3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

«TЕАРТ-2014»: чем удивит фестиваль?

Текст: Корсак Инна, 18 сентября 2014 1304

Международный форум театрального искусства пройдет в Минске в четвертый раз. Организаторы фестиваля пообещали насыщенную программу и не солгали. С 27 сентября по 22 октября зрители смогут увидеть 21 спектакль в двух программах — международной и дополнительной Belarus Open.


В рамках Belarus Open «ТЕАРТ» откроет новые имена. Этот год примечателен тем, что фестиваль представит зрителю 12 белорусских постановок, являющихся альтернативными. Организаторы отметили, что впервые зарубежные гости смогут познакомиться с белорусской программой.


Известный театральный критик, координатор программы Belarus Open Алексей Стрельников поделился:
— Здорово, что нам удалось произвести такое впечатление, что акцент сделан именно на белорусской программе. Потому что она у нас в этом году действительно получилась весьма обширной. Во многом из-за того, что белорусские артисты проявляли активность. Ведь для них участие в «ТЕАРТЕ» — престиж! Но также очень важно понимать, что фестиваль — это встречи и сотрудничество. Чем больше будет возникать совместных проектов, чем больше будет вовлеченность зарубежных артистов и коллективов в белорусские театральные процессы, тем «ТЕАРТ» будет становиться мощнее с каждым годом. Но однозначно сказать, что акцент на белорусской программе будет развиваться и у нас весь следующий «ТЕАРТ» будет состоять из белорусских спектаклей, невозможно. Это не цель фестиваля.

— Меняется ли публика фестиваля?
— Белорусская аудитория становится разной. И мы осознаем тот факт, что она разная. Мы не воспринимаем людей, которые приходят в театр, как сферического зрителя в вакууме. Постепенно выделяются разные сегменты, появляются люди, которые интересуются только традиционным театром либо традиционным театром в белорусском понимании и люди, которым интересен театральный эксперимент. Они же становятся постоянной аудиторией форума уличных театров или небольших экспериментальных фестивалей. Есть аудитория, которая готова воспринимать клубные форматы театра. Центр белорусской драматургии, к примеру, воспитал сегмент аудитории, которая интересуется исключительно белорусской драматургией, различными формами ее существования. Я не могу сказать, что белорусская публика становится лучше или хуже. Она, скорее, начинает осознавать свои вкусы. И это очень ценно. Ведь это дает шанс белорусским театрам не делать спектакли вообще, а обращаться именно к целевой аудитории.

— Международную программу фестиваля откроет балет Игоря Стравинского «Жар-птица». Почему был выбран именно такой ход?
— Дело в том, что у нас есть разделение на белорусскую и международную программу. Оно традиционное. И есть такое понятие для театрального менеджмента как пре-премьера — своеобразный показ на зрителя. То есть торжественное открытие международной программы в Большом театре оперы и балеты — это однозначно праздник театра, то как он видится нашими партнерами. Объективно это будет действительно большое событие. Программой «ТЕАРТа» мы также обращаем внимание публики на стоящие театральные работы. Одной из них станет спектакль «Шабаны» режиссера Елены Ганум. Для нас это пример удачной работы, которую должны увидеть.

— Какие спектакли Вы бы посоветовали обязательно посмотреть в рамках фестиваля?
— Мне кажется, что программа «ТЕАРТа» настолько разнообразна, что любой может найти для себя какое-то явление. Любители традиционного театра сразу себя обозначили: все билеты на спектакль «Рассказ о счастливой Москве» давно раскуплены. Этот спектакль имеет большое признание. Он не новый, но очень заслуженный. Но, кроме этого, любители современного танца обязательно должны сходить 2 октября во Дворец культуры железнодорожников и посмотреть премьеру Оли Лабовкиной, одной из самых талантливых хореографов Беларуси, имеющей международное признание. Что касается современной режиссуры, например «Датский спектакль», который будет показан в первые дни международной программы, безусловно, для тех, кто интересуется театральными экспериментами. В данном случае абстрактному читателю relax.by я опасаюсь что-либо посоветовать, но мне кажется, что для любого человека есть спектакль, который он обязательно должен посетить.



На официальном открытии фестиваля, которое состоится 3 октября в Большом театре оперы и балета, Белгазпромбанк представит жемчужину своей коллекции — картину Леона Бакста «Эскиз костюма Жар-птицы», выполненную художником для оригинальной постановки балета в 1922 году.


Впервые в этом году генеральным партнером международного форума театральных искусств выступил ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Заместитель генерального директора Михаил Пучило отметил:
— «Газпром» всегда старается поддерживать интересные проекты в Беларуси. Главной задачей на фестивале, которую мы перед собой ставили, — дать возможность нашим зрителям увидеть что-то иное.


А Андрей Курейчик (белорусский режиссер и драматург) дополнил:
— Зритель от фестиваля к фестивалю каждый год стал привыкать к тому, чего никогда не видел раньше на белорусский сцене. Поэтому мы стараемся развиваться и удивлять своего зрителя.

Фестиваль этого года действительно удивит. В международной программе зрители увидят спектакли театральных коллективов из восьми стран: Беларуси, России, Литвы, Польши, Латвии, Словении, Германии и Дании. В этот блок войдут самые громкие и знаменитые мировые постановки, где акцент будет сделан на эксперимент и новаторство.

Уникальна постановка из Дании. Впервые на белорусской сцене будет представлен спектакль «Смех в темноте» по одноименному роману Владимира Набокова. Его премьера состоялась в мае этого года на сцене театра Republic в Копенгагене. Постановка уникальна тем, что возглавлял ее не режиссер, как принято, а художник. «ТЕАРТ» и дальше продолжит сотрудничество с новыми театрами мира.


Вячеслав Иноземцев (руководитель пластического театра «Ин-Жест», арт-директор форума пластических театров «ПлаSтформа») отметил:
— В Беларуси на данный момент очень мало театральных фестивалей. В то время как у соседей, к примеру, в Латвии, в каком-нибудь маленьком городе, который сложно найти на карте мира, проходят как международный фестиваль пластических театров, так и международный фестиваль уличных театров. У нас с этим очень трудно. Ведь, как известно, из количества рождается качество!

Завершится фестиваль премьерой в Национальном академическом театре имени Янки Купалы — спектаклем «Отец» по пьесе «Тихий шорох уходящих шагов» молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского, режиссер — Екатерина Аверкова.

Фотограф: Ирина Забирашко

В Минск приехали создатели и актеры «Одинок по контракту» Бонд, нормы и фотографии