3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Водитель «е-доставки»: «Иногда клиенты так бесили, что мне хотелось запустить этими продуктами прямо в них»

Текст: Решко Тамара, 8 февраля 23902 69

Услуга «е-доставка» от «Евроопта» в представлении не нуждается: с одной стороны, покупки в несколько кликов, без очередей и экспедиций в магазин более чем удобны, но с другой — сервис по многим позициям проигрывает традиционным походам в гипермаркет. 

 Можно ли сэкономить на «е-доставке», сколько давать чаевых водителю и почему заказ приезжает с безбожными опозданиями? У нас анонимный разговор с бывшим водителем интернет-сервиса Алексеем.

Бесплатный спортзал

Алексей (настоящее имя изменено по просьбе героя статьи ― примечание автора) в компании «Евроопт» в общей сложности проработал пять лет. Трудился на разных должностях, уходил, а в последний раз устраивался именно водителем «е-доставки». Думал, что работа будет временной, а в итоге стала постоянной. 

Леша, однако, не дорос до должности старшего по смене или начальника автопарка. И дело даже не в отсутствии мотивации. Секрет в том, что если ты водитель, то ты водитель в «е-доставке» навсегда. 

«После устройства на работу вам обычно говорят: "Ты тут водитель, ничего другого тебе не светит, о повышении зарплаты забудь. Если водитель работает за пять миллионов, зачем платить больше? Уйдешь ― пожалуйста. Никто не будет тебя держать: на твое место претендуют триста безработных водителей"». 

Алексей бросил работу недавно, говорит, тех денег, что платили в самом начале его работы водителем, не заработаешь и в помине.

«Как только появилась «е-доставка», водителям платили 6% от заказа, плюс зарплата была высокой. Выходило прилично: 15―20 миллионов за месяц, и народ держался за работу. Но потом зарплату порезали, а процент за доставку понизили до 4%. Чтобы вы понимали, с заказа на 250 000 рублей (это минимальная сумма заказа ― примечание автора) водитель получает 10 000 рублей. После этого те, кто за работу держался, просто дорабатывали до конца контракта».

Как только зарплата снизилась до пяти-семи миллионов, водители стали меньше отдыхать, а чтобы успеть развезти побольше заказов за день, ели на ходу, спешили и часто нарушали правила дорожного движения: 

«Одной рукой держишь руль, второй — пытаешься поесть, носишься по городу. Мы работали по полсуток: с 7―8 утра до полуночи». 

Водитель «е-доставки» — это и грузчик, и кассир, и водитель в одном лице ― нагрузка сумасшедшая. 

При таких физических нагрузках многие ребята из «е-доставки» за месяц теряли 10―15 килограммов. Бесплатный спортзал. 

Именно поэтому Леша сам подобную доставку заказывает редко и никому особо такую работу не советует: 

«Знаю, как ребятам тяжело, поэтому я лучше в магазин сам схожу. Тем более, у меня пятый этаж ― им же придется тащить мой заказ на себе». 

Что делать с некачественными продуктами? 

С момента появления «е-доставки» среди клиентов поползли слухи о том, что якобы при заказе фруктов и овощей через интернет овощи приходят самые отборные. Но иногда клиенты жалуются на подгнившие или помятые помидоры, огурцы «некондиция» или яблоки «не такие, как на картинке» на сайте.

«Если товар некачественный, у клиента два пути, — советует Алексей. ― Либо не брать товар и не платить за него. Этим почему-то люди редко пользуются. Может, не знают, что от товара можно отказаться. Либо брать заказ, заплатить за него, а потом позвонить на горячую линию. Обычно в тот же день курьер меняет продукты».

Алексей признает, что в целом сеть все-таки следит за качеством продукции. Но проколы бывают. Например, если у товара скоро истечет срок годности, стараются спихнуть его в первую очередь. Рецепт спасения у покупателей один — все жесточайшим образом проверять: 

«Я каждому клиенту говорил проверять товар прямо при мне. Да, это затягивает время, на одного клиента обычно давалось 10 минут — вместе с погрузкой и всеми проверками и расчетами. Однажды клиент 10 минут только яблоки пересматривал, отказался от апельсинов. В итоге я потерял время, не заработал, потому что заказ на 250 000 рублей уменьшился до ста. Кстати, отсюда у нас опоздания по линии доставки. Где-то 10 минут, где-то все полчаса — и ты уже выбился из графика».

Еще одна хитрость «е-доставки» — взвешивание продуктов: если товар идет на вес — обычно это овощи, фрукты, мясо, ― не сомневайтесь, клиент получит максимально возможный вес товара. 

«На сайте стоит вес. Например, курицу можно выбрать весом от 1,3 до 1,8 килограмма. Сколько ни выбирайте, все равно приедет большая по весу тушка. Тут ничего фактически не сделаешь. Водителю эти килограммы видны, а комплектовщику либо их не видно, либо установка такая: взвешивать по максимуму. Выход: опять же отказаться».

Часто клиенты «е-доставки» жалуются на то, что на маршрутах мало водителей. Алексей объясняет это скорее человеческим фактором: 

«Если с утра заказов немного, на работу выходит мало водителей, комплектовщиков. Однако уже к обеду заказы могут резко появиться, обычно так происходит в понедельник, но водителей на работе нет, и происходят задержки».

Клиенты 

Доставку заказывают самые разные люди, но чаще всего это обычные семьи. 

«80% заказчиков «е-доставки» — это мамочки с детьми. Пожилые и одинокие люди тоже наши клиенты. Это удобно: заказал — и жди, пока доставят до квартиры», ― говорит Алексей. 

А вот состоятельные клиенты попадаются не так уж и часто. 

«Уже по набору продуктов, по сумме заказа я могу судить, к кому еду и в какой дом попаду. Обеспеченные люди часто заказывают, например, креветки, красную рыбку, дорогую икру, ну и сумма заказа — от 700 000 рублей. Но чаевые в богатых домах дают меньше всех».

О сумме чаевых у Алексея отдельный разговор: у белорусов «благодарить» таким образом водителя не принято — «уже за все заплачено, при чем тут водитель?» Средние чаевые в Минске за заказ по «е-доставке» — 20 000 рублей. 

«Иногда оставалась тысяча рублей, и мне говорили, мол, забирайте себе. Ну, что тут сказать: «Хорошо, спасибо», ― смеется Алексей. ― Если заказ оплачивают по карточке, то на какие-то чаевые можно не надеяться. Но, чтобы не соврать, один такой случай был: я тащил то ли на 11, то ли на 5 этаж без лифта десять кочанов капусты. Ее хозяева квасить собирались. Рядом у них был «Евроопт», но заказ они сделали только потому, что в магазине не было такой большой капусты. Расплатились карточкой, я подумал, ну все — надеяться не на что. Но хозяин дома со словами «я все понимаю» предложил 20 тысяч рублей».

Алексей запомнил и самую большую сумму чаевых — 200 000 рублей. 

«В одном доме по улице Октябрьской у меня в путевке значились два адреса: отдал заказ одним клиентам, набираю других, а меня просят приехать в конце моей доставки. Хозяйка была на спектакле и не хотела уходить», — рассказывает Алексей. 

С заказом водитель вернулся в конце маршрута: «У нее небольшой был заказ — тысяч на 400 всего. И она мне протягивает эти 200 000 рублей «за беспокойство» ― да я обалдел! Начал отказываться: все-таки это очень много».

― Были клиенты, которые бесили? 

 ― Разные люди бывают. Чаще всего все мирно проходило. Но бывали случаи, когда с трудом приходилось себя сдерживать: как-то я был еще на складе, а смс о том, что товар в пути, уже ушла покупателю. Клиент не разобрался и решил, что я возле подъезда. А когда он узнал, что я еще даже не выехал со склада, заявил, что ему ничего не надо, и бросил трубку. В итоге я поехал к нему в первую очередь, опоздал буквально на полчаса, но он все равно отказался брать товар».

Почему стоит писать отзывы 

Мы просмотрели практически все 145 страниц отзывов на сайте «е-доставки» и не нашли ни одного отзыва, где клиенты критиковали бы сервис. Только всеобщий дзен и позитив.

«Негативных отзывов не может быть на сайте. Но однажды у меня была ситуация: я не отзвонился клиентке и не успел приехать на склад, как ко мне подходит менеджер и говорит, что у меня плохой отзыв. Полчаса прошло всего! Так что отзывы стоит писать. Может, в конце концов, хоть они улучшат ситуацию».

Народный хит-парад: что звучит у минчан в наушниках Это можно попробовать: самые дорогие блюда в минских ресторанах