3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

День кукольника с Ириной Рожко

Текст: Ходосевич Настя, 20 марта 2013 805

Кукла — первая игрушка. Мы ее одушевляем, и она становится нашим другом. Особенно любимая та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена фантазия и история человека. Ирина Рожко — кукольный мастер, руководитель Мастерской авторской куклы. Она уже много лет занимается этим ремеслом. Ее ученики успешные долмэйкеры, а их куклы украшают дома во всем мире и постоянно путешествуют по выставкам. К Дню кукольника, 21 марта, relax.by решил приоткрыть завесу тайны  невероятно красивого искусства — создания кукол своими руками.
 


Как и с чего началось увлечение куклами?

Наверное, у каждого все начинается с самого детства, когда мы о чем-то мечтаем, чего-то хотим, чего у нас нет. В советские времена красивых, длинноногих кукол с роскошными волосами в ярких костюмах почти не было. Я жила недалеко от магазина «Матрешка» и, возвращаясь со школы, часто специально сворачивала в сторону магазина, чтобы посмотреть на витрины и помечтать: «хочу эту, хочу ту». Приходя домой, бралась за свои куклы. Им придумывала прически, пыталась делать обувь и шить платья. Только тогда у меня не было ни навыков, ни материалов. Сегодня я постоянно совершенствую первое и без труда приобретаю второе.



Как появляются образы Ваших кукол?

Идеи возникают по-разному. Иногда бывает, увидишь кусочек ткани и подумаешь: «Из нее получатся отличные штаны для гнома». То есть получается, что отталкиваешься от определенной детали. А бывает, что и от материала, например, достаточно трудно подобрать подходящий материал для бороды. И когда такой находишь, начинаешь представлять образ, который будет носить эту бороду.

Часто это образы героев, навеянные художественными произведениями. Пока читаешь книгу, образное мышление упорно работает и в результате получается новая кукла.

А иногда бывает, видишь кого-нибудь в общественном месте и исподтишка фотографируешь. Просто порой случайно на улице встречаются такие яркие колоритные лица, необычные, гротескные, безумно интересные. Хорошо, что современные технологии позволяют делать такие маленькие хитрости тайком.



Какие куклы у Вас заказывают чаще всего?

В последнее время это портретные куклы. Очень любят сотрудники принести фотографию начальника и попросить сделать его портрет. Получается оригинальный подарок и приятный сюрприз. А многие хотят, чтобы в их доме жили такие персонажи, как домовые и гномы, сидели где-нибудь и охраняли семейный очаг. Есть любители театра дель арте. Это образы шутов, коломбин, пьеро. Эта тема неисчерпаема, она понятна всем, не перегружена мыслью и всегда хорошо смотрится в интерьере.



Какие куклы труднее делать?

Сложнее делать что-то на заказ, потому что перед тобой стоят определенные требования и их нужно выполнить. Особенно ответственно делать портретные куклы. Нужно не обидеть человека и воссоздать его реальный образ. Необходимо найти золотую середину между двумя этими позициями и сделать так, чтобы персонаж действительно был похож на своего прародителя. Я люблю изображать современного человека в исторических декорациях. Например, в королевской мантии или в каком-нибудь костюме времен Генриха VIII.



Отличается ли творчество кукольных мастеров разных народов? Чем?


Конечно, отличается. Я считаю, что у каждой страны есть свое лицо. Музыканты пишут разную музыку, художники рисуют пейзажи своего мира. Когда я общаюсь с кукольниками разных стран, я сразу могу определить, кто откуда. У всех есть ярко выраженные особенности. Например, у голландцев все куклы троллепободные. Даже если изображен человек, он все равно будет напоминать тролля. У прибалтов необычная стилизация лиц, они все вытянутые и сухие. Русские куклы в основном смешные, гротескные, а белорусские — скромные.



Что для Вас Ваши куклы?

Когда я сделала куклу, я уже все ей сказала, то есть мне ее можно отдавать и расставаться не трудно. Но, тем не менее, есть у меня несколько кукол, которые упорно не хотят от меня уходить. Они так и путешествуют с одной выставки на другую. В них вложен какой-то определенный период моей жизни, с которым я не могу расстаться. Но дома в принципе я куклы не накапливаю. Я считаю, что когда кукла уходит, она просто уступает место другой.


 
Что представляет собой творчество кукольного мастера?

Это очень серьезная работа, которая требует большого терпения и четко поставленной цели, потому что одна кукла делается от одного месяца до одного года. Нужно хорошо знать, чего хочешь, и идти к этому, не сворачивая. Тогда обязательно добьешься результата. Делать куклу — это то же самое, что лепить скульптуру. Она должна иметь свою историю.
Это непростая работа. Она требует от мастера много терпения, концентрации и физических усилий. Также нужно много разных умений, начиная от лепки заканчивая знаниями анатомии человека. Еще вам нужно будет нарисовать кукле лицо, сшить одежду и обувь. Поэтому все, что вы умеете: шить, вязать, вышивать крестиком, рисовать — все вам пригодится. Все умения складываются, и получается результат.
 

Ассоциации: Денис Курьян Интервью с режиссером Сергеем Катьером