3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Анонимное интервью с бывшим водителем Uber: вернется ли UberBLACK и почему работать в этой службе стало невыгодно

Текст: Струк Александра, 23 сентября 21108 18

Сервис личных водителей Uber, давно известный во всем мире, появился в Минске относительно недавно — в ноябре 2015 года. За это время служба претерпела значительные изменения: сначала в качестве альтернативы UberBLACK появился более дешевый UberX, а затем на смену первому и вовсе пришел UberSELECT среднего ценового сегмента. О том, с чем связаны подобные преобразования, а также почему работать в службе стало невыгодно, мы поговорили с одним из бывших водителей сервиса Александром (имя изменено).

Опыт работы в такси у Александра — уже около восьми лет. Раньше он «катался» преимущественно при гостиницах, а после прихода в столицу Uber «посмотрел, что там предлагают хорошие условия и можно неплохо зарабатывать, и в декабре прошлого года перешел в UberBLACK», предварительно поменяв свою машину на более новую Audi A6. Однако из-за постепенно меняющихся условий работать в службе стало невыгодно, и чуть больше месяца назад Александр уволился, поменяв Uber на другую столичную службу.


Варианты устройства на работу

Работать в Uber можно по двум схемам — либо через собственное ИП, либо через перевозчика. В первом случае вы заключаете договор напрямую с представителями компании и из заработанной вами суммы вычитается только 25% — за пользование программой. Во втором случае вы фактически устраиваетесь на работу, заключая договор с перевозчиком, который берет на себя все обязательства. В таком варианте, если вы «катаетесь» на своем авто, получаете около 50% от всей заработанной суммы (25% отчисляется компании за пользование программой и еще 25% забирает перевозчик). Если же и машины у вас нет, вам ее предоставит работодатель — но в этом случае в итоге вы получите лишь 25% от всей суммы.

В цифрах такая схема выглядит примерно следующим образом: например, за день вы «накатали» 100 (1 млн) руб. При оформленном ИП вы получите 75 (750 тыс.) руб., при работе через перевозчика — 50 (500 тыс.) или 25 (250 тыс.) руб., в зависимости от наличия или отсутствия личного автомобиля. 

Рабочий график в Uber, как и во многих других службах такси, нефиксированный: водитель сам может выбирать, когда выходить на работу и сколько времени провести за рулем. «Единственное, что при сотрудничестве с перевозчиком машину выдают на 12 часов, и возвращать ее надо по их истечении».



Требования к водителям и автомобилям

Как рассказал нам Александр, в первое время после прихода UberBLACK на работу принимали все машины, в том числе и внедорожники, «чтобы набрать автопарк и раскрутиться». Конечно, все авто должны были соответствовать двум основным требованиям: машина должна была быть не старше 5 лет и представительского класса. Постепенно внедорожники были переведены в UberX, а в «випе» (так между собой водители называют UberBLACK) остались только седаны. Салон автомобиля, конечно, всегда должен был быть чистым и комфортабельным.

К водителям предъявлялись следующие требования: выход на работу исключительно в костюме и белой рубашке, вежливость и доброжелательность по отношению к клиентам и главное — всяческое их ублажение. «В случае, если клиенту стало плохо и он «нагадил» в машине, нужно было без претензий отвезти его в нужное место и помочь выйти из машины». После этого нужно было сфотографировать «происшествие», сделать химчистку салона и написать заявлению в компанию — все расходы Uber возмещал.

Когда я устраивался в UberBLACK, в компании еще смотрели машины, а с водителями проводили собеседования, — добавляет Александр. — Что касается UberX, то там, я думаю, берут всех подряд. Главное, набрать как можно больше водителей, чтобы те доход приносили. Когда я уходил, в UberX набирали авто даже 2001 года — это же никуда не годится. Этими 15-летними машинами они только репутацию себе подпортят.



О бонусах

Как только Uber появился в Минске, для водителей были созданы практически идеальные условия: тарифы устанавливались в зависимости от времени суток и дня недели, а за каждый час работы была установлена фиксированная ставка.

Поначалу за час работы платили 25 (250 тыс.) руб. вне зависимости от количества заказов. Скажем, накатал ты 20 (200 тыс.) руб. или вообще простоял без вызова — все равно получишь своих 25 (250 тыс.) руб., — переводит Александр в цифры. — И за счет этого можно было прилично зарабатывать. За первую неделю в декабре я, например, получил 1450 (14,5 млн) руб. «грязными». Конечно, работы было много и стоять без заказов не приходилось, но это того стоило.

Однако такие бонусы продержались в компании недолго — уже с января 2016 года надбавки стали снижать все больше и больше, а после и вовсе отменили. Плюс ко всему еще и заказов стало меньше — по словам Александра, это связано с тем, что у людей закончились промокоды на бесплатные поездки (к слову, их стоимость поначалу компания также возмещала водителям).

В результате все свелось к тому, что первую неделю февраля мы вообще сидели практически без работы, иногда по 5 часов приходилось ждать заказа. А после запуска UberX все стало еще печальнее, — подытоживает Александр. — И если в первое время заработать можно было около 250 (2,5 млн) руб. в день, то сейчас там этого и близко нету. Максимум 400-500 (4-5 млн) в неделю. 



Об отмене UberBLACK

Несмотря на не самые радужные прогнозы, заказы в UberBLACK стали постепенно появляться, а со временем сформировалась и своя база постоянных клиентов.

Поначалу, придя из обычного такси, я заметил, что заказывая Uber, люди ведут себя как-то адекватнее, — делится наблюдениями Александр. — Я не ощущал себя таксистом, который «бомбит» по городу. Конечно, это приятно. Да и клиентам было удобно ездить на хороших машинах с водителями в костюме.

Тем не менее, это не помешало руководству компании принять решение об отмене UberBLACK. По словам Александра, сами водители узнали об этом только накануне ночью, когда на почту им всем пришло письмо с соответствующим заявлением. Что касается объяснений, то их в компании не дают: «я ездил к представителям пообщаться — ведь мы фактически остались на задворках — но никто ничего не говорит. Единственное, что удалось выяснить, так это то, что UberBLACK возвращать не собираются».



UberBLACK vs UberX

После того как убрали «вип», я еще пару дней поработал в «иксе». Но это же совсем не резонно с такой машиной, как у меня! — сокрушается Александр. — Для UberX подойдут дешевые в обслуживании авто или такие, которых уже не жалко. Работы там хватает, но даже если проездишь целый день, не глуша мотор, получишь максимум рублей 80 (800 тыс.). Конечно, для кого-то это большие деньги, но нужно учитывать еще расход на топливо и различные платежи (налоги, обслуживание машины). В результате получаются копейки, а работа просто ради работы.

Помимо финансовых, есть в UberX и другие минусы — клиенты. «В «иксе» люди уже совсем другого уровня. Они не ценят дорогую машину, не следят за детьми. За пару дней работы в UberX я значительно снизил себе рейтинг. Конфликтов как таковых не было, но неприятные ситуации случались. Даже если вежливо просишь родителей смотреть за ребенком, чтобы он хотя бы дверь сам не открыл, все воспринимается в штыки. Потому и к работе пропадает всякий интерес».

Теперь на UberX большая текучка кадров — люди выдерживают максимум 1-2 месяца. Как рассказал Александр, его знакомый после сокращений на фирме два месяца искал работу и, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, пошел в такси. «Но хватило его только на месяц». Мужчина работал три дня через два по 12 часов кряду, а за четыре недели получил чуть больше 300 (3 млн) руб., «учитывая, что он немало сил положил. Провести в машине целый день — не так легко, как кажется».


UberSELECT

Примерно в середине августа на смену UberBLACK пришел UberSELECT. По словам Александра, такой вариант немного лучше «икса», но со своими минусами для сотрудников. Например, если раньше водитель мог выбирать, принимать ли ему заказы исключительно с UberBLACK или брать в нагрузку еще и UberX, то теперь альтернативы нет: вызовы приходят с обоих сервисов одновременно. При этом «заказы с «икса» перебивают остальные, крутишься целый день по городу, а получаешь копейки — иногда поездки даже не окупаются». Отказываться от заказов, кстати, не желательно: теоретически можно, но этим водители автоматически понижают свой рейтинг и, соответственно, получают меньше вызовов.


О снижении тарифов на поездку в аэропорт

В прошлом месяце Uber установил сниженные цены на поездку в Национальный аэропорт. Минимальная стоимость (из Уручья) теперь составляет 16 (160 тыс.) руб.

Я вообще не понимаю, чем они руководствовались, когда устанавливали такие цены, — комментирует Александр. — Если посчитать, из этой суммы у меня вычтут 25% за пользование программой, до 10 (100 тыс.) руб. я заплачу за топливо (учитывая обратную дорогу в город) — и в итоге за два часа заработаю рубля 3 (30 тыс.)? Ну это же смешно! 



И напоследок…

Конечно, работать в Uber удобно, — заключает Александр. — Не нужно платить диспетчеру, как в других службах, постоянно искать мелочь на сдачу, тратить время на расчет и объяснять клиентам, почему получилась именно такая сумма. Да и по зарплате там все прозрачно — в приложении всегда видно, сколько заработал, а выплаты производятся на карту раз в неделю. Однако после отмены UberBLACK работать в этой службе стало совсем невыгодно — из-за копеечных тарифов еще и текучка кадров большая. С такими успехами сервис долго не протянет…


Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.

Эксперимент: тестируем роллы «Филадельфия» в популярных службах доставки суши Минска Крепы, скрэмбл и фриттата — гид по модным гастрономическим названиям с шеф-поваром из Киева