Нынче куда ни плюнь, везде она – хандра. Этот ушел в спячку после третьей. Тот ходит понурый и стал похож на Пьеро в глубокой старости со склерозом. Кто-то закатывает истерики и грозится всех уволить и отправить на хутор. А кому-то и вовсе ничего не хочется, да и не можется… Холодно. Мокро. Ветер, сорвав куш, еще больше буянит. Так и тянет раскроить череп серости под ногами. От всего от этого есть три универсальных лекарства: секс, солнце и смех.
С первыми двумя пунктами уж как-нибудь сами. А вот смех – это проще простого. Комедии. И лучше в перерывах между тупыми американскими — наши театральные. Эффективно, правда, для ума и для памяти. Конечно, если знать, что смотреть. Ибо ходить в театр просто для «хихи-хаха», для этого есть Ванька Ургант и Comedy Club.
Итак, «театротерапия» или как избавиться от осенне-зимнего сплина.
Шаг №1. Осторожно, двери…открываются!
И попадаем мы в вагон вдруг остановившегося метро, пустой, в такую-то рань. Где два молодых человека неожиданно узнают, что они братья. Нет, это не индийский фильм, а спектакль «Столица Эраунд» режиссера Сары Токиной, живой, эмоциональный, парадоксально-волшебный. Он о нас, людях, которые живут в подземельях метро, а домой приходят только поспать, читают газеты и совершают открытия. Несмотря на то, что спектакль уже мог бы покрыться плесенью (премьера состоялась в РТБД аж в 2007 году), это одна из лучших комедий по современной белорусской драматургии, смотреть которую можно не один раз. Сама ситуация тут комична. Например, у братьев на ногах оказываются родимые знаки «икс» и «игрек». Когда они их демонстрируют, так и хочется добавить еще одну букву. А самое главное, что мы легко можем представить себя на их месте, они так же, как и мы, местами вставляют крепкое словцо, говорят обо всем и ни о чем, пьют шампанское, по-настоящему чувствуют. Так почему бы нам не посмеяться над собой? Говорят, самоирония отрезвляет.
Шаг №2. В каждой шутке есть доля…
Вера. Придумай хоть что-нибудь, чтобы оправдать свой партизанский образ.
Катя. Придумай? Это я не придумала? Вот вчера я, типа, в танке горела.
Вера. Это в солярии?
Это диалог двух героинь-«партизанок» спектакля-открытия нынешнего сезона «Дожить до премьеры». Одна из них, Катя, кстати, блондинка в красном и на каблуках. Именно ее реплики во многом задавали задорно-стебный тон всей постановке. На самом первом показе не было и пяти минут, чтобы зал не смеялся. Даже мальчик лет 11 недалеко от меня задорно хохотал и живо комментировал появление инструктора в латексе. Ироничный текст Николая Рудковского, вербальные и невербальные манипуляции актеров создают эффект разорвавшейся бомбы. Война в каждом из нас, что называется, но это борьба с собой и несовершенством бытия, а не с фашистами. Так почему бы нам едко не улыбнуться над тем фарсом, в который превратили память об этой войне. Здравомыслие спасает от надувательства.
Шаг№3-4. Английский юмор вам в помощь
«Идешь к женщине – бери с собой плетку», – писал Ницше. К чему это я? Именно такую тактику выбрал Генри Хиггинс, герой спектакля «Пигмалион» по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Если вы не читали этот роман-фантазию в пяти действиях, от постановки в Театре киноактера получите не просто удовольствие, а эстетическую инъекцию искрометного, хлесткого и тонкого позитива. Если читали (и, наверняка, как минимум, улыбались перепалкам и «выходкам» героев), тем более согласитесь, что вдохнуть жизнь даже в самую депрессивную статую эта пьеса, безусловно, способна. Тем более, что режиссер А. Ефремов с головой окунает зрителя в отнюдь не чопорную, а очень даже музыкальную атмосферу предчувствия любви. Когда сам воздух заряжен энергией двух начал: сильного, даже деспотичного и готового подчиняться, но отнюдь не безвольного. «Клянусь вам, Элиза, еще прежде чем я успею обучить вас, улицы у вашего дома будут усеяны трупами мужчин, застрелившихся от безумной любви к вам» – уверяет профессор свою подопечную. Ха! О, самоуверенные мужчины… Так почему бы вам, господа, не посмеяться над своей глупой, независимой самонадеянностью, которая терпит крах перед женским умом и красотой. А вам, дамы, не посмеяться над ними, беспомощными.
И еще одна постановка повеселит от души тех, кто хоть раз в жизни кому-то изменял или собирался провернуть эту нехитрую операцию, после которой, правда, хлопот не оберешься. Качественно заметать следы – это тоже надо уметь, согласитесь. А уж жить на два дома 18 лет, как это делал герой спектакля «Пойманный сетью» Джон Смит, а потом выкручиваться, нахлобучивать на себя водолазную маску, виртуозно изощряться, чтобы собственные дети его не рассекретили, это более чем комично и забавно. Такой вот горе-Джеймс Бойнд в домашних условиях. В общем-то режиссеру В. Ереньковой с шиком, с блеском, с расстановкой удалось воплотить текст Рэя Куни на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького. Так почему бы вам просто не продлить себе жизнь на два с половиной часа, наблюдая за перепетиями из жизни одного английского джентельмена.
Шаг№5. Просветление
И последний этап «театротерапии»: запихните подальше незавершенный «гештальт» и все экзистенциональные глупости и сводите своего ребенка в театр кукол! Если у вас нет детей-дошкольников, хватайте племянников, внуков, дочку лучшего друга двоюродной бабушки. Не важно. Вы просто будете радоваться, глядя на искренний восторг на лице вашего маленького зрителя. Попробуйте быть добрыми просто так!