3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Балет «Жар-птица»: что осталось за кулисами

Текст: Корсак Инна, 3 октября 2014 1746

Большой театр Беларуси в новом сезоне решил сделать ставку на балет. И один из них — «Жар-птица». Дебютный балет Дягилева, который был первым в «Русских сезонах», заставивший восхищаться всю Европу, снова возвращается на минскую сцену.



Балетмейстером-постановщиком новой версии известного балета стал народный артист России Андрис Лиепа. Это не первый опыт его работы с белорусской балетной труппой. До сегодняшнего дня в постановке Андриса Лиепы зрители могли познакомиться со спектаклями «Шехеразада» и «Тамар».


Артист признался, что работать над «Жар-птицей» было особо трепетно:
— «Жар-птица» летала на протяжении восьмидесяти лет по Европе! Но прошло уже двадцать лет с тех пор, как я поставил «Жар-птицу» на сцене Мариинского театра в Фокинском варианте. И вернул ее из Европы в Россию. Этот спектакль является для меня символом всего проекта «Русские сезоны».

— А как вам работалось с белорусскими артистами?
— Я получаю огромное удовольствие от работы с ними. Восхищаюсь их профессионализмом и колоссальной отдачей. Признаюсь, не сразу все получается, но между нами есть доверие. И я уверен в конечном результате. У нас танцует пять пар. Это редкое явление.

Костюмы и декорации восстанавливались по эскизам. К примеру, в Третьяковской галерее отыскали эскизы декораций Головина, а у Бакста позаимствовали идею для костюмов. На главных героях — Царевиче и сказочной Жар-птице — зрители увидят невероятной красоты наряды.


Балет короткий по продолжительности — пятьдесят минут, но очень сложный по хореографии. Главная героиня находится на сцене все время. Она не танцует, а парит. Ведь каждое движение должно напоминать полет птицы. А руки — превращаются в крылья.


Людмила Кудрявцева — народная артистка Республики Беларусь, исполнительница роли Жар-птицы и Царевны рассказала:
— Нынешняя постановка «Жар-птицы», лично для меня, это в первую очередь еще одна прекрасная возможность встретиться в балетном зале с Андрисом Лиепой. Он удивительный человек, совершенно неутомим в работе и у него потрясающая энергетика. Наблюдая за ним в балетном зале, не устаешь поражаться, откуда в нем столько сил и энергии? Пять пар солистов ежедневно проходило у него перед глазами, и к каждой он находил особый подход, индивидуальные замечания, какие-то неповторимые позы, акценты, нюансы. Наши репетиции заканчивались порой часов в десять вечера, а то и позже, и то лишь по той причине, что пора было отпускать службы театра домой (улыбается). Я ни разу не видела его в зале в плохом настроении или чем-то раздраженным, Андрис всегда заряжен на продуктивную работу и очень воодушевляет этим артистов, которые с таким подходом способны творить чудеса.

Если говорить о самом спектакле, то это красочный, волшебный, окрашенный колоритом русских народных сказок балет, с довольно сложными танцами для ведущей балерины. В моей творческой жизни это вторая встреча с этим спектаклем. На заре моей карьеры мне посчастливилось станцевать «Жар-птицу» в постановке В. Н. Елизарьева. Мне не хотелось бы проводить какой-либо сравнительный анализ, поскольку это два очень разных спектакля и каждый по-своему, безусловно, уникальный и интересный. Объединяет их, на мой взгляд, в большой степени музыкальный материал: партия Жар-птицы в обоих спектаклях очень сложна. Это настоящее испытание для балерины, такая насыщенная прыжками хореография не встречается практически больше ни в одном балете. Интенсивность и стремительность хореографического языка, продиктованная образом персонажа и музыкой Стравинского, делает эту партию невероятно сложной, а продолжительность нахождения на сцене требует от балерины очень хорошей подготовки и просто физической выносливости. Плюс ко всему необходимо добавить создание яркого, убедительного образа женщины-птицы, окрашенного индивидуальным прочтением и глубокой интерпретацией гениальной музыки Стравинского через себя.


Уже сегодня и на протяжении выходных зрители смогут окунуться в колорит русских народных сказок. Магическая музыка Стравинского дополнит каждое движение артистов. Ведь не зря именно «Жар-птица» откроет в этом году театральный фестиваль «ТЕАРТ».

Фотограф: Ирина Забирашко

Как иллюстрируют «Макулатуру»? ЦИТАТЫ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ