24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Испытано на себе: белоруска рассказала, как работа на лайнере превращается в пытку

Текст: Седельник Янина, 23 июня 2015 26

Relax.by представлял себе работу на круизном лайнере как затяжной отпуск и кругосветное путешествие. Поэтому в рассказы про стертые в кровь пальцы, труд без выходных и интернет по тарифу 10 долларов за 100 минут было сложно поверить. Но пришлось. Журналист Янина Седельник на восемь месяцев превратилась в официантку и рассказала всю правду о рабочих буднях на круизном лайнере. 

Работать на круизный лайнер приезжают по разным причинам: выучить английский, заработать денег, попутешествовать по необычным местам, изменить жизнь, попробовать себя в новой сфере деятельности... Все это в той или иной мере можно сделать за один рабочий контракт.

Белорусу попасть на лайнер не так просто — нужно собрать большой пакет документов, пройти минимум два интервью, медкомиссию, получить морскую визу, заплатить около 3 000 долларов. В среднем процесс оформления займет 6–10 месяцев. Для сравнения: один мексиканец получил работу на лайнере, просто написав в Facebook на страничке компании, а в Индонезии и Филиппинах работать на корабль берут людей без образования и знаний английского, но на самую низкую должность — galley steward (сотрудник камбуза) с зарплатой 500 долларов в месяц.

Как правило, в первые месяцы контракта новички держатся на корабле за счет того, что заплатили немало денег и потратили достаточно сил и нервов, чтобы сюда попасть. Один парень из Болгарии, например, продал гитару, чтобы поработать официантом. Еще один товарищ попрощался с машиной.

Других же ничего удержать не может. Никогда не забуду глаза одного россиянина в первые пару дней его контракта. Сказать, что они были по 15 копеек, — значит ничего не сказать. Я, отработавшая уже половину контракта, привыкшая и веселая, парню посоветовала не волноваться сильно и продержаться первые пару месяцев. А через несколько дней увидела его друга из Украины: «Уехал через неделю, не смог…» Кстати, девушки, которые не выдерживали и покидали корабль, сразу по приезде домой, судя по их страничкам в Facebook, выходили замуж.

Первые дни похожи на непрекращающийся холодный душ

Майами

Все начинается с неимоверного стресса. С непонимания того, куда ты попал и что с тобой происходит. Мало кто на корабле знает, какой сегодня день недели. И это совершенно не важно. Важно — сегодня день в порту, в море или в Майами (у каждого корабля свой домашний порт).

Работать «новобранцы» начинают прямо в день прибытия на корабль. Времени на раскачку нет. Прилетел, заселился в отель, на следующее утро тебя забирают на корабль, через пару часов дают униформу — и вперед на баррикады. Вдобавок ко всему в первые дни у новых сотрудников много тренингов, семинаров. Голова просто раскалывается от недосыпа и количества информации. Потом втягиваешься.

Работать по 10–12 часов становится нормой. Если вы приехали трудиться на корабль, забудьте про стабильный рабочий день и обеды по расписанию.

Графики на корабле меняются с дневного на ночной и с вечернего на утренний по мановению волшебной палочки, коей является ваш босс. Собственно, поэтому (да еще из-за ежедневного стресса и большого количества бесплатной еды) 90% сотрудников круизных лайнеров полнеют. Этой печальной участи не избежала и я — восемь месяцев контракта добавили мне восемь килограммов.

На лайнере для сотрудников бесплатно:
1. Еда
2. Курсы (иностранных языков и другие общеобразовательные)
3. Посещение спортзала
4. Проживание
5. Книги и журналы из мини-библиотеки
На лайнере для сотрудников платно:
1. Выпивка в баре
2. Бутилированная вода и газированные напитки
3. SPA
4. Экскурсии вместе с туристами

Будни на круизном лайнере

Мексика

С одной стороны, время идет очень медленно, так как постоянно смотришь на часы. С другой — не замечаешь, как пролетают месяцы и годы.

Готовьтесь к тому, что 24 часа в сутки семь дней в неделю вы будете под надзором. О личном пространстве можно забыть. Например, мой босс не раз видел, как по вечерам я возвращалась из спортзала. В один из рабочих дней ему не понравилось, как я выгляжу. «Янина, ты слишком устала, тебе пора прекратить ходить в спортзал и больше спать», — заявил индиец-ловелас. Тот факт, что я посещаю спортзал в свободное время, его не волновал. К слову, пройти туда можно только по одному общему коридору — не останешься незамеченной.

Выходных дней нет — есть выходные часы

Койка работника

Стоит быть готовым к тому, что на протяжении 6–8 месяцев придется работать без выходных. Коллег, начальников и даже новообретенных друзей придется видеть каждый день. Это порядком надоедает, особенно в конце контракта. Зато у сотрудников есть выходные часы. Если рабочее расписание позволяет, можно не только заняться чем-нибудь на корабле, например почитать, сходить в спортзал и посидеть в баре с друзьями, но и выйти прогуляться в порт.

От интернета придется отвыкнуть. На лайнере он жутко дорогой — 10 долларов за 100 минут, которые из-за ужасной скорости соединения улетучиваются через пару-тройку дней.

Отличный шанс выйти в интернет — словить бесплатный Wi-Fi где-нибудь в порту или зайти в ближайшее кафе, но времени будет хватать разве что на звонок родным и проверку соцсетей. Я могла не выходить в интернет неделями.

Кто они — 1 000 сотрудников круизного лайнера?

Наша команда

Люди — это едва ли не самое интересное из того, что можно увидеть, работая на лайнере. Прежде всего волей-неволей вам придется войти в близкий контакт с соседями по каюте. У меня их было четверо. Дружелюбная белоруска, вскоре переехавшая к своему парню в другую каюту. Бартендер из Таиланда, которая непрерывно ела в каюте тайскую еду. Если увижу ее в толпе — не узнаю, но правила работы на лайнере, которым она меня обучила, пригодятся всем: «Здесь нужно быть актрисой и уметь притворяться дурочкой». Соседкой номер три была педантичная венгерка, каждый месяц меняющая парней, а последней — практичная идеалистка из Чехии, в 22 года купившая собственный дом.

Также вы будете много общаться с коллегами по работе. Но на хороший коллектив надеяться лучше не стоит.

Люди из разных стран с разным уровнем образования приехали на корабль с одной главной целью — заработать денег. Уважительное отношение, вежливость и прочие атрибуты нормального коллектива отходят на второй план.

Многие сотрудники, особенно выходцы из Индии, Филиппин и Индонезии, высшего образования и вовсе не имеют. А заработанные деньги для них очень важны, так как в своих странах за 10 000 долларов они вполне смогут открыть собственный бизнес или купить небольшой домик. Базовая зарплата официанта на корабле составляет 940 долларов. Остальное — чаевые (в месяц от 50 до 300 долларов). Но, чтобы их получить, придется побегать и не раз столкнуться с подставой от так называемых коллег.

Сейчас около 85% читателей подсчитали, что 1 240 долларов для среднестатистического белоруса — неплохой заработок. Минус оплата проживания и питания. Однако вместе с данной суммой принимайте в расчет полное отсутствие выходных, свободы, необходимость чистить тонны грязной посуды и таскать тяжести каждый день. В общем, поймете, только когда попробуете.

На корабле всегда прав не только клиент, но и начальник

Моим первым боссом был индиец, проработавший в компании около 20 лет. Его имя переводится с французского как «Жаба», и он вполне ему соответствует. Он проработал с нами всего пару месяцев, но до сих пор вся наша команда вспоминает эту личность скрипя зубами. Я коллекционировала его высказывания, как юмористы — хорошие шутки.

Индиец: Приходить на службу можно максимум на пять минут раньше! Я не хочу, чтобы босс ругал меня за то, что вы работаете больше положенного! И если идете в туалет, выключайте рабочее время!

Я: Сэр, но на прошлом собрании вы сказали не выключать рабочее время, если нужно сходить в туалет. Так что же делать?

Индиец: Янина, вы хотите поиграть в юристов? Я тоже могу быть юристом и сделать вашу жизнь на корабле намного тяжелее… (Через пару минут всем.) Хорошо, если идете в туалет на две минуты, не выходите из системы, если на десять — выключайте свое рабочее время*.

*Все сотрудники лайнера перед началом смены обязаны сделать clock in, то есть включить свое рабочее время, а после ее окончания — clock out, то есть выйти из системы. Это необходимо, чтобы контролировать персонал.

Босс номер два, также индиец, запомнился тем, что постоянно паниковал и приставал к сотрудницам. И его нисколько не смущал тот факт, что дома остались жена и четырехлетний сын. Мне он по сто раз звонил во время работы и приглашал на свидания, другой сотруднице из Беларуси дарил вино, а чешке — цветы. Но его ухаживания увенчались успехом только в конце рабочего контракта — удалось соблазнить одну индийскую хостес.

Удается ли сотрудникам круизного лайнера путешествовать?

Острова Теркс и Кайкос

Остров Халф-Мун-Кей, Багамы

Острова Теркс и Кайкос

Острова Теркс и Кайкос

Судите сами. Для начала никому нельзя просто так подняться на корабль или покинуть его. Каждый раз все сотрудники обязаны пройти специальную проверку. Нужно просунуть свой ID (временный паспорт) в специальный ящик, который зафиксирует, что именно ты и именно в такое время уходишь с корабля. Далее необходимо открыть сумку, чтобы показать секьюрити, что в ней нет еды и других запрещенных для выноса вещей. Затем нужно дать себя обыскать — и можно идти. В Майами процедура отличается тем, что проверяющему необходимо показать еще и свою временную иммиграционную форму. На обратном пути процедура повторяется. Весь процесс занимает от двух до 10–15 минут. Плюс к некоторым портам с корабля туристов и сотрудников доставляют тендеры — из-за мели судно не может пришвартоваться. Это занимает дополнительные 15–30 минут. По времени вроде не так уж и много, но, если на выход в порт у тебя всего полтора часа, и пять минут имеют значение.

Тем не менее за восемь месяцев контракта мне удалось посмотреть Ямайку и даже побывать в доме Боба Марли — легенды этой страны. Я увидела главные достопримечательности Нассау — столицы Багамских Островов, осмотрела острова Теркс и Кайкос, Кайман, Халф-Мун-Кей (входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО), Косумель (Мексика). В США наш корабль останавливался на острове Ки-Уэст и в Майами.

В доме-музее Боба Марли, Ямайка

Ямайка

Совет для тех, кто едет не только работать, но и путешествовать: составьте список мест, где хотите побывать. Можно сделать это заранее дома: почитать в интернете обо всех портах, в которые заходит корабль, и отметить самое интересное. Можно уже на лайнере полистать журнал экскурсий для туристов, поговорить с сотрудниками.

Об отношениях на лайнере

«Давай просто полежим вместе. Я обещаю, что не буду к тебе приставать. Максимум — обнимать…» Это не фраза из американской комедии для подростков, а реальность корабельной жизни. То ли от тяжелой монотонной работы, то ли из-за замкнутого пространства все парни на корабле превращаются в ярых самцов и охотников за женскими юбками. Так что желающие найти парня или девушку на время контракта могут сделать это без особого труда. Но чаще всего подобные отношения заканчиваются в день списания с корабля.

Вариантов для романтического времяпрепровождения на лайнере не так уж много. Обычно парочки дислоцируются в одном из баров для персонала, на открытых палубах, в опустевших столовых или в своих каютах. Пригласить девушку на свидание можно, только если лайнер стоит в одном из портов и рабочее расписание позволяет. И стоит подготовить себя к тому, что свою корабельную вторую половинку вы будете видеть каждый божий день. Ведь, как мы помним, личного пространства на лайнере не существует.

Хотя есть и настоящие романтические истории. Пример тому — пара белорусов, которые встретились на корабле, спустя несколько лет поженились и продолжают работать на лайнерах. Или моя любимая пара — милашка Паула из Канады и ее бойфренд сексапильный мексиканец Хосе.

Фото: Янина Седельник, google.com

Смотрите также:
Салоны красоты в Минске

Маникюр в Минске

SPA-салоны в Минске
Репортаж: как за две недели научиться парковаться по миллиметрам и правильно тормозить Минский стимпанк: кофемашина, холодильник и телефон из альтернативного будущего от звезды AdMe
Этот сайт использует cookies
Понятно