24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«То, что я вижу в Беларуси, далеко за гранью моих предположений» – финский инвестор Уилл Кардвелл

15 марта 2017

Уилл Кардвелл – профессор, основатель центра предпринимательства Aalto University, партнер венчурного фонда Courage Ventures – родился в США, но вот уже почти 20 лет живёт в Финляндии. Сейчас Уилл способствует развитию венчурной экосистемы Беларуси в рамках программы AID Venture и Venture Day Minsk. Мы поговорили с Уиллом о специфике финских стартапов, критериях перспективности проекта и о том, что подкупает его, как инвестора.

– Уилл, когда вы впервые услышали слово «стартап»?

Я не помню, как это называлось, когда мы только начали инвестировать в проекты. Но термина «стартап» тогда точно не было – тогда это называлось просто «начинающими компаниями». Примерно так мы о них и говорили.

Слово «стартап», думаю, пришло в наш обиход в 2005 году. И оно стало самым подходящим названием для того, что и сейчас называется стартапом.

– То есть вы начали инвестировать раньше. Ещё до того, как можно было сказать «этот отличный стартап снова привлёк инвестиции».

Да, я начал инвестировать в конце девяностых. В 1998 году я написал и издал книгу, в которой сравнивались финская и израильская венчурные экосистемы. Книга вызвала большой интерес во многих странах, и одним из результатов такого интереса было внимание Инвестиционного банка США к финскому венчурному капиталу. В конце 1998 года я открыл компанию – моими партнёрами была финская фирма с венчурным капиталом и Инвестиционный банк США.

Это были последние годы «пузыря доткомов», и зарабатывать деньги было достаточно легко. Мы «подняли» чуть более двух миллионов долларов на экзитах пяти проектов за два года. Но летом 2000 года «пузырь» взорвался, многие сделки стали невозможны, настало трудное время для технологий. Американский банк на какое-то время потерял свои позиции, но, к счастью, финский венчурный партнёр открыл новый фонд, и мы снова занялись инвестированием. В основном, в IT-компании.

– Давайте сравним американские и финские (или скандинавские в целом) стартапы – чем они отличаются?

Финляндия в этом смысле скорее балтийская, чем скандинавская. Финские предприниматели очень ответственны, а потому их компании конкурентоспособны. Во главу угла ставится опыт и грамотная работа, а не просто труд 24/7.

Про финские стартапы можно услышать, что многие из них довольствуются исключительно местным рынком. Я думаю, все компании в любом случае смотрят глобально. Да, можно начинать с чего-то локального, но при этом стоит стремиться к большему.

Нельзя сказать, что финские стартапы слабее американских – просто они отличаются. Но есть и общая тенденция – всё меньше инвестиций поступает в игры и развлечения, и всё больше – в вещи и технологии, которые делают жизнь людей лучше. И это необязательно здоровье или окружающая среда.

– Расскажите о каких-нибудь последних финских стартапах, которые делают жизнь людей лучше.

Например, это наши недавние инвестиции, которые мы сделали несколько месяцев назад. Первый проект позволяет общаться диетологам со своими пациентами: обмениваться важной информацией, ответами и вопросами, корректировать программы питания и пр. Второй проект – платформа для учеников начальной школы. Там дети могут общаться и – главная цель проекта – узнавать сильные стороны своих одноклассников, их таланты и способности. Можно сказать, что это об эмоциональном интеллекте.

– Уилл, как вы отбираете стартапы для инвестирования?

В нашем фонде четыре партнёра, и мы, как правило, принимаем решения об инвестировании вместе. У нас есть 16 критериев, через которые мы смотрим на каждую компанию и оцениваем, насколько она интересная для нас. Это и уникальность продукта, и размеры рынка, и сплочённость команды и др.

– Есть ли приоритеты между этими 16 критериями, и всегда ли вы с партнёрами расставляете их одинаково?

В конце дня мы сравниваем персональные оценки друг друга, которые мы поставили проектам. Ранжируем все 16 критериев от 1 до 9 и выводим среднее значение. Если оно попадает в интервал 6-8, мы начинаем думать об инвестициях. Но это не сухие цифры, которым мы беспрекословно следуем. Скорее, это инструмент общей оценке проекта. Он же помогает увидеть, насколько и в чём у нас отличаются взгляды. Если по какому-то критерию мы ставим абсолютно разные оценки, останавливаемся и обсуждаем причину этого; стараемся понять мнения друг друга.

Мы в команде немного разные. Я всерьёз сфокусирован на основателях проектах. И я искренне верю, что у вас, как у основателя стартапа, нет шансов, если вы не можете свободно общаться по-английски. Что толку, что у вас прекрасное изобретение, если вы не можете о нём рассказать? Ну и, конечно, в стартапах для меня важна идея. Сильная идея, несущая пользу для общества.

Один из моих партнеров, инженер, больше сфокусирован на технологиях. Другой – на бизнес-модели проекта. Это тоже правильно – к инвестору нужно идти с выстроенной бизнес-моделью, хотя она наверняка будет меняться с течением времени.

Хорошо, если в команде стартапа есть разные люди – если это не сорокалетние мужчины-инженеры. Разные члены команды выгодно дополняют друг друга, так что вместе они могут сделать больше «одинаковой» команды. В их различиях скрывается ключ к набору уникальных решений, вариаций развития. Люди разных национальностей и полов, от 20 до 40-50 лет – это идеальная команда. Однако такие составы стартапов встречаются редко.

– Как показало недавнее исследование AIDVenture, основная часть беларусских стартапов нуждается в посевных и предпосевных инвестициях. Что бы вы порекомендовали начинающим проектам для привлечения начального капитала?

В этом я буду осторожным. Ведь я могу лишь рассказать, что подкупило бы меня, как инвестора, но это может не подействовать или показаться менее значимым для других. Лично мне важно, чтобы у проекта и команды был чёткий посыл, чтобы в нём ясно просматривалась ценность, а за ней – потенциальные потребители продукта.

Привлечь инвестирование помогает готовая картина проекта в вашей голове. Бизнес-канва должна быть разложена по полочкам: где может быть мой клиент, как я могу понравиться ему, как укрепить с ним отношения, кто может помочь в этом и пр. Ответить на эти вопросы помогают принципы дизайн-мышления.

Докажите, что вы сильны в действии. Вы можете красноречиво рассказывать, на что способны, но это не работает, пока вы не покажете, чего уже достигли.

Поймите для себя, кто будет правильным инвестором для вас. Зачастую инвесторы не разделяют видение стартапов, их ценностей – найти общий язык в этом случае будет непросто. Идентифицируйте подходящих инвесторов и донесите до них ясное и убедительное сообщение, предоставьте столько информации, сколько потребуется.

– Как стать вот таким, подходящим инвестором? Ограничивается ли дело кругом интересов?

Записывайтесь на мои лекции для ангельских инвесторов в Imaguru в апреле! А вообще, короткого пути к тому, чтоб стать успешным инвестором, не существует. Главная задача – оказаться в нужное время в нужном месте, а потом найти общий язык с командой и поддерживать её в нужный момент своими компетенциями и связями.

Инвестиции – это не про поиск стартапа-единорога. Быть инвестором – это искусство, которое трудно изучить заочно. Его нужно прожить, испытать на себе.

Инвесторы должны всегда быть начеку – когда появляется действительно хороший стартап, вокруг него быстро выстраивается очередь их желающих вложить деньги. И цена входа вырастает в разы.

– Самые важные инвестиции – в людей, особенно если это ваши дети. Что бы вы порекомендовали родителям, желающим видеть своих детей в сфере IT?

Моему сыну 28 лет. Одному стартапу из Сан-Франциско понадобился менеджер продукта, и моего сына приняли на эту должность. Опыт, который он получает, работа там, – это здорово. Но я никогда не направлял сына в русло стартапов. Он просто общался с предпринимателями, чему-то учился у меня.

Всё очень индивидуально – нет универсального пути. Одно ясно наверняка: родители должны развивать у детей то, что им нравится больше всего, к чему есть способности. Независимо от того, чем занимается человек, ему важно уметь работать в интернете, владеть инструментами дизайн-мышления. На мой взгляд, это фундамент.

– Уилл, когда вы приезжаете в Беларусь в следующий раз?

Я буду в Минске 12 апреля, на Venture Day. Это крупная международная конференция для стартапов, разработчиков, менторов и инвесторов. Мне нравится, что конференция пройдёт на английском языке – это привлечёт иностранных гостей, которые задумываются о венчурном инвестировании в беларусские проекты. Английский язык привлекает инвестирование – я вижу это по финской экосистеме.

– Интересно, а что вы расскажете о Беларуси своим друзьям и коллегам в Финляндии?

Я остановился в центре Минска, и мне удалось прогуляться – очень понравился сам город. Но вот что мне действительно понравилось, так это люди, и то, что делает вся команда Imaguru. Это прекрасное место с уникальным содержанием и дизайном. Так что в Финляндию я вернусь с месседжем «приезжайте в Беларусь и посмотрите сами».

То, что я наблюдаю в венчурной экосистеме Беларуси, далеко за гранью моих предположений. Я могу только представить, как трудно быть первопроходцами и развивать рынок. Это вызывает уважение. 

Купить билеты на Venture Day Minsk
Источник: startuplife.by



Открылась первая в Беларуси выставка индустрии развлечений FUN EXPO Чайная культура и маркетинг: взгляды экспертов из Беларуси, России и Шри-Ланки
Этот сайт использует cookies
Понятно