3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Ближайшее будущее пива: мы станем пить больше крафтов и полюбим безалкогольное. Специальный репортаж с «Аливарией» из Копенгагена

Текст: Блищ Денис, 1 июля 3215 1

Казалось бы, какая прозаическая штука — пиво. Напиток, известный уже несколько тысяч лет, любят многие и сейчас: в пабе или под футбол у телевизора, на стадионе или концерте, в большой или маленькой компании. Однако пиво — напиток непростой в приготовлении: производители направляют большие средства и силы на разработку и варку сортов, проводят серьезные исследования и шаг за шагом добиваются лучших результатов. Невероятно, но факт: в каждом пиве любой марки есть немного от Carlsberg, подарившей миру особенную дрожжевую культуру. Стандарты этой компании во многом являются стандартами пивоварения на всей планете, и Relax.by было особенно любопытно подсмотреть, как рождается легендарное пиво у себя на родине в Дании. Благодаря белорусской «Аливарии», входящей в состав Carlsberg Group, это стало возможным. Специальный репортаж из Копенгагена!

В Датском королевстве все спокойно. Десятки тысяч людей каждое утро садятся на свои велосипеды и катят на работу под лучами сурового северного солнца. Здесь чаще пасмурно, но нам повезло с погодой: за время нашего пребывания в Дании лишь однажды прошел небольшой дождик, а в целом было тепло и комфортно.

В портфеле Carlsberg 140 брендов, — говорит Эгле Гинтаутайте, менеджер по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям. — Из них 13 — у белорусской «Аливарии». Обеспечивает работу компании в 150 странах около 47 тысяч человек, а на предприятиях, связанных с Carlsberg, трудится порядка полумиллиона.

Госпожа Гинтаутайте напоминает, что в Беларуси «Аливария» сотрудничает с «Белсолодом», и благодаря присутствию интернациональной корпорации у последнего появились хорошие экспортные возможности. «Аливария» в свою очередь является одним из крупнейших налогоплательщиков нашей страны: только в прошлом году предприятие заплатило в казну около 700 миллиардов рублей.

Carlsberg необычная компания хотя бы потому, что до сих пор управляется Carlsberg Foundation — специальным фондом, — продолжает Эгле. — Этот фонд имеет долю 30% в компании и обладает решающим количеством голосов среди акционеров. Такое устройство компании является ее краеугольным камнем, заложенным еще основателем. Так как фонду непосредственно подчиняется лаборатория, главой фонда является не бизнесмен, а ученый. Фонд регулярно поддерживает культурные и образовательные проекты, содержит музеи — размер финансовой помощи напрямую зависит от прибыли пивоваренной компании.

Завод Carlsberg занимает целый квартал недалеко от центра. Это самое высокое место в городе, по-датски возвышенность пишется как «berg». Вторая составная часть названия всемирно известной компании — имя сына ее основателя Якоба Якобсена — Карла. Карл не очень-то хотел заниматься пивом, но жизнь заставила: отец ушел рано, оставив на плечах отпрыска большое предприятие и уже сильный к тому времени бренд. Сын пиво все же полюбил и вложил свою душу в дальнейшее процветание компании.

Мы идем к центральной части предприятия, ее старинной лаборатории, где нам расскажут о рождении пива на научном уровне. Территория предприятия сейчас представляет из себя одну большую стройку: на месте старых зданий вырастет суперсовременный квартал для жизни и работы, но особо ценные здания останутся. К их появлению приложили руки сами отцы-основатели, а в Carlsberg, похоже, связь с корнями ценят.

Якоб Якобсен никогда не видел свою лабораторию, — говорит Оле Олсен, руководитель лаборатории прикладных исследований. — Но, конечно, его дух здесь присутствует. Слева вы видите подразделение, занимающееся химией, а справа — биологией. Важный момент: основатель компании решил, что штатные профессора лаборатории будут жить здесь же.

В конце XIX века в лаборатории Carlsberg была создана уникальная дрожжевая культура, по распоряжению фонда ставшая достоянием научного мира и всех пивоваров планеты. Несколько лет назад ее восстановили, чтобы приготовить партию так называемого «отца всех лагеров» — самого первого сорта пивоваренной компании. Об этом рассказывает главный пивовар компании Эрик Лунд:

Для того, чтобы возродить оригинальную культуру дрожжей, мы искали сохранившиеся бутылки с пивом, произведенные между 1883 и 1885 годами. Бутылки были найдены в старой пивоварне, в них имелось буквально несколько клеток живых оригинальных дрожжей. Так начался проект восстановления того самого лагера, закончившийся к 18 мая, дню рождения Carlsberg Foundation.

Нам предлагают его попробовать — с тем самым вкусом, который радовал людей, живших почти 150 лет назад. Вкус насыщенный, «квасной», очень непохожий на то пиво, к которому мы привыкли сейчас. Восстановленным лагером, к слову, баловались не только мы, но и королевская семья Дании — хоть и в разных местах и времени. Приятно.

Мы долго подбирали «правильный» солод, начав поиск ячменя по всему миру. Идеальный сорт нашелся на Шпицбергене в «хранилище судного дня» — специальном фонде сельскохозяйственных культур, созданном на случай глобального катаклизма. И в остальном цикл производства был максимально приближен к оригинальному.

Мы идем дальше. Нам показывают оранжереи, где ученые и их студенты занимаются выведением новых сортов ячменя. Для растений созданы разные климатические условия и даже «поры года»: ранняя весна, жаркое лето, поздняя осень, зима. Поиск идеального сорта для конкретных видов пива продолжается бесконечно, это только кажется, что напиток с годами никак не меняется: если попробовать условное «Жигулевское» из 80-х и 2000-х, вкус будет сильно отличаться. Магия!

Что же будет с пивом в ближайшие годы? За всех пивоваров, наверное, ответить сложно, но за Carlsberg нам рассказал Каспер Элбьорн, медиадиректор корпорации.

Это новая стратегия на ближайшие 6 лет, она коснется и Беларуси в том числе. Во-первых, мы нацелены на укрепление своих позиций в тех странах, где присутствуем и занимаем 1-е или 2-е место по реализации. Это не значит, что мы не хотим стать в принципе №1 на планете, но основная цель — это укрепление существующих позиций за счет центральных брендов. Во-вторых, Carlsberg нацелен на развитие крафтового пивоварения — вслед за США специальное пиво может занять до 10% рынка. Благодаря своим возможностям мы можем предложить более высокое качество, чем мини-пивоварни, не обладающие столь большой экспертизой. В-третьих, мы уверены в быстром росте безалкогольного пива: у него много поклонников среди молодого поколения.

Еще два года назад 70% датчан в принципе отрицали возможность употреблять безалкогольное пиво, — подтверждает слова коллеги Джулиан Марсили, отвечающий в Carlsberg Group за соответствующий продукт. — Но сейчас ситуация кардинально меняется. Людей, не готовых покупать пиво без алкоголя все меньше: по нашим оценкам их осталось около 20%. Надо отметить, что в Восточной Европе и в Беларуси в том числе эти процессы не столь стремительны, но тоже наблюдаются. С другой стороны, в таких странах, как Чехия, Германия и Испания, безалкогольное пиво имеет уже около 10-15% рынка.

Джулиан Марсили не питает ложных иллюзий относительно общего отношения к безалкогольному пиву. Да, его в основной своей массе не любят и считают плохой копией «настоящего» напитка, однако у Carlsberg на этот счет имеется своя стратегия:

В нашу задачу входит научить людей, что безалкогольное пиво — это самостоятельный продукт, имеющий совсем другую культуру потребления, нежели ту, к которой мы привыкли. Ведь как считается: люди пьют «нулевое» пиво тогда, когда не могут позволить себе обычное: например, потому, что им предстоит поездка за рулем. Мы хотим донести до потребителей, что безалкогольное пиво не требует каких-то определенных обстоятельств. Его можно выпить за обедом, на вечеринке, в парке — в любой ситуации, когда вам хочется что-то вкусное. А безалкогольное пиво теперь вкусное, попробуйте.

Впрочем, хотя глобальная стратегия Carlsberg касается в том числе Беларуси, в компании понимают, что смена схемы потребления в нашей стране произойдет позже, чем во многих других. Тем не менее родная «Аливария» плотно вплетена в структуру материнской компании: специалисты всех направлений проходят обучение в структуре Carlsberg, участвуют в различных программах и семинарах и, конечно, перенимают передовой датский опыт.

Фото: Антон Мотолько


Новости Relax.by в твоей ленте! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте.

Накануне бала: как проходят последние приготовления в новом ТРЦ Galleria Minsk на Немиге Девушки в купальниках и прыжки с вышки: репортаж с главного хипстерского мероприятия — арт-пикника FSP