3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Осторожно, свинья!

31 января 2012 246

Я хочу рассказать вам о спектакле, который вы без этого рассказа, скорее всего, не посмотрите. Если вы, конечно, не классный руководитель или не интеллигентные родители ребенка младшего школьного возраста. В таком случае, вы знаете детский репертуар столичных театров не хуже меня. А если вы не работаете в школе и у вас нет детей, то откуда же вам знать, что Александр Янушкевич поставил в Белорусском государственном театре кукол замечательную сказку Херманиса Паукша «Осторожно, свинья!»?


…На сцене — маленькая ярко-зеленая лужайка, на которую можно зайти или выйти только через большую железную  дверь. Сценография спектакля (художник Валерий Рачковский) воплощает представления  ребенка о мире с удивительным синтезом природы и цивилизации (каждый из нас, когда был маленьким, думал, что бывают лестницы на небо и окна, виды в которых меняются). В вечном споре между теми, кто считает,  что все созданное для детей должно быть предельно простым, чтобы творчески развивать ребенка (сторонники этой теории отлично понимают, по каким причинам лучшей игрушкой для детей вполне обеспеченных родителей становится коробка из-под печения или камушек, и всячески это поощряют) и теми, кто думает, что для малышей нужно прописывать, прорисовывать, придумывать много-много мелких деталей (чтобы побуждать их к творческому развитию рассматриванием и анализом увиденного), создатели спектакля примкнули ко вторым. «Осторожно, свинья!» — история, где на сцене вместе с героями появляется много «детальной» сценографии: деревья, заборчики, цветочки, самосвальчики, лавочки, фонарики. Сами герои тоже невелики по размеру, пропорциональны установленным границам сценического пространства, и напоминают обыкновенные детские игрушки, которые можно найти в любом универмаге, что работает на узнаваемость персонажа.


На маленькой зеленой лужайке живут разные звери: умный дятел, короед, еж, хор жаворонков, семья медведей… А еще свинья, которая всегда знает, как надо, и методично доводит всех соседей своими советами и предложениями до больницы, так и не успев полечить их целебной грязью. В один прекрасный день звери понимают, что чем со свиньей бороться, лучше просто всем вместе собраться и уйти жить в другое место. Под предводительством волка они находят другую, такую же красивую, зелененькую, светлую лужайку, но свинья приходит вслед за ними. Правда, в конце концов, осознав, что не всем полезна ее замечательная грязь и не всем приятна ее манера поведения, начинает жить отдельно.

И, в общем-то, совершенно понятно, зачем устраивать семейные и классные просмотры этой «поучительной истории для детей и родителей» — чтобы знать, что нужно делать, когда встретишь свинью, и чтобы самому в нее не превратиться. Но зачем взрослому самостоятельному человеку подниматься в субботу или воскресенье ни свет ни заря и ехать на утренний спектакль в театр кукол?  А я вам скажу — для удовольствия. Чтобы расхохотаться, когда вы увидите семью медведей в исполнении Валерия Зеленского и Тимура Муратова (ах! как его медведь говорит «хо-хо-хо!» медвежатам!), педантичного ежа в исполнении Александра Казакова и, конечно, чересчур уверенную в себе свинью в исполнении Владимира Грамовича. Для того чтобы вернуть себе на чуть-чуть детское мышление, где пространство было устроено по-другому, под кроватью кто-то жил, у сложных слов были не значения, а ощущения и ассоциации, ну а в песнях было много загадочных строчек. Да и потом, вы уверены, что знаете как поступить, когда встретите свинью? Вы сумеете ее распознать? Вы знаете, что делать, когда она начнет командовать вашей жизнью? Так, может быть, и вам нужно знать, что происходило в этой поучительной истории?

Рисунки на крыльях Бренды наступают