3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Моя работа: экскурсовод

30 мая 2014 1914

Столичный экскурсовод рассказывает о своей работе, проблемах белорусских музеев и посетителях.


О том, как стала экскурсоводом

Как таковой мечты быть экскурсоводом у меня никогда не было. Более того, до той поры, пока мне не позвонила знакомая и не предложила попробовать, я об этом не задумывалась даже. Но теперь, по прошествии почти года, я понимаю, что это мое. Общение с людьми затягивает. Особенно если есть потребность в постоянном общении. А экскурсии — это не что иное, как общение. Простой «бубнеж» о том и о сем — это не экскурсия, это лекция. С посетителями надо разговаривать, дергать их, привлекать к участию в экскурсии. Тогда будет дело.

Конечно же, перед тем, как я начала работать, нужно было поучиться. Потом был экзамен. Сдала. И вот теперь вожу группы, как наши, так и иностранные. С заморскими гостями работать нравится больше всего, потому что им всегда всё интересно, а сами они очень смешные. Хотя, конечно же, бывают и суровые гости. Но работы без минусов не бывает нигде.


О состоянии белорусских музеев

Трудно сказать однозначно. Всё зависит от конкретного музея. Но, как по мне, сейчас музеи, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Основные посетители — школьники и студенты, которых туда приводят в рамках программ обучения. Сами по себе люди как-то не особо ходят. А зря. Наши музеи сейчас активно развиваются. Во многих появляются современные технологии, свои «фишечки».

Самый большой, пожалуй, приток посетителей наблюдается в ночь музеев. В этот день все резко становятся заядлыми музейщиками. Но ведь в другие дни у нас тоже проводится много разных мероприятий. Обидно, что о них знает только узкий круг особо заинтересованных лиц. И это несмотря на рекламу.


О том, чего не хватает нашим музеям

Да, вроде, всё есть. Хотя нет. Не хватает. Посетителей не хватает (но не всем музеям). Банально, но денег не хватает. Условий для хранения фондов нормальных не хватает. Людей для работы не хватает, потому как зарплата невысокая, это не секрет. Правда, слава Богу, в каждом музее есть энтузиасты, готовые на всё ради любимого дела. Это просто уникальные люди. С горящими глазами, знающие свое дело, трепетно любящие свои музеи и с благоговением трясущиеся над любым новым экспонатом. Вот на таких людях, как мне кажется, и держатся наши музеи.


О посетителях музеев

Группы бывают разные. Вот сейчас, к примеру, и в начале осени, в основном, детские, т.е. школьные. С детками работать интересно, но трудно. К ним подход нужен особый. Лучше всех их знают только их учителя. Хорошо если сопровождающие тебе помогают, следят за дисциплиной. Но такого иногда не бывает, учителя порой совсем не помогают. Тогда бывает очень трудно. На первых порах я их пыталась перекрикивать, делала замечания, но теперь просто молчу. У меня на каждую группу отводится определенное время. Чем дольше они будут буянить, а я молчать, тем меньше я им успею рассказать. И виноваты будут они, а не я. Это моя главная установка. Я от нее не отхожу никогда.

Со взрослыми я больше люблю работать. Люблю с ними шутить, играть где-то. С детками это выходит хуже, потому что я не особо разбираюсь в детской психологии. У меня братьев и сестер не было, поэтому я не умею с детьми общаться. Не чувствую грани, вечно боюсь их обидеть.

Со взрослыми проще. Они меня лучше понимают, да и знают точно, чего хотят. Могут сказать, например, что этот факт им известен, а вот здесь лучше поподробнее. Вопросы они задают более логичные, чем детки. Но всё равно я всех своих туристов люблю.

Особая категория — иностранцы. С ними я просто душой отдыхаю. Очень милые и воспитанные люди, в большинстве своем. Вести для них экскурсию — одно удовольствие. Им всегда всё интересно. А еще они очень часто рассказывают тебе что-то из истории своей страны, своего народа. Ты сравниваешь, тебе самой становится интересно.


О том, что случается на экскурсиях

Хм, да у меня каждый день интересный. Из последнего вот помню, как искала туриста из приезжей группы по всему Минску. Загулял парень, приехавший на чемпионат поддержать свою команду. Оставил все вещи в гостинице, а сам куда-то пропал. Ох, и набегались мы с его сопровождающим. Уже чуть не морги собрались обзванивать. Но, слава Богу, сам нашелся. Правда, где был, не сказал. Тот еще партизан.

А однажды чуть было не увезли прямо с экскурсии меня сами экскурсанты. Уже был конец рабочего дня, но у них там были еще планы на вечер, так они меня приглашали присоединиться, но я отказывалась. Так они меня чуть было силой в машину не запихнули свою, еле отбилась.


О том, кому нужны экскурсии

Тут всё зависит от того, чего человек хочет от посещения музея, да и от специфики самого музея. Вот недавно я была во Львове в музее, посвященному еврейской культуре, экскурсию не брала, так если б не смотрительница зала, так бы ничего и не поняла. И не потому, что совсем «не в теме», а потому, что экспозиция такая. Ей нужно пояснение. И табличками тут не отделаться. На них много не напишешь. А вот экскурсовод или аудиогид всегда помогает многое прояснить для себя. Преимущество экскурсовода перед аудиогидом в том, что первому можно задать вопросы.

Хотя есть и музеи, где можно и без экскурсии ходить, как мне кажется. Но таких очень мало. Поэтому всем рекомендую всё же не жалеть денег и заказывать экскурсии. Думаю, что не пожалеете. Особенно если экскурсовод попадется хороший.

Текст: Евгений Казарцев
Иллюстрация: Артем Сорман

Моя работа: медбрат в реанимации Первый в Беларуси робот-экскурсовод
Читайте также