3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Александр Кашперов: «Я всю жизнь страдаю от того, что говорю правду»

21 июня 2011 325

11 июня актер Александр Кашперов отметил 65-летие. «Друзья обрадовались, что со мной снова выпить можно: подарили мне на день рождения много разного спиртного», - заинтриговал в самом начале разговора мой визави.

- Александр Борисович, зная, что вы человек с хорошим чувством юмора и умеющий разыгрывать собеседников, предполагаю, что это шутка?

- Вы не поверите: я не пил 30 лет! Но как сходил на ток-шоу «Судьба», которое ведет доктор Сайков, рассказал свою историю, и все - «развязался»! (Смеется.)

- Ну, так как вы «развязались» - понемногу для души, думаю, ничего в этом страшного нет. А история о том, как вам удалось бросить пить, наверняка для многих станет показательной.

- Было время: злоупотреблял сильно. Это очень мешало работе. Однажды, накануне хорошо отметив 7 Ноября, я вышел на сцену, и у меня стала отниматься речь. Завтруппой вызвала «Скорую», и доктор - старичок лет семидесяти, похожий на Айболита, сказал: «А вы пить больше не будете». И, правда, после этого я больше не пил - как отрезало. Не могу понять, как у него получилось.

- А, правда, что женщины - ваша слабость?

- А как иначе? (Смеется.) Состояние влюбленности помогает творить. (Задумался.) В молодости, помню, мы смотрели фильмы про любовь: мужчина ради любви к женщине шел не предательство, изменял Родине. Вот это чувство! Наверное, я поступил бы так же…

В духе коммунизма-социализма.


- Вы воспитывались в интеллигентной семье: у мамы было консерваторское образование, отец - театральный актер. К тому же у вас дворянские корни…

- Воспитываясь в творческой среде, я выбрал эту стезю, но основное мое мировоззрение сформировалось в школе. Я ходил в СШ № 4, где учились дети номенклатурных работников: Сурганова, Мазурова, Раханова, Марцелева… Педагоги вдалбливали нам в голову принципы коммунизма-социализма, и я свято верил всему, что они говорили. Когда же вышел из стен школы и столкнулся с реальной жизнью, у меня был шок.

- Какие несоответствия сказанного педагогами и реальной жизни вас шокировали?

- Нас воспитывали в духе патриотизма и, главное, вбивали, что советский человек должен быть честным и обязан всегда говорить правду. На деле оказалось, что правду говорить нельзя: я всю жизнь страдаю от того, что говорю как есть. Я всегда критиковал советский строй, меня даже вызывали на ковер к партийным боссам, но я не открещивался от своих взглядов и в партию никогда не вступал. А те люди, которые бравировали партбилетами, стояли в первых рядах строителей коммунизма и били себя в грудь, очень быстро поменяли свои взгляды и стали креститься, как только ветер подул в другую сторону…

- И сегодня страдаете?


- Сегодня уже спокойнее стал.

- Получается, из-за ваших взглядов у вас до сих пор нет звания?


- А давайте лучше поменяем тему…

- Тема правды задела… Все-таки вы, наверное, не просто так выбрали профессию актера, которая, как считается, позволяет на сцене и на экране иногда делать такое, что, может быть, в повседневной жизни никогда не довелось бы пережить…


- Может быть…

- Почему Маланкин не взял вас на свой курс, когда вы поступали в театральный институт?

- Владимир Маланкин сразу взял меня в театр - в ТЮЗ - со словами: «Зачем вам учиться? Вы - готовый артист». У меня была очень хорошая подготовка после детской студии при телевидении и театральной школы при Купаловском театре. Потом, правда, я поступил в БТХИ, но после перевелся в институт культуры: было смешно, что преподавали у меня коллеги, с которыми я работал в театре.

Ремесло, а не искусство.

- Чего, на ваш взгляд, не хватает белорусскому театру? Вы же сами говорили, что с ремесленничеством у нас нормально, а вот до искусства мы недотягиваем.

- Падает и мельчает уровень драматургии и режиссуры. Сегодня что ни пьеса - прямолинейно, в лоб, пошло, нет подтекстов и вторых планов как у Макаенка, Короткевича, Дударева. И артисты разбегаются кто в бизнес, кто еще куда: с курса Алексея Баталова в театре осталась только Лена Одинцова. Это грустно.

- Почему же для режиссерского дебюта вы выбрали легкий жанр - водевиль, когда несколько лет назад в Театре-студии киноактера поставили «Ограбление в полночь»?

- Чтобы показать актеров. В спектакле они поют, танцуют, все вживую, никаких фонограмм и микрофонов. Но, признаюсь, если будет возможность еще раз поставить спектакль, я хотел бы поработать над рассказами Чехова.

- Вы много снимаетесь в кино. Может, вас режиссеры уже без кастингов приглашают на роли?


- Нет, даже Андрей Кудиненко, с которым мы давно знаем друг друга, на роль генерала в фильме «Масакра» выбрал меня по кастингу. Хотя я не могу похвастаться хорошей интуицией, но в этом случае чувствовал: буду сниматься! Я очень хотел сняться в «Масакре». Это необычный фильм, один из лучших за последнее время. Кастинги проходят постоянно, но, к сожалению, сегодня последнее слово не за режиссерами, а за продюсерами, поэтому надеяться впустую на какие-то роли я не вижу смысла. Лучше расскажу о своих работах постфактум.

- Вы почти или даже совсем не отдыхаете. Как и где в таком случае черпаете вдохновение?

- С детства во мне заложили любовь к симфонической музыке, и я стараюсь не пропускать концерты в филармонии. Слушая классику, отдыхаю душой, заряжаюсь энергетикой, у меня даже нормализуется давление: было проверено специалистами!

Сергей Алейников. Лучший белорусский футболист Эксклюзивное интервью с экс-солисткой группы Топлесс