3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Как это работает: служба такси в час пик

Текст: Шулякова Нина, 29 апреля 2015 4240 12

Relax.by командировался по ту сторону телефонного провода, чтобы раз и навсегда выяснить, как работает служба такси. Мы побывали в диспетчерской в самое горячее время, разузнали, как обеспечивается бесперебойная работа службы и в довесок анонимно ее протестировали.

ТАКСОПАРКИ — ПРОШЛЫЙ ВЕК

Для теста мы выбрали одну из самых крупных диспетчерских служб — такси «Столица 135» и «Престиж», офис которой находится на переулке Козлова, 7а.

Подъезжая, мы, откровенно говоря, рассчитывали увидеть настоящий таксопарк, как в советских фильмах: желто-шахматный и гудящий. Но нас ждало разочарование.

— Что вы, таксопарки — прошлый век, — рассказывает специалист по работе с водительским составом. — Уже давно наши водители не привязаны к стоянке и работают удаленно и самостоятельно. Ведь вместо радиостанций они используют смартфоны со специальной программой, позволяющей самостоятельно отмечаться на службе. А также выбирать место получения заказа, учитывая (опять-таки с помощью программы) то, сколько автомобилей уже находится в конкретном районе.

С диспетчерской такси «Столица 135» и «Престиж» сотрудничает около 1 680 водителей. Что любопытно, 37 из них — женщины.

КТО ВОЗИТ И КАК ДЕЛИТСЯ ГОРОД

Чтобы попасть на работу в такси, водитель должен приготовиться побегать. Потенциальному сотруднику лучше ознакомиться с пошаговой инструкцией: где и какие курсы пройти, какие документы подготовить, как пользоваться счетчиком. Решение о том, как работать (на условиях ИП или как наемный работник), принимает сам водитель.

После официальных курсов «Минсктранса» и сбора документов следует прийти в офис диспетчерской службы, где проводят собеседование по определенным правилам. На Козлова, например, вам предложат пройти специальное тестирование, с помощью которого вы сможете доказать, что хорошо ориентируетесь в городе.

— У каждой службы такси карта города разбита на маленькие районы: Бульвар, Новинки, Комаровка, Калинина... И сделано это так, чтобы один район водитель мог охватить за семь минут (без пробок). Отсюда среднее время подачи такси «Столица 135» и «Престиж», равное как раз семи минутам.

Когда тест пройден, водителя отправляют на дневной инструктаж, где опытный сотрудник посвящает новичка во все тонкости профессии — около двух часов говорит про внутренние моменты работы, а после обучает пользованию смартфоном. В результате человек получает разрешение разместить логотипы диспетчерской на своей машине. Испытательный срок — один месяц.

Финансовая регулировка для водителя следующая: он должен платить службе такси абонентскую плату, а также берет на себя налоги, страховки, расходы на содержание машины и счетчика, топливо. Остальное заработанное — в собственное пользование.

Самому юному таксисту службы 21 год. Самому пожилому — 75. Вся информация о водителях и их авто находится в специальной базе. Кроме стандартных имени-фамилии сотрудника, марки, года выпуска, цвета, номера машины там указаны и другие данные: наличие в салоне детского автокресла, Wi-Fi или терминала; знание водителем иностранного языка или наличие шенгенской визы — если пассажир опоздал на поезд.

ПРИЧУДЫ КЛИЕНТОВ

Водитель со стажем Юрий, которого мы встретили в офисе, утверждает, что среднее количество клиентов в день — 10–14 человек:

— В основном молодежь, до 30. Куда чаще девушки. Их, как правило, забираю из клубов и ресторанов. Мужчины обычно возвращаются с баров выпившие либо опаздывают на встречу. Бывает, что не платят, чаще женщины: оставляют какую-нибудь безделушку в залог — и с концами.

Также Юрий доверительно сообщил, что пассажирки время от время делают ему предложения «итригующего характера», но мы оставим это на совести весны и самого Юрия.

Особых причуд у минчан и гостей столицы не замечено.

— Разве что девочки могут позвонить и попросить «только красную» машину или какой-то определенной марки и года выпуска — покрасоваться перед друзьями, — говорит диспетчер. И уточняет: — Вся наша работа компьютеризирована и автоматизирована: заказ отправляется водителю, который первым записан в районе. Мы учитываем пожелания клиента и обеспечиваем по возможности необходимым.

В среднем на телефонах в диспетчерской такси «Столица 135» и «Престиж» одновременно сидит около 14 операторов. На выходных — до 25. Звонки поступают каждую минуту. Только в самую спокойную буднюю ночь интервал между ними может составлять от 8 до 10 минут, но это большая редкость.

— В выходные и праздники диспетчеры почти не покидают рабочих мест. Максимальная длина очереди — до 30 человек. Распределяем этих 30 клиентов на наших 25 диспетчеров — и получаем самое долгое время ожидания: минуты полторы.

Вообще в час пик схема работы понятная и прозрачная: программа равномерно распределяет звонки между диспетчерами, а те, в свою очередь, отвечают и с помощью той же системы распределяют машины по клиентам. Дальше информация о заказе передается на смартфон водителю.

Кстати, подмеченный Relax.by факт вам на заметку: можно подключить бесплатную услугу «Почетный клиент». Вы сообщаете диспетчеру от одного до трех адресов, которые могут храниться в базе под кодовыми названиями «Дом», «Работа» или «Любимый». Иногда это помогает избавить вас от лишних деталей, когда не до них: не утруждаясь запоминанием адреса, говорите индивидуальный номер и бросаете короткое «Домой» — и система ориентируется, откуда вас забрать.

КОНТРОЛЬ НА СОВЕСТИ

Как бы ни проверяли водителей, основной контроль все равно остается на совести таксиста. Практически единственная мера со стороны службы — обзвон и опрос пассажиров из категории «Как вы оцениваете качество нашей работы?». Подобное исследование, по словам службы такси, проводится каждый день.

По-прежнему актуален вопрос езды «не по чекам». Сами таксисты признают, что отключенный счетчик и отсутствие чека — темное пятно на репутации, вывести которое сложнее всего. Служба узнает о нарушениях в основном от дорожной инспекции или из жалоб людей: «Сейчас клиенты подкованные пошли. Знают: нет чека — нет денег».

P. S. АНОНИМНАЯ ПРОВЕРКА ОТ RELAX.BY

После беседы со специалистами и диспетчерами мы решили в целях эксперимента вызвать себе такси и протестировать службу инкогнито. В час пик висели на линии чуть меньше минуты. Машина приехала через минуты четыре. Путь от парка Челюскинцев до «МакДональдса» на Немиге стоил нам 70 тысяч. Без нашей просьбы чек не предложили, но оставим это на совести часа пик и трех нервных пробок.

По пути водитель рассказывал нам о сложности работы около вокзалов, где «своя такса и свои люди», о том, что частники оккупировали заведения вроде Blackhall Bar и Dozari, «рядом с которыми и не встанешь толком». И еще — о сложностях работы с иностранцами.

По словам диспетчерской службы такси «Столица 135» и «Престиж», иностранными языками владеет около 1 000 сотрудников. Мы спросили водителя Андрея о том, что он делает, если пассажир — иностранец.

— Ну что? Бекаем-мекаем как-то. Хотя я с иностранцами нечасто сталкиваюсь. Когда приходится, звоню родственнице, которая помогает перевести.

На случай, если Минск будет и впредь встречать гостей из-за моря, водителей призваны спасти разговорники, которые диспетчерская служба такси «Столица 135» и «Престиж» выдавала работникам накануне чемпионата мира по хоккею.

Справка Relax.by:
Что нужно сделать, чтобы стать таксистом?

  • Трудоустроиться в одну из многих специальных транспортных компаний (так называемые фирмы-перевозчики) или стать индивидуальным предпринимателем;
  • иметь удостоверение водителя такси — специальное свидетельство о получении первичных знаний и навыков. Выдают его в обучающих центрах;
  • оформить автомобиль, на котором вы будете работать. Все машины-такси обязательно получают вторые государственные номера (так называемый тип 13) в органах ГАИ;
  • установить таксометр;
  • для полноценного подключения таксометра обязателен плафон такси;
  • пройти технический осмотр. Он ничем не отличается от обычного, только срок действия — шесть месяцев независимо от возраста автомобиля;
  • оформить специальную страховку для автомобиля-такси (тип А6 или М1);
  • выбрать диспетчерскую службу — предприятие, которое будет обслуживать вас и предоставлять заказы на перевозку пассажиров.

Инструкция взята на сайте www.itax.by.

Фото: Евгений Ерчак
7 книг, которые должен прочитать каждый белорус, от издателя Игоря Логвинова Куда пойти на выходные 1–3 мая: гонки на собаках, настоящее родео, уличные театры и скульптуры из песка