3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking camera car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Главный часовщик Беларуси: «Когда часы идут, их никто не замечает»

6 октября 2015 3332 1

Раньше по городским часам сверяли время или назначали под ними встречи. Сейчас зачастую все смотрят время в мобильных телефонах, а городские часы стали важным элементом архитектуры, который составляет дизайн города. О самых известных минских часах нам рассказал Александр Кокаровцев, директор ЧПУП «Техномакет», который с 2000-х годов ремонтирует главные городские часы по всей Беларуси.

«Часы — это такая вещь, которую не замечают, если они правильно идут. Даже по своему опыту могу сказать, что их вторая функция — не идти: тогда они возмущают общество. А механизмы, которые исправно работают — это даже неинтересно».

Часы в башнях возле вокзала

Одни из самых больших и известных часов Минска. Их поставили туда в 50-е годы при постройке «Ворот Минска» одновременно с башнями. К слову, часы находятся только в одной правой башне, на второй — герб. Эти механические часы приходилось регулярно заводить: шнурок с грузом в этих башнях ходил вдоль лифтовой шахты на пять-шесть этажей вниз. Его раз в неделю поднимали и груз разматывал часы.

На самом деле, механические часы — это довольно простая вещь, и если они правильно сделаны, то могут идти веками, так как ломаться там в принципе нечему. Груз постоянно тянет барабан, а маятник в часах является метрономом — у него своя частота колебаний, а анкерное колесо перещелкивается с частотой, которую он (маятник) задает. Дальше это колесо ограничивает скорость размотки барабана, который тянет груз, и они постоянно немножко поворачивают стрелку.

Сейчас в городах отказываются от механических часов, потому что к ним нужно приходить пару раз в неделю и перетягивать груз, который весит около 200 кг при помощи большой ручки. Если этого не делать, то часы станут.

Сегодня такие механизмы — историческая ценность, и если их снимают, то довольно часто ставят в музеи. Во многих странах это является туристическим объектом, когда люди поднимаются на башню и могут наблюдать за идущим механизмом. Да и в целом городские часы являются важным архитектурным элементом.

Интересно, что механизм, который находился в вокзальных часах Минска, был во всех подобных часах Советского Союза. Например, в Симферополе стоят точно такие же часы.

В 2000-м руководство железной дороги, на балансе которой были эти часы, столкнулись с тем, что часы не хотели идти и никто их настроить не мог. Работники обратились за помощью к россиянам, а те выставили очень большую сумму за ремонт и предложили поставить электромеханические часы, которые состоят из маленького электромотора, редуктора и переводятся они при помощи контроллера. В такой системе нет такой механики, которая разматывается грузом. Сейчас в этой башне стоят электромеханические часы, которые являются символом города.

Часы в башне напротив КГБ

Здесь в отдельном помещении, специально сделанной башне, находятся трехсторонние часы. С другой стороны находится точно такая же башня, но часов в ней нет. Они были установлены в момент постройки здания — это где-то с 50-го до 60-го года. Сначала у них циферблат был другого цвета: был белый, а стал черный, каким является и сейчас.

Изначально часы были с боем. Там бил колокол, который установлен на крыше: на нем выгравировано «Республика Польша» и датируется он 1929 годом.

Он исторический и очень тяжелый, поэтому украсть его невозможно. Каждый час специальное устройство молоточком било по колоколу. Отключили бой довольно скоро после установки, из-за того, что он мешал жильцам дома. Бой до сих пор отключен, но восстановить его в принципе можно. Часы поддерживаются в рабочем состоянии, там сейчас находится резервный электропривод, на случай того, если механика заклинит, потому что механизм старый и с ним бывают проблемы. Однажды эти часы стояли в течение года: в них была механическая поломка от времени сломался узел.

Часы в Сендайском сквере

Находятся в сквере около Белорусского государственного музыкального театра. Относительно молодые: их установили в 2002 году, и это подарок Минску от города-побратима. На одной стороне они показывают сендайское время, а на второй — минское. Разница во времени +6 часов. Сверху на часах стоит солнечная батарея, которая заряжает аккумулятор. И они, между прочим, музыкальные: в 12:00 играют мелодию. Если нет солнца, то раньше аккумуляторы меняли по необходимости, но тогда не играла музыка. Сейчас там аккумулятор заряжается и музыка звучит. А вообще без музыки на одном аккумуляторе они могут достаточно долго работать.

Часы на заводе «Луч»

Находятся на башне часового завода, которая особенно эффектно смотрится ночью. Эти часы регулярно стоят: они тоже электромеханические и были сделаны в 70-е - 80-е годы.

Такие же часы стояли в Молодечно, Витебске, Новополоцке… В Советском Союзе было предприятие, которое выпускало однотипные устройства, об оригинальности никто не задумывался.

В эти часы может затекать вода, поэтому они часто ржавеют и из-за этого тоже могут возникать проблемы. А снимать гигантские стрелки размером около двух метров с высокой башни тяжело, и этим не занимается, так что сверять время с часами на часовом же заводе не рекомендую.

Ратуша

Здесь стоят электромеханические часы с искусственным боем каждый час через динамики. Это просто имитация боя. Появились с открытием Ратуши в 2002 году, и полностью весь механизм импортного производства.

Часы на пл. Якуба Коласа
(на здании полиграфкомбината)

Здесь находятся двухсторонние часы, которые смотрят и на улицу В. Хоружей и на проспект Независимости. В этих часах стоит такой же механизм, как и на «Луче», поэтому проблемы у них одинаковые — часто не работают. Этот проект часов, насколько я знаю, делал Белорусский союз дизайнеров. Их главная особенность — ажурный циферблат с дисками из полированного металла. На этих часах сделано подобие открытого механизма, так называемого скелетона, который одно время был популярен и часто применялся в наручных часах. Если такой механизм сделать на башне, то время будет видно не очень хорошо. Это здание сейчас отдают на реконструкцию, но с сохранением внешнего вида, поэтому часы останутся. Есть надежда, что они скоро пойдут.

«Кубики» на станциях метро

Раньше они были везде, но теперь по Минску их осталось всего 6 штук: например, возле Академии наук, Института культуры, Комаровского рынка, на Немиге. Это четырехсторонние часы, и их ставили как рекламные еще в 2000-х годах. Кроме показа времени они снизу имеют специальную тумбу, сейчас там социальная реклама.

Рекламные часы Nestle

Источник фото: tut.by

Если помните, была попытка поставить в Минске часы по заказу Nestle с их рекламой. Это было где-то в 2008 году. Они выглядели, как красный квадратный будильник высотой около двух метров. Часы были достаточно проблемными и постоянно останавливались на довольно долгое время: причина в проблемах с электричеством. Вообще, чтобы часы шли и стрелка двигалась, не нужно много электричества, но если на часах установлена подсветка, то потребление электричества возрастает и может их просто выключать.

А вообще важно понимать, что всем часам нужно какое-либо регулярное обслуживание, нужно смотреть, что с ними происходит: не затекает ли вода, не набиваются ли мухи. И я вам скажу, что это довольно хлопотное занятие. Просматривать, прочищать, смазывать их надо, конечно, с разным интервалом.

Большие центральные часы требуют обслуживания чуть ли не каждую неделю. А рекламные, как у каждого на кухне: там стоит батарейка, только механизм побольше. Пока они не сломаются, особый уход за ними не нужен.

Часы напротив стадиона Динамо около исполкома СНГ

У них сохранилась система часофикации. Там по всему зданию стоят электромеханические маленькие часы, которые раньше были во всех поликлиниках, на заводах. Это система единого времени, активно использовавшаяся раньше. На линии могло висеть даже 200 часов, которые показывали бы одинаковое время. Такая система используется на вокзалах и в метро. На каждой станции в вестибюле над кассами висят стрелочные часы — они небольшого размера и присоединены к общей цепи и переводятся все одновременно.

Часы на здании Управления метрополитена
(вход на ст.метро пл. Ленина)

С ними связана интересная история, что в день открытия метро утром их привезли, до обеда поставили и после обеда открыли. Эти часы тоже должны были быть в одной системе с часами метрополитена. За ними очень следят, и они всегда правильно идут.

Особенность механических часов в том, что их нужно постоянно переводить, да и многие элементы трутся и ломаются. Сейчас такие часы оставляют скорее, как памятник.

Точно известно, что в Гродно есть такие часы, установленные на костеле в центре города. И к ним ходит человек, который знает как их обслуживать и как с ними работать. У него уникальная профессия, которая записана в его трудовой книжке — хранитель городских часов, если я не ошибаюсь.

Конечно, механические часы капризные и сейчас зачастую в них стараются менять привод на электромеханический. Любой механизм требует ухода Но за серьёзными часами, которые являются частью истории и культуры, в других странах присматривают более, чем внимательно. Речь идет про часы вроде Кремля или Биг-Бена, на маятник которого, кстати, кладут по монетке, чтобы он стал тяжелее тем самым останавливая и подгоняя часы именно так.

Текст и фото: Елизавета Шкет и Катерина Сильванович

Как худеют женщины Минска: импульсы, конкурсы и сосновый бор Как это работает: печатаем туфли на 3D-принтере