3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Порядок — это творчество!

11 мая 2013 548


"Как ребенка приучить к самостоятельности?" Таким вопросом не раз задавались молодые родители. Кому из нас не хочется, чтобы наш ребенок вырос самостоятельным, успешным, волевым, чтобы ценил семью и гордился родителями, чтобы любил свой дом… И желательно, чтобы все это получилось как-нибудь так, само собой. Ведь воспитание – это тяжкий, неблагодарный труд. Такой же, как работа по дому, к примеру, да и любая другая работа. Вы действительно так думаете?

Посмотрим на себя

Если даже мысли о труде вызывают у вас тоску и раздражение, стоит ли ожидать от вашего малыша, что он с радостью бросится убирать свои игрушки? Попробуйте изменить свое отношение к наскучившим делам, и ребенок потянется за вами.

Да, бесконечные домашние дела незаметны и отнимают уйму времени. Но ведь именно вы решаете, сколько перестирать, погладить или приготовить сегодня, а вовсе не работа распоряжается вами. Вы не «пашете на всех» – вы делаете чудо: уютный теплый дом. И рядом с вами есть маленький ученик волшебника.

Согласно традициям

Не случайно рядом со «взрослыми» орудиями труда археологи находят детские игрушки: кукол, лошадок с тележками, грабельки. Значит, в древности у взрослых было время и желание мастерить для своих малышей игрушки. Возможно, и вам стоит порадовать малыша игрушечными наборами инструментов. Ведь стирать рядом с мамой в своем тазике, подметать яркой щеткой, проводить игрушечным пылесосом под кроваткой, где теперь уже точно – лично проверено! – нет ни мусора, ни «страшилок», малышу понравится гораздо больше, даже чем любимый мультсериал.

«Малый вчера собирался мультики смотреть, когда я ему предложил машину мыть и колесо менять. Абсолютно все, что делаю, стараюсь поделить как бы на части. Стараюсь все, что он сможет сделать, оставлять ему: домкрат сын из багажника сам доставал, ставил его я, крутил ручку домкрата он с моей помощью. Болты я слегка открутил, а дальше он. Хотя он очень любит мультики, но поработать для него гораздо интереснее», – делится опытом папа 5-летнего Семена. И делает вывод: «Да, на всю работу уходит времени в 3–4 раза больше, зато ребенок учится помогать. Ребенка, главное, не заставлять, не приучать, а дать понять, что это интересно, нужно и очень хорошо». Так рутинный уход за машиной превращается для папы и сына в очень важное дело.

Почему ему не хочется

Загадка природы: почему малыш, который в саду мечтает побыть дежурным, дома не хочет ни игрушки убирать, ни чашку в мойку поставить? Разгадка проста: потому что там он действует вместе с друзьями и с похвалой воспитателя. А дома его заставляют убираться одного, да еще и не довольны.

Попробуйте говорить с малышом, как с вашим помощником-дежурным по квартире, и его настроение изменится.

1. Отдавайте конкретные поручения бодрым тоном, напоминая, что вы – одна команда: «Так, ты несешь в кухню пакеты, а я мою руки и берусь за кастрюлю, начинаем готовить ужин», «Смахни с полки пыль – у тебя бережнее получится, а я пока протру шкаф сверху» и т.д. И не забывайте оценивать результат: «Ах, какая чистота и порядок, приятно посмотреть и гостей позвать!»

2. Вместе составляйте график дел на день/неделю, вешайте на холодильник и вместе вычеркивайте сделанное: вы – свое, малыш – свое. Ведь дежурные в садике знают заранее, что им предстоит сделать, и элемент соревнования у них тоже присутствует.

3. Хвалите не малыша, а дело, если оно хорошо сделано, или отмечайте: «Ты старался. Завтра выйдет лучше». Ведь любите вы ребенка  – за то, что он есть, уважаете – за приложенные усилия, а оцениваете – результат, и, по возможности, правдиво. Избыточная похвала расценивается гордым малышом как неуважение: «Я маленький, но не глупый» – и лишает желания стараться: «Зачем трудиться, если все равно похвалят?»

Почему нам не хочется

Что же отбивает у родителей желание научить малыша обслуживать себя?

Начнем с главного: ах, эти маленькие демагоги! Те, которые уже в пять лет читают родителям морали: «Вы меня заставляете, а я не хочу». Не стоит принимать их слова близко к сердцу. Пройдет совсем немного времени, и вы услышите: «Вот, вы не меня заставляли, и теперь я не могу». И этот упрек будет звучать и дальше, и серьезнее.

Не стоит оправдываться: «Я же для всех стараюсь, и папа!». Правильнее принять его чувства и настоять на своем: «Я понимаю, что ты не хочешь, и мы пойдем убирать игрушки». Обратите внимание – не «НО пойдем», а «И пойдем» – это важно для строптивого крохи. Вы не противопоставляете его чувства уборке, а поясняете, что делать некоторые вещи нужно порой независимо от желания или настроения. Впрочем, когда малыш болен или устал, настойчивость разумнее сменить на гибкость. Иначе из ваших усилий вырастет его ненависть: выполнение работы не дороже живого человека.

Вредные соседки. Мы часто оглядываемся на общественное мнение. И когда соседка, застав вашу дочку на кухне, гладит ее по голове: «Ах ты, Золушка!», вы начинаете сомневаться в своей правоте. А может и вправду – детства лишаем?

Прислушаемся к специалистам: производительный детский труд запрещен – это если ваша «Золушка» часами печет пирожки на продажу. А вот «обслуживающий труд» – название одного из предметов в советской школьной программе.

Психологи считают, что лишать ребенка навыков самообслуживания – значит, ограничивать его будущее. Вспомним великого писателя Льва Толстого, который после работы за письменным столом уходил пахать землю – ради отдыха; или знаменитого композитора Россини, который обожал готовить. Перемена деятельности – лучший отдых. Но вариантам этой деятельности ребенка нужно научить.

Почему он должен

Действительно, почему малыш должен учиться работать? Пусть играет.

А разве игра – не сложное полезное действие? Так почему бы для своей пользы ему не сыграть «в папу» или «в маму», «в повара» или «в мастера», опираясь на помощь родителей и учась у них таким мелочам, о которых в книжке не прочитаешь.

С первых дней жизни, вместе с мамой «варя суп» для папы, или «заходя» с папой в магазин за яблоком для мамы, малыш учится заботиться о близких и выражать свою заботу на деле.

С первых шагов научаясь тряпочкой вытирать за собой лужи, он получает дополнительную нагрузку на все группы мышц, учится действовать в определенном порядке и, значит, развивает интеллектуальные способности, старательно работает пальчиками, стимулируя мелкую моторику, – вот вам и развивающие занятия.

Обучаясь трудовым навыкам, ребенок преодолевает страх неудач, который часто преследует учеников младших классов. Привычка сохранять рабочий настрой формируется не сразу: плохо подмел пол – завтра получится лучше, не очень чисто вымыл чашку – попробуй еще, а, значит, в будущем: получил плохую оценку – поработай и получишь хорошую. Это укрепляет нервную систему и помогает справиться с унынием.

Почему вы должны

А может, сам дорастет, или жизнь научит? Научит, конечно. Но заслуживает ли ваш кроха все те «синяки и шишки», которые она наставит ему в процессе обучения? Вы-то можете сделать это мягко, тактично, терпеливо.

Разумеется, воспитание навыка к труду потребует от вас проявления воли: желания приложить усилия и настойчивости, чтобы добиться результатов. Но у кого же, как не у вас, будет учиться воспитывать силу воли ваш ребенок? Ведь, побуждая его, к примеру, убирать кроватку, вы сначала учите его этому процессу, потом предлагаете сделать это самостоятельно, а после контролируете выполнение вашего распоряжения. Вот вам и алгоритм воспитания воли плюс приучение к порядку в комнате.

Семьей разных людей делает не только кровное родство, но и общность интересов, и удовольствие от времени, проведенного вместе: и сейчас, пока ребенок еще мал, и потом, когда он в любой момент сможет уйти, но будет рядом с вами. Не только из чувства долга, но и потому, что с мамой приятно посекретничать на кухне за лепкой пирожков, а с папой так здорово вместе собирать шкаф.

И воспоминания именно об этих моментах, а не о бесконечной скуке ленивого детства, об окриках «не тронь!» и причитаниях «еще наработаешься!» останутся с нашими детьми, станут семейными легендами для их детей и детей их детей. Все-таки в легенды входят именно благодаря свершениям. У вас получится, не сомневайтесь!

Марина ТАРАКАНОВА, материал подготовлен журналом Baby Boom.

Узнать больше о
центрах развития для детей в Минске

Дети-вундеркинды. Печать гения Игры в песочнице