Ралли, автогонки... К этому популярному во всем мире виду спорта в последнее время в Беларуси интерес все больше возрастает. Давайте же разберемся, что такое ралли и с чем на нем ездят.
Итак, авторалли — это длительные автомобильные соревнования на реальных дорогах с труднопроходимыми участками, такими, как водный брод, пески, узкие улочки и тому подобное.
История ралли
В 1894 году состоялась заинтересовавшая всех гонка между Парижем и Руаном. Тогда впервые и прозвучало слово «ралли» и было положено начало автогонкам между городами. Одним из первых самых значимых стало ралли Париж-Бордо-Париж летом 1895 года, выиграл которое Эмиль Левассор.
После был период военного затишья, но 50-ые годы прошлого столетия по праву считаются Золотым веком авторалли, когда появились профессиональные пилоты и соответствующие им машины. В целом же, в истории ралли были и аварии, и трагедии, и запреты. Так гонки перестали проводить по дорогам общего пользования: для них стали строить специальные трассы, тем самым количество несчастных случаев на дорогах наконец-то снизилось.
Автогонки не только в Европе
Несмотря на то, что родиной ралли является Европа, автогонки быстро набрали популярность и за ее пределами. К примеру, в Южной Америке проводились длиннейшие гонки на 8000-9500 км. В 1953 году Восточная Африка познакомилась с Ралли Сафари, за которым подтянулись Ралли Марокко и Ралли Кот-д’Ивуар. Австралия в стороне также не осталась, и в том же 1953 презентовала миру свой RedeX Round. Самое протяженное и едва ли не самое изматывающее канадское ралли Shell 4000 стало единственной гонкой в Северной Америке, получившей одобрение ассоциации.
Современные автогонки
В общем-то, ралли получило свою популярность, благодаря своим специальным участкам — чаще всего коротким, но тяжелым, вдали от населенных пунктов и дорог общего пользования, где шел отдельный счет времени. Постоянно растущие расходы на организацию соревнований, естественные вопросы безопасности сократили дистанции, количество этапов и ночных заездов. А ралли официально стал международным видом спорта.
Раллийные автомобили
В 1973 году Международная автомобильная федерация дала жизнь Чемпионату мира по ралли для производителей. И началось! Хотя, по сути, и не заканчивалось. British Motor Corporation представила в 1962 году свой Mini Cooper, а его преемника Mini Cooper S — в 1963 году. Ford же представил в 1968 году Escort Twin Cam, это был самый успешный автомобиль того времени.
Renault заказала переделать купе Alpine A110 для ралли и наняла команду профессиональных водителей. Первым, специально для авторалли спроектированным автомобилем стала Lancia Stratos. А в 1980 году немецкий производитель, общественности тогда еще неизвестный, представил довольно габаритную и тяжёлую Audi Quattro с полным приводом. И Quattro стал побеждать. Так как с полным приводом такой автомобиль был только один, федерация изменила правила и создала группу B. Правда, из-за резко возросшего числа аварий, группу B опять запретили. Сейчас же, пришло время скоростных гонок и профессиональных пилотов!
Пилоты
Изначально пилоты ралли были любителями, практически неоплачиваемыми. Но в 60-ых годах прошлого века появились первые суперзвезды раллийного спорта. Например, легенда ралли — швед Эрик Карлссон, управлявший Saab. В 1960 году руководитель British Motor Company нанял команду молодых и смелых финнов, которые успели отточить свое искусство владения машиной на самых сложных трассах своей страны. Так появились профессиональные автогонщики.
Ход гонок
Что касается выбора места и времени, авторалли уникально. Соревноваться можно на любом покрытии и в любых условиях: асфальт, гравий, песок, глина, снег, лёд, а иногда и всё вместе. Поэтому гонщики должны быть настоящими асами. Так как водители, по сути, не знают то, что ждет их впереди, из-за слабой тяги на грунте, из-за особенностей гоночных автомобилей, гонщики ралли реже ошибаются, нежели другие гонщики, которые регулярно вылетают с трассы.
Ралли в Беларуси
Уже упоминалось, что ралли все больше вызывает интерес у белорусов. Смотреть ралли хотят все больше и больше наших людей! Причем, не только смотреть, но и участвовать. Например, в 2006 году впервые прошла гонка «Беларусь Баха» в статусе кандидата федерации. В 2007 году планировалась вторая кандидатская гонка, но, увы, «Баху» отменили! С тех пор провести ее так и не удалось. Однако сейчас все, кажется, наконец-то изменилось, и подготовка к гонке-кандитату вновь началась.
На территории аэропорта «Минск 1» идет первый этап Восточно-Европейского чемпионата по дрифтингу — «Burn дрифт Минск», где примут участие опытные гонщики со всего мира на 50 автомобилях.
Итак, да буде ралли в Беларуси! В конце концов, по нашим кочкам да болотам тоже не ахти как проедешь!