3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

«Тот Самый Фестиваль»: альтернатива в Беларуси возможна!

27 апреля 2011 1165 1

В апреле в Минске состоялся Первый Международный театральный «Тот Самый Фестиваль», целью которого стала попытка создать в Беларуси платформу для межкультурных диалогов в сфере современного театра.

В течение шести дней на нескольких площадках города шли показы спектаклей 18 театральных коллективов из США, Чехии, Словакии, Словении, Польши, России и Беларуси. Уличный, пластический, драматический театр, современная хореография, танец буто ― такого разнообразия театральных форм Минск не видел давно. Помимо этого, в рамках фестиваля состоялись мастер-классы и дискуссии, а по вечерам в «Кальянной №1» проходили неформальные творческие встречи.



Организовать такой фестиваль оказалось нелегко. Этот проект ― инициатива ребят театра-студии «Рондо». Главным соорганизатором выступило Муниципальное учреждение по культуре города Бонна из Германии, а также приняли участие в организации фестиваля Белорусская государственная академия искусств, Центр белорусской драматургии и режиссуры и концертно-продюсерское агентство «БОпромо».

«Тот Самый Фестиваль» создавался исключительно собственными силами и энтузиазмом волонтеров, без серьезной финансовой поддержки. Поэтому на открытии фестиваля Любовь Журомская (режиссер театра-студии «Рондо», организатор проекта) поблагодарила всех тех, кто откликнулся и помог фестивалю случиться. «То, что проект получился, ― это действительно чудо».

Открыл программу фестиваля спектакль «Призрачная свобода» танцора и хореографа Карела Ванека из Германии. Используя хореографию и пластические элементы, электронную музыку и слово, Ванек с еще двумя танцорами поделился своим личным ощущением и пониманием свободы, ее материальностью и фантомностью одновременно. Спектакль рассказывает историю чешского мальчика, видевшего по телевизору полет Гагарина в космос, советские танки в Праге, затем эмигрировавшего в Германию, и, наконец, оказавшегося в эпохе «айфонов». Хореографические номера становятся иллюстрацией к монологам героя, отдельные танцы автор посвящает своим кумирам или конкретным событиям.



Пластика стала ведущим языком на фестивале. Даже для белорусского театрального пространства это уже скорее не эксперимент, но форма, с которой наши коллективы активно и успешно работают. Подтверждением этому стали спектакли театров «ИнЖест», D.O.Z.SK.I, «Каракули», проекта Евгения Корняга, которые продемонстрировали высокий уровень владения альтернативным традиционному театру методом.


Например, спектакль «Доступ к телу» пластического театра «ИнЖест», помимо пластики в разных ее проявлениях, использует элементы и других форм театра. «ИнЖесту» удается работать в сложном стиле эклектика, сохранить чистоту которого очень сложно. «Доступ к телу» был задуман как ретроспектива творческого пути Иноземцева (премьера состоялась в прошлом году на юбилее режиссера). Поэтому пантомима, клоунада, элементы уличного театра, буто, слова, живая музыка ― это те этапы творческого пути, которые Иноземцев проходил вместе со своей труппой. Но в результате «Доступ к телу» вышел за рамки автобиографической истории. Это тоже стало высказыванием о свободе, но не призрачной, а конкретной, рожденной через сопротивление ― советской идеологии, в которой рождался театр, стереотипам восприятия пластического театра, личным страхам и неуверенностям.


Хороший пример сценической адаптации невербальными средствами сложного произведения ― «Улисса» Джеймса Джойса ― показала театральная компания Debris из Словакии в спектакле «Монолог». Один исполнитель, лаконичные видеопроекция и свет, пластика, музыка ― этого оказалось достаточно для высказывания в малой театральной форме. Можно спорить о содержании, интерпретации знаменитого произведения, точности и глубине прочтения, но, в любом случае, благодаря инициативе людей, которые хотят что-то говорить зрителю другими театральными формами, рождается нечто, имеющее право быть.

Все коллективы, принявшие участие в фестивале, являются независимыми проектами. Поэтому главной проблемой, обсуждавшейся на финальной дискуссии «Международное экспериментальное движение. Перспективы для Беларуси», стало финансовой выживание альтернативных театров. Гости из США и Западной Европы поделились своим опытом ― попытки искать поддержку у государственных и частных организаций, возможность самоокупаемости. Но выход для театров, которые решились пойти против мэйн-стрима (не быть коммерческими), ― это вера (в первую очередь в собственные силы) и налаживание коммуникаций с такими же энтузиастами, как и они.


Первый опыт «Того Самого Фестиваля» показал, что развитие альтернативного театра в Беларуси перспективно не только потому, что уже есть полноценные коллективы. Но главное ― у нас есть зритель, которому нужен такой театр, который хотел бы видеть истории о себе, своих проблемах и мечтах, истории, рассказанные современным языком, без пышных декораций и пафоса, но живыми и думающими людьми.

Встречи с белорусскими художниками. «Массовое и элитарное» Комната-картина