3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Голубой вагон

4 августа 2014 1152 1

Журнал «Большой» вспоминает о том, как начиналась Детская железная дорога.

Фотография из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов

1.Открытие Детской железной дороги, 9 июля 1955 года.

2.В далеком 1933 году в Тбилиси обсуждали макет железной дороги, созданный на детской технической станции. «А может, построить такой же, только больше?» — размечтался кто-то из школьников. Уже в 1935 году в Тбилиси заработала детская железная дорога — и это была первая официально открытая ДЖД в мире. Грузинскому примеру последовали остальные социалистические республики.

3.Первую железную дорогу для маленьких машинистов и проводников в Беларуси запустили не в Минске, а в Гомеле. В августе 1936 года около стадиона «Локомотив» открыли первую очередь гомельской ДЖД: всего-то полкилометра длиной, зато с паровозным депо, станционными постройками и учебным зданием. От станции «Счастливой» до станции «Радостной» и наоборот курсировали дореволюционный американский танк-паровоз ALCO и два сделанных под заказ маленьких вагончика. Дорогу хотели продлить до пионерского лагеря в районе деревни Лещинец, но пришла война — и о детских «железках» забыли даже дети.

4.Гомельская детская железная дорога не пережила Великую Отечественную войну. Решено было не восстанавливать, а строить заново, только уже в Минске. Начало работ пришлось на осень 1945 года, и выделили на них почти пять миллионов рублей. Пока одни школьники разбивали клумбы, красили служебные помещения и устанавливали путевые знаки, другие учились в кружках на стрелочников и машинистов. На «железку» доставили паровоз из Эстонии, шесть пассажирских и один грузовой вагон.

5.Торжественная церемония открытия состоялась 9 июля 1955 года. Это было воскресенье, первый заместитель министра просвещения БССР Ф. Н. Казаков разрезал алую ленточку, паровоз дал гудок... «Вблизи парка имени Челюскинцев выстроен центральный вокзал детской дороги “Парк культуры”. Это очень красивое здание с широким куполом, напоминающим собой раскрытый парашют. <…> Это один из трех вокзалов Малой Белорусской железной дороги. На пути еще две станции — “Пионерская” и конечная “Сосновый Бор”», — отчиталась «Советская Белоруссия». В 1971 году Детской железной дороге присвоили имя легендарного подрывщика паровозов и героя СССР посмертно Константина Сергеевича Заслонова, а станцию «Парк культуры» превратили в «Заслоново».

6.Разница между «большой» и «маленькой» железными дорогами только в ширине колеи и длине трассы (четыре с половиной километра вместо тысяч). Сегодня здесь три станции: «Заслоново», она же начальная и конечная, техническая станция «Пионерская» и остановочная «Сосновый Бор».

7.В конце 1980-х годов шли разговоры о том, чтобы удлинить минскую ДЖД и построить еще одну станцию — «Чудесная мельница» с музеем мультипликации. О планах напоминают только чертежи… Зато детскую железную дорогу модернизировали в нынешнем году. Оцените перемены самостоятельно: сверяйтесь с расписанием, покупайте билет — и айда кататься!

Подготовила Елена Мельникова для журнала «Большой».

Instagram: где минчане отдыхают этим летом? Instagram: что читают минчане?