3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Фильмы «18+»: кинопрокат о том, где эротика, а где порнография и что никогда не покажут в Беларуси

Текст: Берекчиян Валерия, 4 сентября 2015 4641 3

Relax.by задумался о том, кто же решает, где эротика, а где порнография, что искусство, а что непотребщина. И обратился в управление по кинемотографии с вопросом, как происходит оценка кино для выставления возрастного ценза, а в некоторых случаях — категорического запрета к показу.

Как это работает

Именно в управлении по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь точно знают о дате выхода каждого фильма на большом экране. Получив от «Киновидеопроката» репертуар на неделю, специалисты находят свободный вечерок, смотрят предложенные картины и выставляют цифру до среды (премьеры выходят по четвергам).

Кадр из фильма «Нимфоманка»

Михаил Алексеевич Дроздов, главный специалист управления по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь:

— Мы стараемся готовиться заранее: смотрим в интернете информацию о режиссере, актерском составе, читаем отзывы зрителей — в общем, выясняем, чего стоит ждать. Тут все очень индивидуально: у каждого свои вкусы. Мне вот европейское кино нравится.

Замечаем, мол, приятная у вас работа. Но Михаил Алексеевич не соглашается:

— Далеко не все приятно смотреть, особенно последние российские комедии, снятые участниками Comedy Club, — пошловато. Но есть, несомненно, и очень достойные вещи.

Кадр из фильма «Джунгли»

Картины смотрит не один человек: ответственны за это дело трое профессионалов из «спецподразделения» Минкульта и Ольга Боговарова — начальник отдела прогнозирования и репертуарного планирования УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома. Учитывая критерии, установленные еще во времена Госрегистра (тогда перед выставлением ценза советовались с психологами и врачами), они определяют возрастную категорию. К слову, все фильмы просматриваются в столице, поэтому репертуар кинотеатров в областях может варьироваться: что-то они берут, что-то — нет.

Возрастная кинолестница

Возрастных категорий всего четыре, однако последняя состоит из двух подкатегорий, так что итого насчитываем пять.

01 Без возрастных ограничений, или «0+»

В эту категорию обычно попадают мультфильмы, сказки, приключения, фэнтези, но такие, чтобы дети могли смотреть их без родителей. Эти картины не содержат сцен обнажения, насилия, жестокости, нет даже слова о наркотиках и так далее — максимально доброе кино. Если появляется звездочка (*), смотрим с мамой.

Кадр из мультфильма «Даша-путешественница»

02 Ограничение «до 12» (*)

Эти картины рекомендуют смотреть с родителями. Здесь допускается «сказочное насилие» (какое загадочное словосочетание!). В общем, никакого натурализма. По поводу этой категории порой возникают споры. Вспомните последнюю бучу с «Ну, погоди!»: россияне поставили мультику «18+» только потому, что в одном из эпизодов Волк курит. Такие вот суровые нравы. А белорусские специалисты «Тома и Джерри» или, например, «Шрека» оценивают в «0+» с одной звездой.

Кадр из фильма «Шрек»

03 Ограничение «16+» (***)

Здесь уже появляются сцены наготы, насилия (без фанатизма), наркотического или алкогольного опьянения, но мельком, внимание на этом не акцентируется. Классический пример трех звезд — недавний «Горько!».

Кадр из фильма «Горько!»

04 Ограничение «18+» (****)

Вот они, фильмы для взрослых. Здесь допустимо почти все (сцены жестокости, наготы, насилия, интимных отношений, отдельных обнаженных частей человеческого тела), но в рамках приличия. Кстати, фильмы, попадающие в эту категорию, просматривает еще Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды насилия и жестокости.

Кадр из фильма «Трудно быть Богом»

05 Ограничение «Э18»

Тут у нас фильмы для самых взрослых — добрались до эротики. Как ни удивительно, по-ханжески специалисты к ней не относятся. Вносят фильмы в эту категорию лишь в том случае, если эротики в картине больше 50%.

Кадры из фильма «Жизнь Адель»

— Сейчас такое кино повсюду, посмотрите хотя бы работы, которые представляют на Каннском фестивале. Например, «Нимфоманка». Ее создал великий режиссер Ларс фон Триер, он так думает и видит. Мы, как и весь мир, показали его в неполной версии, причем пустили в одном кинотеатре, позиционирующем себя как место, где можно увидеть артхаус, — в «Ракете».

Кадры из фильма «Нимфоманка»

Для нас находят заключение экспертов о «Нимфоманке» в пухлой папке:

— «Режиссер Ларс фон Триер относится к выдающимся деятелям современного мирового кинематографа. После просмотра и обсуждения фильма отмечается, что он имеет несомненную художественную ценность, сделан с опытом, однако данное визуальное произведение содержит откровенные сцены интимных отношений (я бы сказал, чрезмерно откровенные), различные эротические действия, показ обнаженных частей мужского и женского тела. Демонстрация возможна при наличии экспертного заключения Республиканской экспертной комиссии на вечерних сеансах».

Что никогда не покажут в Беларуси

Вот она, последняя категория, — фильмы, не рекомендуемые к просмотру.

Именно не рекомендуемые, потому что, как утверждает специалист, никто никому ничего не запрещает: цензуры нет. Но, если выходит картина с порнографическими сценами или расчленением, если фильм сделан пошло и не имеет художественной ценности, то его не относят ни к какой категории. К рекомендациям обычно прислушиваются: киноцензуры-то, может, и нет, зато есть статья за распространение порнографии.

Кадр из фильма «Импорт/экспорт»

Кадр из фильма «9 песен»

Иногда специалистам управления по кинематографии приносят не только то, что будет идти в кинотеатрах. Свои программы дает посмотреть «Космос ТВ» или фирмы, которые специализируются на функции видео по запросу.

Михаил Дроздов берет в руки устрашающую толстую черную папку с надписью «Запрещенные»:

— Не так давно принесли «Детку в Роллс-Ройсе» швейцарского режиссера. Вот заключение.

«После просмотра и обсуждения фильма отмечаем, что данное произведение не имеет художественной и культурной ценности, сюжет фильма построен на целенаправленной эксплуатации эротической линии, пропаганде нездорового интереса к сексуальной жизни. Содержит сцены порнографического характера».

Сами понимаете, когда мы такое пишем, никто не возьмет на себя ответственность кино показать.

Кстати, есть в Минкульте и специальная инструкция по вопросам четырех звезд, «Э18» и фильмов, которые смотреть не стоит, а в ней — определения терминов «порнография», «пропаганда насилия и жестокости» и так далее. Например, согласно, инструкции, «пропаганда насилия и жестокости — это самоцельная демонстрация актов насилия и жестокости, натурализированное и деталистическое изображение сцен садизма, чрезмерной жестокости к людям и животным, в том числе сексуальное насилие, показ сцен расчленения жертв, пыток, уничтожения людей особыми способами, крупные и продолжительные планы замученных людей и животных, насилие над трупами».

Кадры из фильма «Пила»

— Когда-то мы не рекомендовали российского «Газгольдера»: там нормальной речи фактически не было — только мат. Решили, что классификации он просто не подлежит. А вот в России он пошел на ура.

Спрашиваем, есть ли недовольные.

— Такие есть всегда. Например, «Волк с Уолл-стрит» — работа живого классика кино Мартина Скорсезе. Для меня три часа просмотра пролетели как три минуты. Но было огромное количество обращений с жалобами. «Почему это разрешили?» — возмущались недовольные. «Почему у нас не идет?» — тоже возмущались, но в областях, где фильм по каким-то причинам не стали брать. Безусловно, в этой картине есть жесткие выражения, сексуальные намеки, но она хороша, как ни крути. Так же и с фильмом «Жизнь Адель», который показывали на Каннском фестивале. Да, там показаны лесбийские отношения, но кино это высокохудожественное, у нас не было оснований его не рекомендовать. Это произведение искусства.

Кадры из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Мы заинтересовались, как быть с кровью и пытками в фильмах ужасов.

— По-разному. Вот, например, «Пила». Какие-то части мы показывали без вопросов, а некоторые не рекомендовали: там демонстрировалось расчленение, сделанное излишне натурально. Из последнего — на «Синистер» мы поставили «18+»: там есть, например, очень натуральная сцена повешения, выполненная в документальном стиле — снято якобы на бытовую камеру. Существуют и совершенно иные картины такого плана. Одна из частей «Паранормального явления», например, вообще сделана в виде комедии-пародии.

Кадры из фильма «Синистер»

Кадры из фильма «Паранормальное явление»

Как мы выяснили, наш собеседник профессионально смотрит кино с 1986 года, посему решили узнать, как он оценивает изменения, произошедшие за этот период.

— Во все времена были хорошие фильмы и плохие, так и сегодня. Возможно, изменилось соотношение жанров: сейчас популярнее мистические картины типа саги «Сумерки», а раньше люди больше ходили на боевики или триллеры. Но кино всегда разное. Есть такие фильмы, названия которых забываешь, выходя из кинотеатра, а некоторые не отпускают месяцами. Ну а критерии, которые есть, — это всего лишь база. Когда смотришь кино, можно по-разному его оценивать.

Как стать актером: 5 упражнений по актерскому мастерству для офисного планктона Как худеют женщины Минска: импульсы, конкурсы и сосновый бор