3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Девушка-автоинструктор: «Женщины всегда едут спокойно, не то что мужчины»

Текст: Решко Тамара, 2 марта 6214 10

Интервью с этой девушкой мы хотели начать примерно так: она покорительница минских дорог, сердец курсантов и сотрудников ГАИ — и все в таком же беззаботном духе. Но прямо перед этим разговором наша героиня чудом избежала серьезной аварии, нашла в себе силы приехать на автодром, чтобы упорно отрабатывать с курсанткой неподдающиеся повороты, учить, направлять и командовать.

У нас разговор с инструктором по вождению и директором женской автошколы «Элегия» Еленой Босяковой о том, каково работать в мужском мире, как учить и ломать стереотипы и почему женщины — лучшие учителя. 

Первая женская автошкола в Минске

«По образованию я учитель физкультуры. Однажды села и подумала о том, что люблю больше всего: водить машину и преподавать. И судьба привела меня в автошколу ДОСААФа», — так несколько лет тому назад началась история инструктора по вождению Елены Босяковой. За рулем Елена двенадцать лет, из них четыре года учила водить в автошколе ДОСААФ. За это время подготовила более двухсот водителей. 

Уважение коллег-мужчин девушка зарабатывала не красивыми глазками и приятными разговорами, а делом: в мужском коллективе иначе нельзя.

«Поначалу нам в автошколе давали по пять курсантов. И когда из моих пятерых трое с первого раза сдали экзамен в ГАИ и получили удостоверение водителя, мужчины-коллеги зауважали», — говорит Елена.

С девушкой мы встречаемся на автодроме: здесь она вместе с курсантом Ириной отрабатывает диагональную парковку, «змейку» и заезд в гараж. Получается не с первого, и даже не со второго раза, но Лена терпеливая.

Идея создать школу, где девчонки-инструкторы на понятном языке будут объяснять сложные технические штуки вроде устройства машины или принципа действия сцепления, пришла Елене Босяковой давно: 

«В других странах у людей есть выбор, к кому идти — к мужчине или женщине, ведь многие девушки стесняются мужчин-инструкторов, поэтому и возникла идея: а почему бы и нет? Пусть и в Минске будет такая школа», — рассуждает Елена.

Желающих водить машину среди девчонок невероятное количество, и желание обучаться вождению Лене, как маме двоих детей, понятно: без машины в столице никуда: 

«В семье должно быть две машины: для мужа и для жены. Как маме с маленькими детьми шастать по поликлиникам? На автобусе? Зависеть от мужа и ждать его с работы тоже не с руки. А если он на работе застрянет? Поэтому девчонкам тоже надо водить», — констатирует Лена и тут же попутно направляет курсантку на прохождение «змейки»: «Берем левее, крутим-крутим руль, как только носик машины доходит до фишки, сразу крутим! Ну вот — умница же».

Работу в ДОСААФ Лена вспоминает не иначе как крутую школу для нее самой: 

«Там все четко налажено. Эти принципы я стараюсь и в своей школе привить. Своих инструкторов натаскиваю сама, а найти толковых сегодня не проблема: сейчас многие остались без работы». 

«Девушка за рулем, не торопись»

Сейчас у Елены курсантки, которых до нее учили другие инструкторы и не довели до ГАИ. Так бывает: в какой-то момент курсант бросает учебу, считая, что водить машину точно не его. И во многом это результат неправильной работы инструктора.

Лена на уроках старается сломать приобретенные фобии. Спешка, окрики, маты, а то и приставания — факторы, которые никак не способствуют учебе в автошколе. 

«Лучшие учителя — женщины, — улыбается Лена. — Вы в школах посмотрите: преподаватели — женщины! Мы лучше объясняем, мы терпеливее, мягче, спокойнее. Это при обучении вождению важно. Однажды возле меня байкер остановился и спросил, как я справляюсь, потому что он бы на моем месте поубивал всех курсантов! А я нет: мне нравится, когда на уроке мирная атмосфера».

Несмотря на кажущуюся мягкость, Лена гоняет курсантов снова и снова по неудавшимся элементам: «змейка», диагональная парковка, гараж, опять «змейка». 

«На экзаменах в ГАИ народ сдает эстакаду (по традиции это самый сложный элемент, и многие его боятся), гараж и диагональную парковку. В основном инструкторы и тренируют по этим элементам. Эти упражнения придуманы не просто так, они созданы для того, чтобы курсант почувствовал габариты машины. И на 5-м занятии на автодроме ребята у меня чувствуют себя уверенно».

Разницы в том, кого учить — девушек или парней, Елена не видит, хоть мальчишки и более подкованы технически. Все зависит от скорости реакции, координации движения и возраста. 

«Чем старше человек, тем сложнее его учить: сказывается воспитание, желание проанализировать. А мне надо, чтобы курсант услышал мою команду и сразу же начал делать, а уже потом анализировал, думал и спрашивал. Есть проблемы и со зрением, и вниманием: вот видит вдали зеленый свет и едет! И ведь совершенно не замечает, что на ближайшем к нему светофоре горит красный свет!»

Словно в противовес сказанным словам, на автодром заезжает еще один инструктор автошколы «Элегия»: инструктор Наталья с 20-летним водительским стажем с курсанткой 1947 (!) года рождения. Глядя, как лихо ученица коллеги берет эстакаду, Лена невольно восхищается: 

«Вот что бы ей сказал инструктор-мужчина? А она, видишь, как старается, и получается же!»

Во многом не согласна Елена и с известным стереотипом: «дескать, научишься ездить на "Жигулях" — на любой машине поедешь»: 

«Да неправда все это! Что ж человек себе «Жигули» покупать будет? Нет. Он возьмет современную машину. Ко мне приходят люди после нее и «глохнут», начинают эту передачу куда-то переключать, дергать, какие-то усилия нечеловеческие применять, а у меня ж машинка женская: тут все двумя пальчиками можно делать. Более того, она еще и подсказывает, если сама девушка не научилась чувствовать, чего хочет машина. Вот видишь, стрелка вверх загорелась, значит, надо переключить передачу».

«Поспешуны» на дороге

Отличить манеру езды женщин и мужчин в городе или на трассе Лене не составляет труда: 

«Женщина никогда не будет спешить или выделываться на дороге, ведь зачастую с ней едут дети и срабатывает материнский инстинкт. Женщины спешат, только если действительно опаздывают куда-то».

Мужчины на дороге другие: часто они показывают себя просто так, чтобы покрасоваться, показать машину. Елена признается, что отношение к машинам с буквой «У» в Минске не самое приятное и справедливое. И как перебороть это, Лена не знает. 

«В Московском районе, где расположена моя школа, все уже привыкли, но выезжаешь в другие районы Минска — и начинается: сигналят, торопят курсанта, нет абсолютно никакой вежливости или справедливости. А куда курсанту лететь, если он пока учится?» — недоумевает Елена.

Как инструктору по вождению, Елене часто хочется напомнить всем водителям: соблюдайте дистанцию в городе — часто это может спасти от неприятностей. Лена рассказывает случай, который произошел за несколько часов до съемок репортажа возле станции метро «Могилевская»: 

«Вот сегодня ехали на автодром с девушкой-курсанткой, остановились на светофоре, а сзади на нас летит фура. И казалось бы, опытный мужчина за рулем, но фура груженая, ее несет прямо на нас! Он мне сигналит, а у меня красный на светофоре! И мне пришлось быстро сориентироваться и проехать через несколько полос, чтобы избежать столкновения», — потом в районе станции метро «Могилевская» мы и правда увидим помятое ограждение. Но, несмотря на стресс, Елена не бросила работу в этот день. В таких случаях инструктор советует как можно скорее перебороть себя: «Как только, не дай бог, какое-то происшествие, надо как можно скорее заставить сесть человека за руль снова. Это как с лошадью: упал — снова лезь наверх. Чтобы человек быстрее избавился от страха».

 

Сотрудник ГАИ курсанту друг 

В планах у Елены ввести несколько дополнительных занятий по психологической подготовке к сдаче экзамена в ГАИ, который многие заваливают именно из-за волнения.

«Работа психолога с курсантами будет направлена на то, чтобы они привыкли, не волновались. Я уверена, что сотрудник ГАИ не старается тебя завалить на экзамене и тем самым добавить себе работы, ведь человек придет на пересдачу еще не раз. Но нужно показать экзаменатору то, на что ты способен и что умеешь».

Пока же Лена Босякова дает свой совет курсантам, идущим сдавать экзамен в ГАИ: «Представь, что инспектор, принимающий экзамен, — это твой друг, знакомый, которого нужно куда-то отвезти. Вот он сел и попросил тебя отвезти из точки А в точку В. Представь, что вы едете в клуб, он сидит, объясняет, как до него добраться. Волнение пропадает, будущий водитель мобилизуется и сдает экзамен!»

Фото: Дмитрий Рыщук

«Люди любят халяву, за счет этого и катались» — что водители обычных служб такси думают об Uber и пассажирах Дизайнер рассказывает, как по одежде отличить белоруса от европейца