24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Один на один с карикатурой, Или правда о тех, кто лжет

23 мая 2011

17 мая в Музее современного искусства в рамках Дней культуры Швеции в Беларуси открылась выставка карикатуры «Один на один с климатом». Объединяя работы белорусских и шведских художников, в которых соединяются графика, коллаж, фотография, проект разрушает стереотип восприятия карикатуры как несерьезного жанра. Это касается в первую очередь зрительского «опыта» белорусов. Потому что в мировой практике искусства коллаж, комикс, карикатура стали уже полноправными формами актуальных визуальных практик.

В центре внимания проекта ― ставшая уже достаточно популярной тема экологии. С одной стороны, о глобальных проблемах и катастрофах, которые грозят человечеству, так много говорят, что люди уже перестали воспринимать эту тему серьезно. С другой стороны, события, происходящие вокруг, например, катастрофа в Японии, показывают, что экология, несмотря на то, что все знают, как нужно жить правильно, не перестает быть одной из самых актуальных наших проблем.

Жанр карикатуры как нельзя лучше подходит для того, чтобы совместить «серьезное» со «смешным». Это на открытии выставки подчеркнул посол Швеции Стэфан Эриксон. Зритель, по его словам, с одной стороны, улыбнется, с другой, может испугаться или даже ужаснуться.

 

Выставка действительно получилась разной: по цвету, решениям, формам, настроению. Художники четко формулируют проблему, недвусмысленно воплощают ее в рисунке или коллаже, поэтому сюжет каждой работы легко считывается и интерпретируется. Многие работы ― яркие и светлые, похожие на страницы журналов для детей или кадры забавных мультиков. Но это, к сожалению, не придумка художников, а их грустный смех в ответ на то, что происходит.

В «Озоновых дырах» Павла Городцова забавная бабушка, сидя в кресле, «штопает» небо. Бородатый Апостол на котурнах Олега Гуцола шагает по морю, залитому нефтью («По воде как по суше»). «Оклеен» таблицей Менделеева колодец Николая Гиргеля («Колодец»). Натрий, фосфор, цинк, свинец ― весь набор металлов и газов в одном глотке. «Хочешь попробовать?» ― спрашивает художник. «Уже» ― грустно подумает каждый. Наша реальность действительно забавна. Важен угол зрения, под которым на это можно посмотреть.


Проблема глобального потепления также внимательно «изучена» авторами. Мангус Бард рисует девочку, которая рассматривает снег, помещенный под музейное стекло («Демонстрация снега»). На его рисунке «Время» тающие ледники подобно песку в часах «заливают» людей, веселящихся на солнце в нижней части часов. Владислав Хвостов помещает стаю пингвинов на горб верблюда («Глобальное потепление»). Хочется бежать отсюда. Ковчег уже построен. Но Ной с колонной избранных животных опоздал: в спасительный корабль торжественно въезжают пары цветных иномарок (Рибер Хансан, «Ковчег»).

Кто виноват? Я? Ты? Они? Жители Западной Европы активно выступают и борются за право жить на чистой земле. Но политики продолжают разрешать строить станции и заводы, вырубать леса и уничтожать животных. Карин Сунвисан «рисует» ответ. Лицо чиновника облеплено роем диких мух, потому что смотреть на это улыбающееся и говорящее умные слова лицо смотреть больше невозможно («Все это ложь»). Поэтому сова на фотографии «Впереди нелегкие времена» не просто зажмурила глаза, у нее их уже нет.


Тотальное и циничное наступление «капитала» отражают работы Хелены Линдхольм. Клоун МакДольнад пропускает через мясорубку деревья и кусты, оставляя за собой пустые пространства. Такова «цена» гамбургеров и чизбургеров («Как вредит Рональд МакДональд»). Задымленный и загрязненный заводами Китай, жители которого «обслуживают» жителей США, гордо заявляющих о своей чистой экологии, ― это другая «цена»: чистота за счет «грязи» у других («Китай ― самый загрязненный?»).


Жестко, но с присущей художнице детской непосредственностью, сделаны коллажи Тони Слободчиковой. На пустых холмах и голых камнях художница размещает яркие облачка, домики, машинки, черепашек («Жизнь коротка. 1» и «Жизнь коротка. 2»). Контраст между пустой реальностью и искусственностью «наполнения» подчеркивает всю «глянцевость» создаваемых человеком построек и насаждений. Эта пестрая «красота» создается за счет уничтожения естественного, что существовало до нее. Дорожный знак Stop недвусмысленно предупреждает. Потому что они всегда лгут, а рональд вредит. Это позиция художницы и ее ответ тем, кто не «в ответе за тех, кого приручил».


Карикатура получилась. Смех, ирония, грусть, сатира, которые хотят быть увиденными и услышанными. Если не где-то там, наверху, то хотя бы нами. У каждого человека есть возможность подумать больше, чем о себе самом. Мы один на один с этой планетой, климатом, водой, солнцем. Поэтому нужно не рассчитывать на ковчег, места которого уже «забронированы», не закрывать глаза, а подумать: что я, лично я могу сделать «тут» и «теперь»? Где та «дыра», которую я могу «заштопать»?

Александр Патлис записал новый альбом Metropol Parasol
Этот сайт использует cookies
Понятно