3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Бывший сотрудник KFC: «Рецепт секретной курочки я подобрал с третьего раза»

Текст: Решко Тамара, 17 марта 11742 11

Ресторан быстрого питания полковника Сандерса KFC уже несколько месяцев завоевывает поклонников в Минске, с успехом открывает и планирует открыть новые рестораны. На чем строится работа в компании, сколько можно заработать в KFC и о каких лайфхаках забывают сказать посетителям. Бывший сотрудник этого заведения рассказал нам обо всем без утайки.

Как стать универсальным работником KFC 

Минчанин Илья (имя изменено по просьбе героя статьи) объявление о вакансии нашел в соцсетях, прошел собеседование и обучение — и через две недели уже работал в ресторане. 

«На часовом собеседовании мы решали тесты и отвечали на неудобные вопросы, — стресс-собеседованием Илья впечатлен до сих пор. — Например, у меня спросили, как поступлю если увижу, что мои коллеги воруют. Ответил: специально идти и докладывать не стану, но, если спросят, скажу, как было». Забегая вперед, Илья признается, что ни разу не видел, чтобы кто-то воровал и запихивал в рюкзак еду из ресторана.

Парень отмечает, что на работу брали всех. 

«Исключение составляли откровенные фрики. Отказали в месте и тем, кто успел поработать в ресторанах-конкурентах — «Макдональдс» или «Бургер Кинге».

Впоследствии компания могла уволить тех, кто не сумел приспособиться к темпу работы, или же люди уходили сами, если не справлялись с нагрузкой. Но случалось это редко, молодежь втягивалась быстро, несмотря на то, что в первые дни после открытия приходилось работать по 12 часов семь дней в неделю! 

После собеседования будущие сотрудники проходили онлайн-обучение. Например, изучали меню, состав бургера, правила панировки курочки.

«При успешной сдаче тестов можно попроситься на какую-то позицию (должность) в ресторане — их в KFC девять. Это, например, «зал» (уборщики помещений), кассир, хостес. Все позиции, кроме хостес, в ресторане универсальны, и это, с одной стороны, хорошо: так менеджерам проще заменять людей, если те не пришли на работу, люди от смены деятельности меньше устают. А с другой очень неприятно: сначала ты лепишь бургеры, а потом идешь драить туалеты. Мне это не нравилось, — говорит Илья, но и отказаться от работы он не мог. — Все подписывали документ, где говорилось, что мы универсальные работники».

Справедливости ради стоит заметить: если человек указывал, что ему предпочтительнее работа на кухне, обычно его пожелания учитывались. Илья успел опробовать все позиции, кроме кассира. Зарплата в сети ресторанов быстрого питания примерно везде одинаковая и зависит от количества отработанных часов. У Ильи за месяц при неполной нагрузке выходило около 4 миллионов. У менеджеров зарплата выше — в районе 10–12 миллионов рублей.

Парень уточняет, что и при составлении смен где-то процентов на 80 учитывали пожелания работников: кому-то удобнее вечером работать, кому-то — утром. Но о графике работы на будущую неделю Илья обычно узнавал в воскресенье вечером, когда уже ничего нельзя было сделать.

Конкурсы на лучшую улыбку и соревнования по продаже бургеров

Илья признается, что никакой дедовщины среди сотрудников ресторана нет, особенного отношения к новичкам тоже. Более того, за новыми работниками закрепляются тренеры, которые могут помочь с работой. Работа в ресторане дает некоторые привилегии и воспитывает в сотрудниках сплоченность: кто-то в хитрые корпоративные ходы секты KFC свято верит, кто-то относится скептически.

«У нас даже была специальная «Доска признаний»: там стояли карточки, на которых каждый мог написать какие-то поощрительные слова: «Спасибо за отличную работу» или «Хорошо справились сегодня». 

Это не дает абсолютно никаких материальных бонусов, но отлично повышает корпоративный дух. Такой приятный момент. Из маленьких поощрений сотрудников — конкурсы среди работников. 

«У нас был конкурс на лучшую улыбку. Менеджеры отмечали, кто в течение часа улыбался, и выдавал тому презент. Еще устраивались соревнования: кто больше всех продает бургеров, тот получает в подарок аналогичный бургер. Это мило».

Из плюшек для сотрудников — 65-процентная скидка на меню. Но, несмотря на это, выносить купленную еду по скидке из ресторана запрещалось, а воспользоваться ею можно было, только отстояв, как все посетители, очередь в кассу. 

«Стоять в кассу в фирменной форме было тоже нельзя: сначала нужно переодеться, а это отнимает время перерыва на обед (при восьмичасовой смене обед длился час, но время сокращалось, если не было полного рабочего дня), покупаешь еду и идешь в комнату отдыха. Не приведи господь сесть в фирменной футболке и с этой едой где-то в ресторане! Но скидка хорошая, и ею грех было не пользоваться». 

В часы пик невозможно было и отлучиться на перекур или в туалет, хотя обычно менеджеры без проблем отпускали на мини-перерывы. 

«За отказ от мытья рук могли уволить»

Начитавшись на форумах о ресторанах сети в соседней стране, честно признаться, мы испугались: недостаточно опаленные крылышки, просроченная продукция, недовесы, явное пренебрежение к личной гигиене и несоблюдение санитарных норм. 

Илья эти мнения опровергает на корню: в белорусских ресторанах с гигиеной все гораздо строже. «Руки мылись под подпись раз в час, с мылом, с дезинфицирующим составом. Если этого не сделать, рискуешь получить выговор. Два выговора — это увольнение, поэтому руки мыли все! — подчеркивает Илья. — Были еще некоторые особенности: волосы прячешь под банданой, трогать их нельзя. Если менеджер увидит, что ты это сделал, продукты, с которыми ты работал, тут же утилизировались, а работнику грозил — угадали, выговор! Дальше схема понятна».

Какого-то особенного безобразия на кухне Илья не заметил, хотя работал в ресторане относительно долго, и со сроками хранения все было в порядке — за этим следили специальные таймеры, а сотрудникам о необходимости соблюдения этих норм напоминали специальные таблички. 

Илья рассказывает, что мантрами для всех работников кухни было несколько правил: чистота общей поверхности, мытье рук, замена мусоросборника — сейчас Илья всех и не вспомнит. На деле же получалось так: если на пол падала котлета или салат, они могли пролежать там довольно долго: 

«При большом потоке людей, когда надо все и сразу, проще сначала доделать бургер, а потом уже убирать все, что упало на пол».

Перед походом в туалет все без исключения обязаны были надевать халат, ребята прозвали его «фраком». 

«Он прямо на крюке перед туалетом висел, и без него в туалет было нельзя: за этим следили видеокамеры. Но какая гигиена тут может быть, если это халат для всех людей, а, во-вторых, он длинный, у девчонок вообще по полу волочился».

Еще один казус, который, к счастью, не стал обыденностью в ресторане, — это авария с канализационной трубой в ресторане. «Отвратительный запах стоял два дня, мы сказали об этом сразу, но почему-то проблема не решалась и туалет не закрывали».

О чем забывают сказать посетителям 

О посетителях ресторана Илья отзывается очень хорошо: 

«Люди в KFC? Они в основном счастливые: пришли поесть вкусной курочки, отдохнуть. Но все зависит от времени: если это час пик, то понятно, что не все рады очередям», — говорит Илья и заодно рекомендует посетителям сохранять чеки. С их помощью можно получить скидку 10% при следующем посещении ресторана KFC. 

«На чеке указывается код, который нужно ввести на сайте и оставить там отзыв. Об этом знают не все, а в ресторане посетителям обычно забывают сказать».

Еще одна мелочь, помогающая экономить, — точный заказ клиента.

«Если заказываете, например, кофе, уточняйте количество и размер порции, иначе вам нальют среднюю и вы переплатите за заказ».

Секретный рецепт курочки 

В интернете есть тысячи ссылок и столько же рецептов фирменной курочки из KFC, а в комментариях к рецептам повара утверждают, что именно их рецепт самый что ни на есть правильный. И все же все возвращаются в ресторан «за тем самым вкусом».

Илья замечает, что во время его обучения среди будущих сотрудников ходила легенда, что этот «настоящий рецепт» хранится в двух разных офисах компании и подобрать пропорции специй не удается никому, хотя все 11 ингредиентов в общем-то известны. Бывший сотрудник разделяет любовь посетителей к фирменной курочке ресторана и даже попробовал повторить рецепт полковника Сандерса дома. 

«Где-то с третьего раза у меня получилось подобрать пропорции. Крылья по вкусу очень напоминали оригинал. Домашние иногда просят приготовить такие крылышки, и, что делать, ─ готовлю».

Фото носят исключительно иллюстрационный характер

Наши герои: интервью с дизайнером из Беларуси, чьи шрифты используются во всем мире Наш эксперимент: создаем разные образы для девушек-близняшек