24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Куда поехать, если нет визы: старинные усадьбы в двух часах пути от Минска

Текст: Шулякова Нина, 12 июня 2015 9

Если вы думаете, что в Минской области нечего смотреть, то вы глубоко заблуждаетесь. Relax.by совместно с блогером Мариной Азарёнок (azarkinm), любезно предложившей нам одну из своих карт-путешествий, отправился осваивать местные красоты. Ловите гайд по старинным усадьбам на выходные: спиртозаводы, место паломничества поляков, Ленин среди лип и родовое гнездо приверженцев Костюшко.

Марина обозначила на карте девять мест, которые можно посмотреть между Слуцком и Ляховичами. Сразу предупредим вас: побывать везде в один день удастся едва ли, если вы, конечно, не любитель спринтерских забегов. Так что мы выбрали четыре основных пункта: НачаГрушевкаСовейки и Туча.

Удобнее всего добираться до места назначения по брестскому шоссе. Дорога займет чуть меньше двух часов (включая остановку на заправку). Итак, мы заливаем в бак нашего почти раритетного белого Mercedes солярку и, чувствуя себя чуть-чуть из бандитских 1990-х, чуть-чуть Керуаком, начинаем путешествие.

Нача: уксус и неоготика
XIX век

Для того чтобы попасть в поместье, необходимо проехать насквозь всю деревню и добраться до хозяйственной ее части. Среди хлевов ищите здание с бело-синими колоннами. Оно было построено здесь в начале XIX века, но сама усадьба Нача, как утверждает наш проводник Марина, упоминается еще в столетии XV, когда принадлежала Немировичам. Потом она перешла во владения великого князя литовского Сигизмунда Августа, который подарил ее некому Брынзде, имя которого дало второе название поместью — Нача Брынздовская.

Когда видишь бодрую надпись «Уксусный цех» на въезде, сложно поверить, что когда-то давно здесь собирался орден иезуитов, который поддерживал восстание Костюшко и наверняка разрабатывал какие-то секретные планы. Как же без этого, ну?

Марина утверждает, что главное здание тут построено в 1810 году и было одноэтажным. И замечает, что из десяти существующих комнат до нас дошли описания только двух — салона для встречи гостей и большой столовой. Говорят, здесь был также некий гарнитур в стиле салонов Людовика XV, который насчитывал два стола, шесть кресел, кушетку и люстру, причем мебель вся была резная с элементами позолоты. Есть также документы, в которых отдельно описываются достоинства здешних кафельных каминов.

Собственно, кафель — это все, что сегодня осталось от пышного некогда внутреннего убранства. Таким, знаете, облицовывали в стареньких малосемейках ванные комнаты. Этому преобразованию Нача обязана советским властям, которые решили ликвидировать в усадьбе лишние элементы, чтобы максимально приспособить здание под завод.

Рядом с поместьем раскинулся парк. Когда-то там росли черный орех и конский каштан с розовыми и белыми цветами, привезенный аж из Северной Америки, лиана китайская, лиственница польская и много еще чего любопытного. Будет время — попробуйте пробраться сквозь крапиву и бурелом и отыскать парковые солнечные часы. Их роль выполняли когда-то высаженные кругом 12 лиственниц. Сохранились из них, правда, только четыре.

Прогуливаясь по парку, советуем размышлять о том, что некогда жили в этих местах и гуляли настоящие бунтари и революционеры, постоянно страдавшие от властей: Михаил Черноцкий был участником восстания Костюшко, его старший его сын Стефан был арестован в 1939 году работниками НКВД и приговорен к 15 годам исправительных работ, до которых не доехал — умер по дороге. Дочка Михаила Идлия погибла в 1943-м в Освенциме, а сам владелец Начи Михаил с восемнадцатилетним сыном был убит большевиками в своем доме в 1918 году.

Марина грустно рассказывает, что в 2010 году власти вспомнили про памятник (как-никак на носу было празднование 200-летия строительства поместья) и по такому случаю выпустили юбилейную почтовую марку с изображением бело-голубой усадьбы. Правда, маркой дело и ограничилось.

Грушевка: рыцари и паломники
XVII век

Грушевка — место, известное с ХVI века как собственность вездесущих Радзивиллов. В 1551 году королева Барбара Радзивилл передала его Николаю Залесскому, а на исходе ХVІІ столетия король Ян ІІІ Собеский передарил Грушевку краковскому рыцарю Мартину Рейтану, который, говорят, знатно крошил турок под Веной.

В местном хлеву можно поглазеть на поилки и пробивающуюся к потолку зелень.
Именно здесь, в Грушевке, родился известный белорусский шляхтич Тадеуш Рейтан. Да-да, тот самый, что пытался сорвать сейм 1773 года, чтобы не допустить первого раздела Речи Посполитой, и прославился тем, что не выпускал депутатов из зала заседаний. Он лег перед выходом со словами: «Убейте меня, но не убивайте Отчизну!» Можно посмотреть, как это было, на картине Яна Матейко «Рейтан. Упадок Речи Посполитой».

Рейтана, само собой, не послушали, завязалась буча, где доблестный Тадеуш получил шесть ран, которые впоследствии сильно подорвали его здоровье. Братья отвезли бунтаря в Грушевку, где он и жил до своей смерти. Говорят, что он не перенес раздела и покончил с собой в 38 лет.

Все стены поместья, от которого сегодня, к сожалению, сохранились только некоторые элементы декора, расписаны стихами и благодарностями Тадеушу на польском языке. Чтобы в полной мере оценить решительность личности Рейтана, вспомним еще одну хрестоматийную историю.

Как-то раз, еще будучи юношей, он влюбился в нежную девушку. И любил ее пылко ровно до тех пор, пока в одной из ее комнат (судя по всему, предаваясь страсти) не увидел на стене портрет Петра Первого. Тут же, согласно легенде, Тадеуш, оскорбленный политическими взглядами пассии, молча вышел из дома и больше, говорят, не то что о любви — о погоде даже с девушкой не говорил. Принципиальный был человек.

Поместье, которое сегодня можно найти в Грушевке, сделано из бруса в 18 см и обшито досками. Когда-то на второй этаж вела чугунная лестница, однако теперь от нее осталась только дыра в потолке.

На первом этаже здания сохранились стены комнат. Так что можно примерно представить, где проходили балы, где ютилась прислуга, а где под окнами бросали тайным ухажерам записочки юные барышни.
В местных катакомбах нас прельстили своды и вековой мох. Это, конечно, не то чтобы полноценное подземелье. Но — только подумайте — тут же тоже наверняка разворачивались те еще игры престолов.

После того как вдоволь нагуляетесь по аллее и начитаетесь польских посланий, обязательно отыщите грушевскую часовню. Как окажетесь за центральными воротами, сверните направо и езжайте прямо до конца поля. Там нужно будет повернуть направо и проехать вдоль леса еще минутку. Часовня та — настоящий готический храм в миниатюре. Марина рассказывает, что место для строительства выбирали так, чтобы первые лучи солнца обязательно падали на ее фасад и играли светом в разноцветных окнах. Сегодня, несмотря на то что окон совсем не осталось, часовня впечатляет. Сюда, говорят, съезжаются поляки со всего света, чтобы отдать дань уважения Тадеушу Рейтану — оставить венки и зажечь лампадки.

Польские путешественники не только оставляют в Грушевке венки, стихи, надписи «Света 78» углем на потолке и свечи, но и заботятся о придорожных знаках.

Мы потратили на Грушевку непростительно много времени (с учетом нашего графика) и движемся дальше.

Совейки: Ленин и туристические амбиции
XIX век

Оставляйте машину на въезде. Добро пожаловать в настоящий усадебный комплекс — с беседками, дорожками, каналами и озером. Поместьем этим владели Бенингесы, Чапские, Незабытовские, Рдултовские. Почти все сохранившиеся сегодня здания построены в 1860 году. Центральный дворец — с элементами барочного стиля, а парк разбит по всех нормам классических парков Европы.

И да, подготовьтесь к контрастам: здесь одновременно уживаются и скульптура зубра у беседки, и каменная Дева Мария и лукавый памятник Ленину прямо в центре парка.

Смотрители комплекса «Совейки», которых мы застали за ловлей рыбы в местном озерце, рассказали, что в парке прямиком за дворцом можно найти множество каналов и дамб, а также липы, лиственницы, клены и грабы.

В 1901 году тут возвели пивоварню: сверху на здании и теперь можно разглядеть инициалы владельца и год строительства. Некоторое время там промышляли производством свечей и мыла. В годы советской власти тут размещались санаторий лесного хозяйства, больница и пионерлагерь.

Несколько лет назад дворцово-парковый комплекс «Совейки» выкупила частная компания «Лада-гарант» за 200 000 долларов. Она планирует максимально облагородить и отреставрировать поместье, чтобы сделать здесь отель и большую туристическую зону отдыха. Благо, виды располагают к этому. Правда, недавно оказалось, что часть местных зданий давно выкупили жители деревни, так что процесс реставрации застопорился.

Вон, глянь, — смотритель Владимир указывает свободной рукой (второй удерживает карапуза) на вырытые траншеи около фундамента дворца. —Это уже строительство началось. Пока что — потихонечку, но, думаю, к концу месяца пойдет работа полным ходом.

А вы что, студенты? Курсовую пишете? — недоверчиво косится на фотоаппарат его коллега и советует нам пойти в парк и поискать оленя.

Туча: спирт и грибы
XVIII век

С XVI века поместье принадлежало Еленским. Усадьбу, которую можно увидеть сегодня, начали строить в конце XVІІ столетия.

В подсобных зданиях поместья сегодня размещаются спиртозавод, хлев, кузница. А еще, если верить Марине, в одном из сооружений комплекса даже выращивают грибы.

Ну конечно, а что еще было делать большевикам? Надо же было как-то народ усмирять. Вот и строили тут спиртозаводы! Нам на радость — себе на спокойствие, — разводит руками Алексей, который приходит смотреть за комплексом из деревни.

Местный спиртозавод по-прежнему радует жителей Тучи.

Он рассказывает (и потом это подтверждает Марина), что, в приличном состоянии пережив войну, дворец значительно пострадал именно от Советов: в 1970 году здание так отреставрировали, что из него исчезли все кафельные печи и прочие «излишние украшательства». Само помещение дворца отдали под школу.

Приготовьтесь к тому, что здание окружено крапивой. Мы сдуру поехали в путешествие с голыми ногами — не повторяйте наших ошибок. И еще на заметку: жители деревень частенько собираются около дворца на пикники, так что от проводников и рассказчиков отбоя не будет.

Где поесть

На обратном пути советуем зайти в придорожное кафе «На ростанях». Здесь все очень аутентично: мельницы, много деревянных элементов, фигурки аистов и колоритный мужчина за стойкой. Омлет со шкварками обойдется в 25 000 рублей, яичница с сыром — в 23 тысячи. Пельмени — 35 000 рублей, котлета с сыром и морковью — 35 тысяч, бифштекс рубленый с яйцом — 42 000 рублей.

По телевизору показывают Comedy Club, но, если вам не нравится шум, всегда можно выйти на улицу и расположиться в беседках.

Обещают также кальяны и шашлык, за которыми отлично планируется следующий маршрут. Только в следующий раз обязательно с пикником.

Все достопримечательности Минска ищите в нашем Летнем проекте

10 главных оупен-эйров лета без визы: послушать Motorhead, The Prodigy, Placebo, Muse, HIM, GusGus и других Куда пойти в пятницу и в выходные: гигантские шахматы, африканская вечеринка, футбол и чемпионат по дрифту
Этот сайт использует cookies
Понятно