3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Из хаоса в гармонию

25 июня 2014 1015

Белорусский художник Борис Иванов в своих картинах объединяет мировые религии. Нагорная проповедь Христа и 10 заповедей становятся единым целым в этом художественном проекте. В интервью журналисту нашей рубрики Борис Иванов рассказал, почему уехал жить и работать в глухую деревню, зачем подписывается псевдонимом «Борух Захер» и отчего люди в больших городах теряют связь с природой и запутываются сами в себе.

Справка: Борис Иванов родился в 1952 г. в деревне Тимковичи, Копыльского р-на, Минской обл. (Беларусь). Персональные выставки и проекты художника проходили в Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Витебске, Софии, Кракове, Варшаве. Работы художника находятся в Белорусском Музее современного искусства; Витебской, Могилевской, Полоцкой художественных галереях; в Zimmerly Art Muzeum в г. Нью-Брунсвик (США); в частных коллекциях в Беларуси и за рубежом.


Про вопросы веры

Моя мать крестила меня в костеле, когда я родился. А бабушка в свое время изменила фамилию, выйдя замуж за русского в Минске, и таким образом смогла избежать преграды в виде черты оседлости для евреев в Российской империи. Это было ещё до революции в России.

В общем, мое еврейское происхождение было тайной для меня самого. Потом уже, когда я стал старше, мне стало интересно, откуда у нас в семье музыканты, люди искусства… Мой брат дирижер, отец скрипач и так далее. Потом я начал копать свои корни и обнаружил, что в местечке Тимковичи Минской области мой прадед занимался изготовлением скрипок. Скрипичных дел мастера — это очень редкая профессия для тех времен. На его скрипках играла вся Западная Беларусь.

Что говорить о том, что в Лепельском районе, в который я переехал жить, еще сто лет половину всего населения говорили на идише. Разумеется, большинство сейчас и не догадывается, насколько велико наследие еврейской культуры в Беларуси. В каком-то смысле мой художественный проект является напоминанием об этом. 

1 /


Про жизненный путь

Я переехал в деревню в Лепельском районе лет двадцать назад. Когда-то я приезжал туда писать этюды, и мне там так понравилось, что я решил кинуть всё в Минске и туда перебраться. Я купил там домик просто из-за красивых мест. Никем не купленная и не испорченная человеком природа — это лучшее место для вдохновения.

Всю свою сознательную жизнь я провел в Минске и Орше. В советское время я был художником, оформлял всякие кафешки, ну и картины писал. Брали заказы мы в художественном комбинате. Потом я был руководителем детской студии в Орше. Лет десять я занимался вместе с детьми. По сей день родители говорят мне «спасибо», и многие мои ученики уже выросли в художников.

1 /


Про концепты проекта и суперрелигию

Когда я оформлял свой проект в зале Дворца искусств, я использовал две двери для входа или выхода. На одной висит сталинская растяжка про сионизм, на второй — нацистская. За основу всех моих картин я взял 10 заповедей Моисея, чтобы где-то их сопоставить с Нагорной проповедью Христа. Я уже говорил про свое происхождение, поэтому данный проект — это послание от меня всем учениям и религиям. Послание о том, что не надо быть разобщенными и спорить, чей Бог правильный. Главным божеством должна быть доброта. Ну и все, что от нее исходит. Я себя не считаю религиозным человеком. Но вот когда я переехал жить в деревню, то начал усиленно заниматься историей. В том числе и историей всех религий. Взять, к примеру, буддизм. Лично мне близка медитация и уход в самого себя. Поиски самого себя. С другой стороны, костел, в который я ходил в детстве, тоже несет в себе некий посыл. Так получилось, что в каждой религии я нашел что-то близкое себе по духу. Можно сказать, что я нашел суперрелигию. Но окончательных поисков у меня не состоялось. Сейчас, например, я копнул глубже и изучаю друидство. Общение с деревьями, природой — это все тоже очень интересно. Жаль, что современный мир от всего этого отошел, а поэтому и несется непонятно куда.



Про созерцание и человека

Я считаю, что в прошлом человек как личность умел находить свое место на земле. Он точно знал, что ему нужно делать и куда двигаться. Имею в виду, духовные аспекты жизни. Во мне все начало меняться, когда я уехал жить в глухую деревню из Минска. Во мне все поменялось. И очень сильно. В первую очередь поменялся взгляд на мир, на людей. Особое чувство, когда ты все же возвращаешься в город. Сразу возникает вопрос: к чему эта вся суета нужна и зачем вообще люди здесь живут. Если же у меня возникают такие вопросы, то я представить не могу, что творится в головах у остальных. Банальное зарабатывание для того, чтобы прожить — это поверхностное существование. Когда человек в такой среде пытается думать глубже, то теряет ориентиры. Материализм и материальный достаток ни к чему хорошему не приведут. Более того, это становится очень страшным явлением с непредсказуемыми последствиями. Во что превратится человек, который не задумывается о том, зачем он пришел в этот мир?


Про медитации и мир

Чем больше ты находишься в медитации, тем острее ты чувствуешь, что мир куда-то несется и он потерял связь с самим собой. Человек в этих условиях становится пешкой придуманного, нереального и противоестественного пространства. Тут происходит вещь, когда человек начинает жить не по законам природы, а по придуманным им законам, что является вещью крайне разрушительной. Чтобы осознать себя единым с природой, человеку нужно пройти определенный путь. Сейчас же человеку некогда этим заниматься. Он полностью это отверг и старается хватать много того, что проглотить не может. Из-за этого, я считаю, происходят все эти срывы и катастрофы. Жизнь сегодняшним днем — это убийственная для души вещь.



Про хаос и гармонию

В своем новом проекте «Заозерная седмица» я из хаоса постарался собрать гармонию. Ведь очевидно, что искусство в чистом виде это хаос. А художник должен попытаться в нем произвести упорядочение. Наделить это пространство смыслом.


Про псевдонимы и имена

Мой псевдоним — Борух Захер — имеет тоже свою предысторию. В 1970-х известный советский правозащитник Андрей Синявский подписывался псевдонимом Абрам Терц. Несмотря на то, что он был русский, такое имя им было выбрано в пик политики государственного антисемитизма. В первую очередь для обличения идиотизма такой политики. Любая форма национализма у здорового человека вызывает отвращение. И когда меня спрашивают, не страшно ли мне работать с таким псевдонимом — мне просто смешно. А вообще, само это имя идет из моего студенчества. Среди моих товарищей у меня было такое прозвище — Борух Захер. Изначально это была шутка, конечно. А вот сейчас часть моего творчества. Шутка молодости стала концептом проекта. 

1 /


Про стройный ряд картин

Основная ось проекта — десять заповедей, который написаны на иврите и на белорусском языке. Идут они одна за одной точно так же, как значатся в священном писании. Земля, на которой я живу, была родиной людей множества национальностей и культур. Своими картинами я хочу сказать, что эта земля могла стать родной всем, без всякой дележки и распри. Заповедь на белорусском языке и на иврите звучит так же красиво, как и на всех остальных языках. Художник не имеет права делать что-то с агрессией. Он уничтожает сам себя в таком случае. Талант идет человеку от Бога. И если он начинает вкидывать злость и зависть, этот канал просто перекроется. Главный постулат для художника, как это ни банально, — «миром правит любовь». Каждый человек внутри себя должен быть искренним и всегда раскрываться, осознавая самого себя внутри. 

1 /


Мой язык — это искусство. И сейчас я вскрываю то, что на протяжении ста лет умалчивалось. Вот я, художник Борис Иванов. Я такой, какой есть. Принимайте меня таким, без всяких легенд, выдуманных историй и прочего вранья. Во мне очень много кровей. И я этим горжусь, не стесняясь своего происхождения. И если еврейская генетика подарила мне любовь к искусству, то белорусская дала безграничную любовь к этой земле, без которой я не могу мыслить себя тем, кто я есть. Мне нигде не бывает так хорошо, как у себя в Беларуси. 

С графиком работы выставок в Минске знакомьтесь здесь


Текст: Андрей Диченко

Магия письма В Минске стартует Месяц фотографии с шокирующей экспозицией