3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Что не так с белорусским интернетом: топ лучших и худших дизайнов от руководителя компании Astronim Богдана Коровца

Текст: Васильева Елена, 5 июля 2015 9623 16

Мы бесцеремонно разделили белорусский интернет на хорошо и плохо, а помогал нам в этом глава компании Astronim*ов Богдан Коровец. Под его присмотром Relax.by перелопатил половину Байнета, разобрался, почему все лайфстайл-издания так похожи, и определил лидера среди худших.

Справка Relax.by:
Astronim* — белорусская компания, занимающаяся разработкой сложных сайтов почти три ударные пятилетки. Входит во все возможные рейтинги СНГ как один из лидеров сайтостроения Беларуси. Сейчас работает в формате альянса Astronim*Support.by

«Вторичность как идентичность!» — этот лозунг постмодернизма вполне подходит для современного веб-дизайна, особенно для категории строительства информационных порталов. Причем вторичность подходов в веб-разработке лучших мировых образцов в данном случае даже не есть плохо — плохо скорее, когда вторичности нет. Ведь функциональность порталов сегодня первичнее идентичности, поэтому правильная утилизация мирового опыта точно залог успеха! Это как экологическая вторичная переработка отходов сайтостроения с обязательным разделением трафика по разным типам мусорных баков, как по разным инфосегментам: многосекционныйинформационныймодный или айтишный. К сожалению, глядя на отечественные инфоресурсы, понимаешь, что белорусы определенно не постмодернисты, а суровые соцреалисты с советским прошлым. Ну разве что городская молодежь еще имеет шанс.

Категория «Лайфстайл и городские порталы»

Нравится

Тот самый случай, когда форма потребления влияет на содержание. Все ресурсы подобного плана объединяет одно — так называемая плиточная верстка контента. Такой дизайн акцентирует внимание на 5–7 новостях/событиях в рамках одного экрана, позволяя изможденному инфопотоком хипстерскому мозгу сконцентрироваться хоть на чем-то. Учитывая, что молодежь в основном серфит по интернету со смартфонов и планшетов, плиточный подход позволяет с минимальными затратами делать сайт полностью адаптивным под эти устройства.

Все эти наши молодежные ресурсы — www.bolshoi.bywww.kyky.orgwww.34mag.netwww.citydog.bywww.kaktutzhit.by и еще более свежие — восходят корнями к одной традиции проекта Look At Me образца эдак 2010 года.

Более чистый и строгий из перечисленных — портал журнала «Большой», этого от него требует статус и более возрастное позиционирование. Самый свежий и визуально интересный — KYKY.org, который тоже недавно переделали. И, несмотря на то что предыдущий «Куку» имел уникальное лицо, новый сайт больше соответствует духу времени.

С этими ресурсами все хорошо, только вот они сильно похожи друг на друга и делят один большой чизкейк молодежной аудитории.

Впрочем, российские СМИ, на которые ориентируются наши городские порталы, были придуманы не просто так — они использовали на тот момент инновационный подход, заменили сложные разнообразные сетки контента плитками, затем они переросли в карточки, каждая из которых — максимально агрессивный анонс информации на безбрежных инфополях интернета.

Справка Relax.by:
Карточный дизайн — разновидность дизайна сайтов, при котором каждая публикация оформляется в форме автономной карточки с собственным дизайном и заголовком.

Новаторский путь, по которому может пойти дизайн городских СМИ, — максимальное внедрение интерактивных мультимедиа. На создание одной статьи может уйти месяц, но потом она собирает огромную аудиторию. Такой путь продвижения первым выбрал российский W-O-S с ироничными онлайн-руководствами типа «Как быть девушкой и не облажаться». Главный тренд — социализация контента таким образом, чтобы его было удобно расшаривать и обсуждать в соцсетях. Или вот самое свежее оттуда на сайте «Медузы»: «Белоруссия: близкая, но незнакомая» — тест о соседе России.

Не нравится

Единственный портал, который выпадает из этого списка, — www.mi.by. Он сохраняет уникальное лицо, но не соответствует духу времени: слишком мелкие шрифты, слишком много золота — молодежь не воспринимает его как свой. Хотя, может, этот «золотой» сайт и не для молодежи вовсе, а для представителей минского олдскула, что помнит золотое время электронной музыки нулевых?

Категория «Женские порталы»

Нравится

В Беларуси таковых не обнаружено, даже если рассматривать женские секции универсальных порталов.

Не нравится

Здесь все плохо. Девушки — самый красивый бренд Беларуси, оспаривающий пальму первенства у природы. Да и при том количестве IT-специалистов, которое есть в стране, женские порталы могли бы находить себе разработчиков поприличнее. Смотрим www.velvet.bywww.vtrende.bywww.minchanka.bywww.diva.bywww.pret-a-portal.by — все они устарели с точки зрения подачи контента, дизайна, визуализации. Вот разве что «Минчанка» хотя бы руками нарисована, приятно.

Мы видим, как много денег и усилий вложено в городские и лайфстайл-порталы. Ау, парни, но ведь женские должны соответствовать духу времени, их тоже нужно оптимизировать под планшеты, телефоны. И тем более они должны быть образцом красоты, стиля и дизайна!

Такая печальная ситуация говорит о том, что сегментация белорусской аудитории по половому признаку у нас проведена плохо, нет ярко выраженного женского феминистского течения. Белоруска как бы говорит: «Нет сексизму, феминизм — тоже не для нас!» И девушки, скорее всего, тусуются на все тех же унисексовых городских и универсальных сайтах.

Категория «Порталы-сервисы»

Нравится

Тренд в интернете — симбиоз онлайн-СМИ и сервисных изданий. Хороший образец — проекты ARTOX и в частности Relax.by. Все сайты приведены к единой визуальной архитектуре, любой новый проект, запущенный ARTOX, сразу имеет свою узнаваемую визуальную основу. Действует карточный подход, с которым отлично сочетается сервисная часть: для Relax.by это категория заказов и доставки, все понятно с медицинским 103.by, для Dom.by — возможность работы с каталогом, заказ дизайнеров.

Свежий редизайн всей группы ARTOX на данный момент лучшее, что есть в интернете Беларуси, и это показывает один из трендов перехода — от чисто информационных изданий к информационно-сервисным.

Хороший образец развития по этому пути от информации к сервисам — туристический Holiday.by. Когда команда Onliner.by после известных декабрьских событий пошла по рынку, сразу несколько интернет-ресурсов «внезапно» стали работать с карточками — и уникальная на тот момент схема Onliner.by начала распространяться по Байнету. Минус многих порталов сейчас — в излишне агрессивном брендировании страницы, которым грешат многие сайты и на фоне которого контент воспринимается уже вторичным. Да вообще не читается! У той же «Медузы», эталона карточного дизайна, брендирование вписано в дизайн по определенным канонам, даже «Яндекс.Директ»-блоки стилизованы. И статистика показывает, что агрессивная брендированная реклама работает в разы хуже, чем реклама, закамуфлированная под некий сервис или раздел портала.

К этому стремится Holiday.by. В последней редакции первый его экран — пример разноразмерного асимметричного плиточного подхода, так знакомого пользователям компьютеров с Windows 8.0. Но ведь это было давно? Вот www.prazdnik.by — хороший пример тенденции перехода к сервисам: только сервис на сайте и остался.

Не нравится

Пример сервисного портала с неудачным дизайном — все наши отдельно стоящие автомобильные ресурсы, такие как скупой www.av.by или перенасыщенный www.abw.by.

Категория «Онлайн-СМИ»

Нравится

Первыми и лучшими, как и положено, являются у нас Tut.by и Onliner.by, которые держат большую часть белорусской аудитории — их бюджеты напрямую зависят от эргономики своего медиапространства, что позволяет адекватно доносить до пользователя информацию. Последние пять лет шла жесткая конкуренция между этими ресурсами, что привело к тому, что подходы к редакционной политике и подаче контента начали в чем-то совпадать. Когда это нашло отражение и в дизайне, в народе пошла поговорка о некоем «Тутлайнере».

Оба портала выполнены в серой гамме — это очень модный лаконичный тренд. На первый план вышел контент, видимый дизайн минимизирован. Tut.by недавно вынес активные анонсы разделов на главную страницу, и это во многом повторяет давно сделанное на Onliner.by. Содержание диктует форму! Универсальность и охват инфотем требует только такого подхода. Впрочем, с развитием портала и увеличением категорий посетители Onliner.by начали жаловаться, что прокрутки главного экрана стало слишком много. Главный экран Tut.by стал уж совсем чисто текстовым.

На самом деле, Onliner.by первым в Беларуси ввел понятие карточного дизайна, когда ключевой контент визуализируется карточками. То есть определенная фраза и картинка используются и в дизайне сайта, и в соцсетях, и в любом другом канале распространения информации. Это один из самых модных подходов к формированию сетки порталов в России, наиболее продвинутые СМИ на него перешли: начала когда-то давно Lenta.ru, продолжили «Медуза» и «Слон». В Беларуси первым адептом его стал именно Onliner.by.

<" alt="" unselectable="on" style="">

Не нравится

Белорусские «Навiны» и «Телеграф» в этой категории уже проигрывают. Сравнив их с тем же Onliner.by, можно четко можно понять разницу между современными и архаичными интернет-СМИ. Архаичный сайт неадаптивен к большим и малым мониторам и предполагает огромное количество текстовых инфолент с маленькими фотографиями — пользователь сам должен разбираться, что важнее.

Современное интернет-СМИ с помощью сетки и дизайна управляет ходом мысли и поведением аудитории. Пример — агрессивное воздействие карточками, указывающими, что человеку читать и как воспринимать полученную информацию.

Плачевное состояние белорусского малого бизнеса хорошо характеризует дизайн портала Bel.biz.

Категория «Традиционные СМИ в интернете»

Нравится

Единственное белорусское государственное СМИ, которому удалось успешно адаптироваться в интернете, — информагентство БелТА.

Не нравится

Сайты традиционных СМИ часто пытаются применять в интернете те же подходы, что и в своих родных медиаканалах, и в этом их ошибка. Когда сайт Белтелерадиокомпании начинает использовать в дизайне свои экранные заставки из телевизоров, это печально. При этом все не адаптировано под интернет. А огромное количество каналов, анонсов, новостей, непредсказуемым образом разбросанных по экрану, окончательно сбивает пользователя с толку.

Более адекватный, но столь же серый и безликий сайт у медиахолдинга «СБ» — в бумаге у них получается работать с информацией лучше.

Бывают завалы и в другую сторону. Вот, например, на сайте ОНТ, выполненном в золоте, все настолько ярко, сделано так много акцентов в блоках, использовано такое количество разнородных элементов, что выглядит он, конечно, очень «багата», но пользоваться этим тяжело.

Бессменный белорусский чемпион

Звание самого плохого белорусского портала из года в год получает сайт Федерации бокса Беларуси, который не обновлял дизайн уже десять лет. Кажется, им просто боятся сказать в лицо, насколько это плохо. Разработчики, будьте же мужчинами!


Фото: Евгений Ерчак
Прожиточный минимум 3 500 долларов: белорусский фотограф Павел Терешковец рассказывает, сколько стоит жизнь в США 5 молодых фотографов — о свадьбах, клиентах и гонорарах