24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

А на десерт — Някрошюс!

21 ноября 2011

20 ноября в Минске открылся V Международный фестиваль театрального искусства «Панорама».


На торжественной церемонии открытия художественный руководитель фестиваля Николай Пинигин отметил, что в этот раз для зрителей приготовлено чудесное театральное меню. Первым блюдом в нем стал спектакль Театра-фестиваля «Балтийский дом» (Россия, Санкт-Петербург) «Чайка» А.П. Чехова.


За режиссером-постановщиком спектакля литовцем Йонасом Вайткусом давно закрепилась слава формалиста. Исполнитель роли Сорина Юозас Будрайтис на творческой встрече накануне спектакля еще раз напомнил зрителям об этом: «Йонас много работает над формой, и когда он знакомит с ней актеров, то становиться понятно, что это очень плотная конструкция, в которую актеру не так-то просто вписаться, и нужно отдать себя всего, чтобы ее заполнить». Сам Вайткус заметил, что больше всего любит людей, которые понимают, что ни одной вещи без формы (каркаса, хребта) не существует. И найти форму, которая соответствовала бы содержанию, — счастье.

Эпатажная «Чайка» Вайткуса несомненно осчастливила минскую публику сценой спектакля в летнем театре, когда Заречная (Дария Михайлова) летит мимо зрителей на поворотном круге, колыхаясь в ряби волн видеопроекции, и читает монолог о мировой душе. А еще образом молодого доктора Дорна (Виталий Григорьев), придуманного режиссером, — этакого шекспировского призрака (но в прозрачном цилиндре и с улыбкой клоуна), утвердившего нереальность происходящего на сцене. И монологом Тригорина о литературном творчестве в исполнении знаменитого някрошюсовского актера Владаса Багдонаса. И мистическим финалом, когда Заречная и Чайка (Кристина Христова), проносят по авансцене белый гроб, а потом в сиреневом свету в агонии молодой Дорн разбрасывает скомканные рукописи и истерично хохочет (помните его реплику «Как все нервны! И сколько любви...»?), а девушки оплакивают застрелившегося Треплева.


Но в тоже время режиссерское решение многих и озадачило. Вайткус оставляет зрителей в попытках разобраться, зачем на авансцене стоит огромная лошадиная голова; почему убитая Треплевым птица — это девушка в откровенном красном костюме, насколько оправданы ее пластические номера на фоне диалогов и монологов героев; и для чего Яков одет и загримирован так странно (усы и борода Карабаса-Барабаса и фартук дворника, под которым ничего, кроме нижнего белья)…


Кстати, несмотря на неклассические сценические воплощения, в этом году фестивальную программу отличает приверженность к русской и белорусской литературной классике. Кроме сюрреалистической «Чайки», обрадовавшей и озадачившей театралов, в гастрольном меню «Панорамы» нас ждут блюда литовской (пластическая версия «Анны Карениной» от Анжелики Холиной), венгерской (попытка понять загадочную душу парикмахерши и найти сценический язык для воплощения современной русской драматургии) и польской кухни (театр «Рампа» привезет польскую версию «Пинской шляхты» с Виктором Манаевым). А на десерт — «Идиот» Ф.М. Достоевского в постановке Эймунтаса Някрошюса.


Беларусь на «Панораме» представят лауреаты Национальной театральной премии — спектакль «Не мой» по А. Адамовичу в постановке Александра Гарцуева (Национальный академический театр им. Янки Купалы) и спектакль «Драй швестерн» по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», режиссер Алексей Лелявский (Белорусский государственный театр кукол). На правах хозяина Купаловский театр закроет фестиваль постановкой «Похищение Европы, или Театр Франтишки Уршули Радзивилл».

Источник фото:
festival-panorama.by

Этот сайт использует cookies
Понятно