3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Как открыть собственную кофейню на колесах?

27 июня 2014 7582 8

Каждый белорус частенько задает себе вопрос: какой ты, малый бизнес? Каждому хочется «иметь что-то свое», мало работать, много зарабатывать, а главное — быть самому себе хозяином. Не так давно байнет «прорвало» массой комментариев, касающихся инициативы бизнеса мобильных кофеен в городе Минске. Попробуем вместе детально разобраться, что нужно пошагово предпринять, чтобы самостоятельно запустить бизнес «кофе на колесах» в Беларуси.

Перестаньте думать

Начните писать. Любой проект всегда начинается с презентации. Возьмите карандаш, откройте PowerPoint. Переложите свои идеи на бумагу. Пока проект находится в вашей голове — это не более чем инвестиционная идея. Проект, отображенный в красивом, читабельном виде, да еще с картинками и инфографикой, становится проектом, а не просто мыслями на этот счет. Разговор с любым потенциальным инвестором, будь то ваш дядя или бабушка с ее накоплениями «на старость», мгновенно приобретает предметность, когда цифры можно «подержать в руках».


Будьте реалистом

Трезво оцените свои активы. Будь то старенький автомобиль, или счет в банке, или потенциальный инвестор. Рассчитывайте средства с 30% запасом: множество проектов во всем мире не были реализованы прежде всего из-за недостатка финансирования. Постарайтесь обозначить для себя время Ч — когда необходимо инвестировать первый рубль, за который придется впоследствии отвечать либо перед партнером, либо перед своей совестью.

Отбросьте страхи

Ваш путь уже прошли — в Минске на данный момент подобный бизнес уже работает. Ребята, «респект им и уважуха», уже пробрались через дебри санстанции, получили гигиенический сертификат, согласовали места торговли. Т.е. три согласованных точки в Минске уже имеется, равно как и разрешительная процедура по первому разу обкатана.


Конкуренты — наши друзья

Поскольку данный бизнес находится в эмбриональном состоянии, а на примере Киева, Москвы и так далее не сложно понять, что рынок вместит еще добрую сотню автомобилей, не старайтесь бороться — обоюдные договоренности сэкономят вам кучу времени и денег. Против обоюдного демпинга поставьте разделение зон продаж либо различную линейку продуктов. Таким образом, все окажутся в прибыли, а усилия стоит направить на совместное «выбивание» новых мест продаж в Мингорисполкоме. Не бойтесь конкуренции кофеен и автоматов с кофе: ваш продукт хорош тем, что его покупательскую привлекательность определяет место предложения.

Выбираем партнеров

Не стоит поначалу выдумывать собственные бренды вроде «Улыбчивый кофе» или сочинять стихи для рекламы на радио. Забрендируйте свой передвижной кофе-завод всеми партнерами, которые могут чем-либо вам помочь на первых порах. Скидка либо партия бесплатного кофе для машины («Lavazza», «Ionia»), вода (к примеру, «202», «Чистый источник»), сахар, добавки и сиропы, ложечки и стаканчики с логотипами — постарайтесь получить максимальные скидки либо вовсе бесплатную основу. Попробуйте устроить что-то вроде тендера между поставщиками. Встретьтесь с «Кока-Кола»: у них хорошие рекламные бюджеты, а продавать их продукцию можно и нужно. Если вы изобретете новый рецепт и назовете фирменный кофе «Relax.by», мы с удовольствием разместим о вас информацию и пригласим на свои загородные мероприятия.


Выбираем оборудование

Я не буду заострять внимание на выборе передвижного состава нашей кофейни. В стране, где регулярная замена одной бывшей в употреблении иномарки на другую превратилась чуть ли не в национальный спорт, и каждый мужчина, достигший совершеннолетия, в Европе может легко подработать автослесарем, дискутировать об этом можно бесконечно. Скажу одно: за сумму в 5 тысяч долларов можно приобрести вполне себе надежный автомобиль. Хорошенько поискав, эту сумму можно уменьшить до 4 тысяч долларов. Важно, чтобы автомобиль самостоятельно передвигался и имел кузов хэтчбек или универсал. Желательно, чтобы посадка была повыше — представьте себе, сколько вашему бариста придется раз в день наклониться к кофемашине — так и ревматизм заработать не долго.
Сама кофемашина является обыкновенной барной версией, рассчитанной на высокую скорость приготовления напитка, например Nuova, Faema, Expobar либо другой результат технического творчества любителей пасты и пиццы. Может быть как новой — от 1000 долларов до 10 и более тысяч евро, — так и, что более соответствует нашей концепции наименьших затрат, бывшей в употреблении — около 500-600 долларов. Любители разобраться во всем основательно могут найти на европейских сайтах Cimbali с ручным приводом. По всей Италии вкуснейший кофе варят именно в этих «старушках» Cimbali, но и стоят они соответственно — около 2000 Евро за приличный экземпляр.

Кофемашину, в связи с ее большим весом, желательно закрепить в кузове, как и ящики для хранения расходников. Именно тут вступает в игру папин друг детства дядя Гриша — за два дня нахождения в его гараже ваш кофемобиль приобретет вполне себе приличный вид, не хуже, чем те, над которыми «работали серьезные инженеры». С запасом рассчитайте емкости для хранения расходников! Приобретите аккумулятор высокой емкости — отдельно для кофемашины! Возможно, ваш автомобиль будет выезжать на дальние мероприятия на несколько дней, и если воду вы купить сможете практически где угодно, то с хорошим кофе в Бобруйске, скорее всего, будут проблемы. Общий бюджет мероприятий оцениваем в 500 долларов.


О наболевшем

Процедура получения сертификатов и разрешений в Беларуси традиционно считается больным местом и риском. Выше мы уже упоминали о положительном опыте наших конкурентов, поэтому, придя в исполнительный комитет города, будьте уверены: вас там ждет готовый пакет необходимых для согласования документов. Причем пакет этот можно получить просто зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. На данный момент процедура получения статуса ИП занимает несколько дней, стоит 60 000 рублей, заявка подается через интернет — никаких сложностей.

Если вы решили сэкономить время и получить прогнозируемый результат — обратитесь к специалистам

К примеру, сэкономьте лишнюю тысячу долларов, пусть купленное вами транспортное средство под данный проект будет без литых дисков. Или без кондиционера. Зато оно начнет быстрее приносить доход! Заплатите специально обученным людям: пускай они пройдут эти процедуры за вас (или вместе с вами, что дешевле, если вы самостоятельно заполните все бумаги). Человеку, не знакомому с устройством системы, и разговаривать с чиновником сложно, не то что добиваться положительных результатов.

Если уж вы сами решили пройти этот извилистый путь, запаситесь колоссальным терпением. И временем, если вы думаете, что ваш бизнес — получение разрешений. Во всем мире уже научились разделять труд, а мы все по старинке, натуральным хозяйством живем…

Попробуйте поискать специалистов в своем ближайшем окружении

Может, у вас есть родственник-военный или милиционер в отставке? Поверьте, у него получится, главное — четко сформулировать задачу, а то может получиться «цель вижу, препятствий не вижу»…

И, напоследок, «фишка» совсем уж для экстремалов. Если вы самостоятельно получаете все необходимые разрешения и сертификаты, можете попробовать следующее: придумайте хорошую историю для чиновников, зачем вы открываете мобильное кафе. История должна быть жалостливой. В силу сложившейся ментальности активный и желающий заработать человек в Беларуси получит как ответную реакцию раздражение и всеобщее презрение. Стыдно хотеть заработать деньги для самореализации. Вот если вам нужно выплатить кредит за сестру, которая разбила машину, или родителей содержать не на что, а то и болезни могут какие-то редкие появиться (тьфу, тьфу, это для коммерсантов без предрассудков)… Помните, у нас большой любовью в обществе пользуются юродивые и прочие убогие. Ну это просто на заметку, а не совет.


О ценообразовании

Даже если вы проигнорировали мои призывы к партнерским программам, чашка эспрессо у вас, учитывая зарплату бариста с санкнижкой, затраты на ГСМ (не более 5% от стоимости), воду, сахар, собственно кофе, себестоимостью никак не превысит 40 американских центов. Есть смысл рассчитывать примерно 4-5 г на 1 чашку кофе, приготовленного в кофемашине. Также нужно учитывать сорт кофе. «Арабика» дороже, но более ароматная. Для эспрессо можно использовать смеси или чистую «Робусту». Она практически в 2 раза дешевле «Арабики». В Минске в розницу хороший кофе «Арабика» под немецким брендом стоит 15 долларов, «Робуста» — 8 долларов за килограмм. Арифметика не сложная… И это розница…

Не гонитесь за премиум-сегментом! Не покупайте дорогущий, никому не известный кофе специальных, собранных девственницами под третьей луной года на северном склоне горы, сортов. Отдайте предпочтение распиаренным, общеизвестным брендам. Практически все ваши покупатели будут крайне довольны, если вы не будете уменьшать закладку зерен. Хотя бы первый год.

Зарабатывайте на субпродуктах. Наш любимый покупатель прежде всего смотрит, сколько же стоит у вас эспрессо и американо, а пить любит латте и капучино, и чтобы сладенькое. 100 граммов молока продается за 60 центов, чайная ложка сиропа — за 50. С подобными цифрами начальный продукт можно продавать по себестоимости.
Ваш бармен, несомненно, должен быть вашим младшим партнером. Платите ему % с каждой проданной чашки. Таким образом вы решаете сложную задачу HR-менеджеров — мотивация персонала. Можно, конечно, работать бариста самостоятельно (закончить курсы и получить санкнижку). Это на любителя.

Анализируем риски

1.Сезонность бизнеса (понятно, что в мороз и продавать, и покупать на улице ничего не хочется. Да и в дождь тоже.
2.Разрешительная система — да, это серьезная проблема. Минимизируем риски, аутсорсим сертификационных специалистов, юристов. Плохо согласовывают в Минске новые места продаж? Едем в регионы, там всегда проще.
3.Конкуренция — пока близка к нулевому значению.
4.Изменения цен на сырье пока не предвидится, это не нефть.
5.Спрос — постоянно растет. Алкоголь нынче теряет позиции, кофе пьют больше и больше.
6.Возможности для расширения бизнеса — практически не ограничены. Главное — не закапываться в мелочах, а помнить о Цели (например Bentley или еще чего). Совет: сразу начните вести грамотный управленческий учет. Бизнес будет понятнее для возможных соинвесторов или банка, если вы решите расширяться и получать целевое кредитование.


Вокабуляр для «чайников»

PowerPoint — программа для создания презентаций в пакете Микрософт Офис.
Инфографика — статистика, приведенная в наглядный вид (диаграммы, графики.
Демпинг — продажа товаров по искусственно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов.
Забрендировать — поместить наружную рекламу партнера либо собственную, в данном случае имеется ввиду автомобиль-кофейня.
Бариста — специалист по приготовлению кофе.
HR-менеджер — менеджер по персоналу.
Аутсорсинг — привлечение работников на временной основе под конкретные задачи.
Bentley — модифицированный Volkswagen Phaeton, только дороже.

Автор: Евгений Сергеевич Булочкин

С 2005 по 2012 год — топ-менеджер (кризисный управляющий, девелопер) в производственных, строительных, финансовых группах России и Украины. Объем реализованных в этот период при участии Е.С. проектов превышает 1 млрд евро.
На данный момент — бизнес-консультант, аналитик на фрилансовой основе.

Карта минского метро Моя работа: крупье