3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Владелец «А-100» рассказал, что смотреть на авиафестивале: вертолетные гонки, пилоты-чемпионы и рекордное количество воздушных шаров

Текст: Шулякова Нина, 17 июля 2015 2799 1

Специально для Relax.by собственник группы компаний «А-100» Александр Центер и генеральный секретарь Белорусской федерации авиационного спорта Антон Быстров поделились своими мыслями об отечественной авиации, рассказали, откуда в Минске 70 воздушных шаров и зачем американцы вешают в рамках на стены свои потные майки.

Справка Relax.by 

Александр Центер — собственник группы компаний «А-100» и председатель Белорусской федерации авиационного спорта. Начал свое дело 21 год назад с продажи топлива. Сегодня он возглавляет массу проектов: сеть из более тридцати АЗС, кварталы «Зеленый Бор» и «Зеленые Горки», проекты по созданию новых жилых районов, торговые и бизнес-центры (ТЦ ALL, All House, Mile). Александр Центер был первым, кто стал внедрять на АЗС белорусский язык, одним из первых, кто поставил зарядную станцию для электромобилей в Беларуси. По версии «Ежедневника», Александр Центер входит в топ-100 самых влиятельных бизнесменов нашей страны. Кроме того, именно он создал первый в Беларуси вертолетный клуб, который сегодня владеет двумя из четырех в Беларуси вертолетов Robinson.

Мы встретились с Александром в его офисе на «А-100» на Боровой, где он вместе с генеральным секретарем Белорусской федерации авиационного спорта Антоном Быстровым согласился поговорить о своем самом любимом детище — малой авиации.

Рекордные 70 шаров

17–19 июля на Боровой пройдет первый в Беларуси фестиваль авиационного спорта, в котором Александр Цейнтер и «Авиа-100» принимают непосредственное участие. Главный организатор мероприятия — Белорусская федерация авиационного спорта. На празднике обещают наплыв известнейших авиаторов из Европы и СНГ (один даже умеет делать бочку на вертолете), которые продемонстрируют в небе свое мастерство. Пройдут также вертолетные гонки, где 16 сильнейших экипажей поборются за звание лучшего.

Кроме того, в программе — 70 (!) воздушных шаров со всего света, в том числе из Германии, Латвии, Литвы и даже из Новой Зеландии. Число такое выбрано неслучайно: каждый шар символизирует год мирного неба над Беларусью. К слову, если погода позволит им всем взлететь одновременно, мы станем свидетелями рекорда: ни над одной столицей мира столько аэростатов сразу еще не поднималось.

— Фестиваль — имиджевая штука. Мы показываем, что в Беларуси авиация тоже развивается, — объясняет задумку Александр Центер. — Показываем два ее (авиации) полюса. Первый — экологически чистый и романтичный: это воздушные шары. Второй — то, что гудит и шумит: это вертолеты.

Большинство участников прибудут к нам из-за рубежа, потому что в Беларуси авиация хоть и развивается, но значительно отстает от соседской. Например, воздушных шаров в стране всего пять. Александр говорит, что их владельцы сплошь энтузиасты и мечтатели («как и все авиаторы со времен братьев Райт»), и сравнивает пилотов-белорусов с донкихотами, которые борются с ветряными мельницами.

Для всех тех, кто думает, что управлять воздушным шаром — значит сесть, скинуть балласт и парить-радоваться, напоминаем: чтобы руководить аэростатом, нужно пройти такую же по сложности подготовку, как для управления самолетом или вертолетом. Люди, которые это делают, — сертифицированные пилоты.

— Управление шаром — целая наука сродни парусному спорту. Тут все зависит от ветра, который надо чувствовать и понимать. Необходимо знать воздушную метеорологию, аэродинамику, представлять, как тот или иной шар ведет себя на разных высотах, знать воздушное право — где и когда спрашивать разрешения.

К слову, именно разрешения, по мнению Александра, буксуют развитие авиации в Беларуси:

— Мы единственная страна в Европе, где для взлета надо получать добро. Чтобы нам полететь сегодня, заявку надо было подавать вчера. И это при том, что сложно угадать, какая завтра будет погода. Кроме того, часто лететь — это просто вопрос эмоций: решили и — раз! — полетели. Но у нас такой экспромт невозможен.

Пилоты не сидят на одном месте, они бывают в разных странах. И вот они прилетают к нам, а тут, оказывается, разрешительный принцип. Я пытался коллеге из США объяснить, как это работает, но он, кажется, так и не понял. Только нецензурно выражался.


На фестивале планируются воздушная фиеста — свободная демонстрация шаров — и соревнования: 45 шаров будут летать на скорость, точность и выполнять задания жюри. Им нужно будет не просто пройти маршрут быстрее всех по заданным точкам, но и метко скинуть грузы в специальные мишени на земле с оговоренной высоты.

Вертолетные гонки

Особая гордость организаторов фестиваля — вертолетные гонки. Придумали их в России. Этот вид соревнований встречается довольно редко, а белорусы так и вовсе увидят подобное шоу впервые.

В небе на Боровой встретятся 16 сильнейших экипажей из Беларуси, России, Украины, чемпионы и призеры различных международных соревнований.

«Белорусская вертолетная школа родом из ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии и флоту Республики Беларусь), — рассказывает Александр Центер. — Потому у нее такой милитари-уклон. ДОСААФ как оборонно-спортивное общество готовит пилотов для вооруженных сил и развивает спорт для повышения уровня и мастерства пилотов. Там все привыкли летать на старых Ми-2 и Ми-8 — это вертолеты оборонного типа, задача которых в любую погоду и несмотря ни на что функционировать. Для запуска такого вертолета нужен целый ритуал: подъезжает машина с электрогенератором, запускает вертолет тремя тяжелыми двигателями, рядом стоят три-четыре техника, каждый из которых отвечает за свою систему... Случаются коллизии, когда курсанты военной академии смотрят на наши «робинсоны» и не могут поверить, что те заводятся как автомобиль — с полоборота ключа».

Антон утверждает, что вертолетные гонки — самая зрелищная часть соревнований. Суть их заключается в том, что заданные упражнения выполняет не один, а два вертолета параллельно. И делают это на время — до двух побед. Максимум — три полета. При этом все трюки выполняются на высоте всего 5 м над землей.

— В гонке будут участвовать вертолеты Ми-2 — старые советские добротные тяжеловесы — и Robinson R44 — вертолеты нового поколения, — объясняет Антон Быстров. — Будем выяснять, какие лучше.

Летучие белорусы

Александр как инструктор-пилот рассказывает, что в Беларуси, несмотря на кризис, достаточно людей, желающих полетать и обучиться пилотированию. Это при том, что стоит летный час 500 долларов. Чтобы прийти к экзамену, надо летать как минимум 40 часов. Пока что подготовленных пилотов на счету «Авиа-100» семеро. Все — мужчины.

Помимо разрешительной системы полетов, Александра удивляет странная ценовая политика государства по отношению к летательной технике:

— В США вертолет на заводе стоит около 400 000 долларов. В Беларуси, по непонятным для меня причинам, эта сумма превращается в 600 тысяч. Вертолеты — это ведь товар, который у нас не производится. Это то, что нужно стране. Но получается, что те, кто летает в США и зарабатывает больше нашего, могут купить его в полтора раза дешевле.

К слову, именно у американцев существует традиция сохранять мокрую от пота майку, а ты всегда мокрый, когда летишь самостоятельно, без инструктора, первый раз. Майку эту не просто сохраняют — пилоты часто заключают ее в рамку и вешают на стену как гордость и трофей.

Вертолеты «Авиа-100» используют не только для обучения и коммерческих полетов над городом, но и для помощи: весной Robinson Центера доставил в центр трансплантологии органы для пересадки, когда была необходима срочная операция. Часто вертолеты подключают к поисковым операциям или берут в пользование сотрудники МЧС.

Программа фестиваля авиационного спорта
17–19 июля

17 июля (пятница)
Аэропорт Минск-1
С 18:00 до 21:00 — спортивный полет воздушных шаров. За взлетом 70 аэростатов смогут наблюдать все желающие, территория аэропорта будет открыта для зрителей.


18 июля (суббота)
Минск, аэродром Боровая
С 12:00 до 12:30 — открытие фестиваля, представление участников Первых вертолетных гонок.
С 12:30 до 13:00 — показательные прыжки парашютистов: прыжок с 500-метровым флагом Беларуси, купольная парашютная акробатика, прыжок с предельно малой высоты (200 м), массовый десант (24 человека). Самолет Як-52 покажет фигуры высшего пилотажа.
С 13:00 до 15:30 — ¼ финала, полуфинал и финал вертолетных гонок в упражнении «Параллельный слалом».
С 16:00 до 16:20 — командная эстафета вертолетных гонок в упражнении «Параллельный слалом».
С 16:40 до 17:10 — упражнение «Фристайл» вертолетных гонок.
С 17:30 до 18:00 — награждение победителей и призеров в упражнениях «Параллельный слалом», «Фристайл», в командной эстафете вертолетных гонок.
С 19:00 до 20:00 — спортивный полет воздушных шаров: в минское небо взлетят до 70 аэростатов.
Стела «Минск — город-герой» на пр. Победителей
С 22:00 до 23:00 — после захода солнца минчан ждет необычное зрелище — ночное свечение воздушных шаров.

19 июля (воскресенье)
Аэродром Боровая
С 10:00 до 11:20 — ¼ финала вертолетных гонок в упражнении «Развозка грузов».
С 11:30 до 12:30 — массовый запуск воздушных змеев, флешмоб с воздушными шариками и чемпионат среди маленьких «пилотов» бумажных самолетиков.
С 12:30 до 12:50 — полуфинал, финал вертолетных гонок в упражнении «Развозка грузов».
С 13:40 до 14:00 — суперфинал вертолетных гонок среди лучших экипажей по итогам двух дней.
С 14:00 до 15:00 — флешмоб: зрители составляют фразу «Мирное небо».
С 15:00 до 15:20 — командная эстафета упражнений «Параллельный слалом» и «Развозка грузов».
С 15:30 до 16:00 — награждение победителей и призеров вертолетных гонок в упражнениях «Развозка грузов» и командной эстафете, награждение победителей и призеров Международного кубка по воздухоплаванию.
16:00 — закрытие фестиваля авиационного спорта.

18 и 19 июля на аэродроме Боровая будет предоставлена возможность заказать услугу обзорных полетов на вертолетах Ми-2 и Robinson R44, а также на самолетах Як-52 и Ан-2.

Куда пойти в пятницу и выходные: «Космос наш», но не там, парад аэростатов и вечеринка в автобусе «Белое зеркало»: три дня андеграунда и винила в Минске