больше, чем все политики вместе взятые:
«Есенин много где был, его любят по всему миру и хотят слышать. Скоро «Хулиган» будет в Тбилиси, а там знают стихи Есенина. Пускай политики делят деньги и страну, все равно самое главное — общение и мир между людьми. Важно не отвечать на провокации, которых сейчас полно. Мир и политика — сплошная провокация. Нужно быть в здравом уме и трезвом рассудке!»
За театр, доступный для всех
Сегодня в репертуаре Московского Губернского театра, который возглавляет Сергей Безруков, идет спектакль «Пушкин» с тифлокомментированием для незрячих людей. В беседе с журналистами, актёр отметил, что это первая в истории театра постановка с подобным комментированием для зрителей с ограниченными возможностями:
«В Европе есть и кинотеатры, и театры с оборудованием по комментированию для незрячих людей. А в России, как и в Советском Союзе, такого не было. Сегодня мы работаем над тем, чтобы тифлокомментирование появилось везде, серьёзно готовим спектакли. А для этого нужно тратить деньги на закупку оборудования, обучать людей.
Я думаю, это способны сделать все театры, было бы желание. А потребность есть: людям незрячим хочется приходить наравне со всеми зрителями и смотреть спектакль. Они не хотят быть в изоляции, они хотят придти в кассу и купить билет. Они такие же, как и мы!
Дело сдвинулось с мертвой точки. Я знаю, что внимание на проблему уже обратили. Значит, мимо уже не пройдёшь. Когда-то МХАТ был театрам для народа, а я хочу, чтобы сегодня театр был еще и для людей разных слоев общества».
В сериалах сниматься уже не хочется
Актер считает, что отстал от своих коллег, которые сыграли практически всех исторических личностей, которые не сыграл сам Безруков. Так же актер утверждает, что согласен на роль в малобюджетном фильме, лишь бы роль была интересная:
«За глаза говорят и сочиняют, что я стараюсь «хапать» много денег. Люди, опомнитесь! Что вы говорите? Я всегда выбираю по интересам, всегда готов сделать паузу в своём графике, чтобы сняться в интересной роли, пускай и в малоизвестном фильме.
В сериалах я снимаюсь теперь очень мало, хоть сериалы сериалам рознь. Вот предложили сыграть в «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александа Вампилова. Вампиловские тексты — это про нас сегодняшних. А сам Вампилов был увлечен творчеством Чехова. Так что это пережитый советскими годами Чехов. И играя следователя Шаманова, я кайфовал от текстов, от адаптированной философии Чехова.
Сегодня, правда, моя основная работа — это театр: создание команды и подготовка актёров для Московского губернского театра. Мы должны работать на качество, а не на количество».
Бегай, бегай, бегай!
Вспомнил Сергей Безруков и подготовку к роли в фильме «Матч»: работа с профессиональными футболистами, поле с искусственным покрытием, тяжелые физические тренировки, где спасала лишь хорошая спортивная подготовка — Сергей занимается боксом.
«Вратарская работа — тяжелейший труд. Прыжки, комбинации, группировки — подготовка вратарей практически не изменилась с 40-х годов. Изменились правила. Были индивидуальные тренировки, но скидок мне не делали, матов не подкладывали. Разве что когда только снимали крупный план, а на общем — всё, некуда деваться! Это была живая игра, с живым азартом, настоящими травмами и царапинами».
На вопрос о том, смотрит ли Сергей футбольные матчи, актёр ответил, что хорошую игру, как, например, Чемпионат Мира, где ребята выкладываются, смотрит с удовольствием:
«Если это матч, где люди не очень хорошо бегают — не смотрю. Мне кажется, что бегать нужно всегда. Даже если ты уже сдох — бегай, бегай, бегай! На тебя смотрит вся страна. Бегай. Умри на поле, но бегай. Бегай, чтобы тебя вынесли как героя, если ты вдруг не добежал до вратарской. Но бегай». Сергей Безруков — мальчиш-плохиш?
«Какой же я мальчиш в свои 40? Мой герой Саша Белый — вряд ли тот самый мальчиш. Он — сложный персонаж. И я поспорю с разграничением на положительных и отрицательных персонажей. В каждом моём герое есть и то, и другое. Важно — что победит».
О юбилее
«Все говорят, что никто 40-летие не отмечает, но все об этом говорят и все поздравляют! Буду работать, как работал на все свои Дни рождения. Я люблю поводить его в работе и считаю, что праздник должен быть каждый день и в счастье от того, что ты делаешь».
Минск — это вкусно!
Сергей Безруков заметил, что в Минске можно найти не только национальную кухню, но и потрясающую западную кухню на Московском столичном уровне:
«Минск — столица, где присутствует вся мировая кухня на самом высоком уровне. Но каждый раз, когда приезжаю в любую страну, пробую национальную кухню. Я большой поклонник национальной кухни, ведь в ней — энергия и темперамент. Ну а бульбу я люблю с детства!»
Безруков и «Беларусьфильм»
«Боже упаси!» — воскликнул актёр на предложение сыграть какого-нибудь политического деятеля современности. А вот в очередной раз сотрудничать с Беларусьфильмом Безруков не против, если у фильма будет хорошая режиссура, а в основе сюжета — классика вроде Чехова.
«С удовольствием вспоминаю малобюджетную картину «В июне 41-го», где сыграл лейтенанта погранвойск Ивана Бурова, одного из тех тысяч безвестных героев, которые встретили врага на западной границе. А съемки в Смолевичах — это хорошие люди и замечательная команда. Сердечная благодарность всем, кто принимал участие в процессе.
«Уланскую балладу» тоже снимали здесь. Мне безумно понравилось чувство, когда весь день в седле в осеннем лесу. Это ощущение настоящего счастья. Нас, кстати, размещали в гостинице в Мирском замке, и я в своей жизни впервые жил в замке».
Сергей Безруков отметил, что если пригласят сниматься в Беларуси, с удовольствием примет предложение.
«Мне здесь нравится!» — подчеркнул актёр.
Текст — Юля Шабловская.
Фото — Артём Качановский.
Комментарии
КОСМОС
16 октября 2013 в 17:38
САША БЕЛЫЙ
14 октября 2013 в 14:13
ТАНЮСИК
14 октября 2013 в 11:58
Я его обажаю!!!!!!
Спасибо за статью.