24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Клоун, дама и всадник

29 мая 2012

Знаете ли вы, что мальчик Вова Набоков бегал с сачком и мешал писать стихи Александру Сергеевичу Пушкину? А к чему снится белый конь? А как летят клочки по закоулочкам? А вы видели человека, у которого вместо головы был телевизор? Нет? Тогда мне обязательно нужно рассказать вам о спектаклях VII Белорусского международного фестиваля театров кукол.

В этот раз Белорусский международный фестиваль театров кукол прошел в Минске с 15 по 20 мая и объединил 13 спектаклей из 6 стран: Греции, Литвы, Молдовы, Украины, России и Беларуси. В программе фестиваля, которая включала взрослые и детские спектакли, подобралась сплошь классика — от Шекспира до Гомбровича. Фестивальными событиями стали постановки: «Дома клоунов» (Театр кукол «Мерлин»; Афины, Греция), «Семейка из большой рощи» Дайвы Чяпаускайте (Каунасский государственный театр кукол; Литва), «Клочки по закоулочкам» Григория Остера (Волынский академический областной театр кукол; Луцк, Украина), «Пиковая дама» Александра Пушкина, Петра Чайковского (Гродненский областной театр кукол, Беларусь), «Венчание» Витольда Гомбровича (Белорусский государственный театр кукол; Минск, Беларусь), «Всадник CUPRUM» по Александру Пушкину (театр «Кукольный формат»; Санкт-Петербург, Россия). О некоторых из них (например, «Венчание») Relax.by уже рассказал своим читателям, о некоторых вы узнаете прямо сейчас.

Я в домике! Здесь смешно и страшно
«Дома клоунов» в постановке Димитриса Стаму — это пять историй об одиночестве и смерти: человек, который превратился в телевизор; домохозяйка, которую задушил быт; человек, у которого вспыхнула голова от того, что происходило за спиной; жадина, захлебнувшийся деньгами; панк который не собирался умирать, но умер, и девица, которая хотела совершить самоубийство, но не смогла.


Ключ к спектаклю — это его название. Почему клоуны? Почему эти несчастные люди — клоуны? Известный лицедей Слава Полунин заметил: «Клоун — это идеальная форма освобождения личности». Т.е., надев эту маску (а кукла тоже может быть маской, и способ управления куклой в спектакле выбран не случайно: актеры невидимы), человек может сказать и сделать что угодно, то, что соответствует его внутренней сущности, одновременно оставшись в пространстве игры и подвигнув другого человека, сидящего в зале, к освобождению. Слава Полунин поделился своим наблюдением по этому поводу с критиком Мариной Дмитревской: «Настоящий клоун заставляет пьяницу пить, прачку стирать, художника — срочно размешивать краски (из дневников Ф. Феллини — Е.М.). Я видел это сотни раз, как после спектакля люди начинают срочно делать то, что не разрешали себе пять лет. Это освобождение творческого потенциала, потому что клоун всегда выражает свободу, реализацию себя».
К тому же игра, которая является пространством жизни клоуна, позволяет человеку, который скрывается за маской, легко говорить о таких страшных вещах как одиночество или смерть. Мы видим, как домохозяйку с кругами под глазами душит быт. В финале — в прямом смысле: проводом от какого-то электроприбора и плафоном от люстры. Но ведь это игра…


Куклы-клоуны из Афин обнаруживают в человеке желание жить, пытаются освободить нас от власти виртуального пространства, водоворота бытовых мелочей, жажды денег, зависти к чужой жизни и страха смерти. Мы смеемся и высвобождаемся ровно настолько, насколько сами себе позволяем.

Три карты, два гения и одна веселая старушка
Традиция ездить на спектакли в другой город практически исчезла из современного белорусского театрального процесса. Мы ждем «все флаги в гости к нам». А я бы посоветовала вам не лениться, купить билет на поезд и съездить в Гродно, посмотреть удивительный спектакль Олега Жюгжды по произведениям Александра Пушкина и Петра Чайковского «Пиковая дама».


Умеете ли вы играть в штосс? Спектакль начинается еще у входа в зал, где Александр Енджеевский любезно объясняет правила всем присутствующим, а самым азартным предлагает еще и сыграть. На интерес. Объяснение приходится очень кстати, когда зрители занимают свои места и начинают следить за тем, как развивается известная история. И вот тут-то про три карты все, наконец, становиться понятно.

Спектакль Жюгжды — это мистификация и ирония. На сцене все двоится. Куклы на нитях существуют в одном пространстве с актерами и в большинстве являются их уменьшенными копиями. Лариса Микулич исполняет роль деспотичной бабушки-графини и ее воспитанницы Лизоньки. Пушкинский финал — «Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница» — являет перед нами новую пару героинь, в которой Лизавета Ивановна разговаривает уже исключительно словами и интонациями старой графини.

Кроме того, действие переплетается с реальными событиями из жизни Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского, которые тоже становятся героями спектакля. А на сцене-игорном столе может появиться что угодно (то, что нужно для игры режиссеру) питерский мост, три пистолета или… гондольер. И над этой игрой витает дух графини — смеющееся лицо в чепце, которое чуть ли не подхихикивая говорит: «Я пошутила». Ее шутка, пересказанная Олегом Жюгждой, действительно заставит вас смеяться.

Ай да Пушкин, ай да элемент таблицы Менделеева!
Гвоздем программы фестиваля был завершающий ее спектакль «Всадник CUPRUM», спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».


Перед зрителями, как и в афинском спектакле, только куклы — за небольшим исключением в нескольких сценах (еще пара-тройка подобных постановок и поневоле начнешь прослеживать тенденцию современного кукольного театра: перемещение из пункта «кукла в тени актера» в пункт «актер в тени куклы»).

«На фоне Пушкина и птичка вылетает…» Хотя нет, вылетает совсем не птичка, вылетает мальчик Вова Набоков с сачком в руке и мешает Александру Сергеевичу, присевшему у статуи Медного всадника, сочинять стихи. На фоне всадника рождается история, сплетенная из текстов классиков, чьи имена были связаны с северной столицей: Пушкин, Белый, Достоевский. Легенда, рассказанная странным человеком Евгением, который, правда, больше похож на статую, чем на человека… Жила была девушка Нева, которая полюбила царя Петра. Но не дождалась его и обратилась в реку. А царь Петр тоже любил Неву, поэтому выстроил город Петербург и обратился в Медного всадника.


«Всадник CUPRUM» — это миф о любви и Петербурге в лучших традициях Древней Греции и постмодернистского текста, изящно воплощенный режиссером и художником Анной Викторовой. Нева выходит из берегов, режиссер выходит из границ произведения. Адмиралтейство, колыхаясь, проплывает мимо зрителей… И так прекрасен город, построенный из-за любви и неподвластный разрушениям.

«Пространство игры» стало определяющим понятием не только для этого спектакля, но и для фестивальной программы в целом: режиссеры и актеры играли в Пушкина, в Гомбровича, в Шекспира, просто играли… Кукла обнаруживает и мобилизует пространство игры куда активнее, чем средства драматического театра. Кукла — сталкер этого пространства, проводящий человека безопасными и развивающими его путями к новым, солнечным и счастливым местам. Пока поход за счастьем окончен. До новой премьеры. Или до следующего фестиваля.

Delicious House от DJ Glebov! «Мусорная» инсталляция
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie